Новый президент Ирана Хасан Роухани открыт для перезагрузки отношений с Западом
19 сентября 2013
США придумали, как налаживать отношения с Хасаном Роухани
План ликвидации сирийского химоружия, обнародованный в Женеве главой МИД РФ Сергеем Лавровым и госсекретарем США Джоном Керри, резко активизировал усилия по урегулированию иранского ядерного кризиса. Президент США Барак Обама назвал опробованную в отношении Дамаска "дипломатию, подкрепленную военной угрозой" моделью для переговоров с Тегераном. Глава Белого дома подтвердил, что обменялся посланиями с новым иранским президентом Хасаном Роухани. Источники в Тегеране не исключают возможности встречи господ Обамы и Роухани на полях предстоящей сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. О готовности к контактам с властями Тегерана заявили и в Лондоне. Однако перезагрузка с Ираном не устраивает республиканских противников Барака Обамы, уже обвинивших его в том, что отказ от операции против Дамаска послал неверный сигнал иранцам.Подтверждением того, что после разрыва дипотношений в 1980 году Вашингтон и Тегеран готовы сделать первый шаг навстречу друг другу, стало интервью Барака Обамы американскому телеканалу АВС. В итоговой воскресной программе Джорджа Стефанопулоса глава Белого дома впервые сопоставил два международных кризиса — сирийский и иранский, разъяснив, как, по его мнению, должна действовать американская дипломатия кнута и пряника. "Если мы будем иметь достоверную угрозу применения силы в сочетании с активными дипломатическими усилиями, это может позволить нам достичь соглашения",— сформулировал задачу Барак Обама.
Напомнив, что иранская ядерная программа — это "гораздо больший вопрос" для США, чем сирийское химическое оружие, господин Обама призвал не забывать, что в арсенале США есть не только пряник, но и кнут. "Они не должны сделать вывод, что если мы не нанесли удар по Сирии, то не ударим и по Ирану. Урок для них должен состоять в том, что всегда есть потенциал для решения таких вопросов дипломатическим путем",— заявил он.
Впрочем, интервью Барака Обамы свидетельствует: по крайней мере в ближайшем будущем США намерены сосредоточиться на дипломатических усилиях по решению иранской ядерной проблемы, воспользовавшись не только "сирийским опытом", но и победой на президентских выборах в Иране в июне этого года реформатора Хасана Роухани. Так, отвечая на вопросы Джорджа Стефанопулоса, глава Белого дома сообщил, что обменялся с Хасаном Роухани посланиями, смысл которых он, впрочем, излагать не стал.
Одной из главных дипломатических интриг будущей недели станет вопрос, встретятся ли господа Обама и Роухани на полях сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Выступление двух лидеров с трибуны ООН намечено на один и тот же день. При этом, как заявили в Белом доме, их встреча пока не планируется. Впрочем, ведущие западные СМИ, ссылаясь на свои источники, не исключают, что Барак Обама и Хасан Роухани все же пообщаются с глазу на глаз. Не отрицают такого сценария и в Тегеране, о чем заявил глава МИДИрана Джавад Зариф.
Резко активизировались на иранском направлении и ближайшие европейские союзники США — британцы. Выступая в парламенте, премьер Дэвид Кэмерон сообщил, что уже направил послание Хасана Роухани, предложив начать налаживать отношения с Тегераном. Достигнув своей нижней точки в 2010 году, вплоть до настоящего времени эти отношения были практически свернутыми.
Именно британская сторона стала инициатором прямых контактов в Нью-Йорке главы МИД Великобритании Уильяма Хейга с его иранским коллегой Джавадом Зарифом и президентом Роухани. "Мы договорились о встрече с министром иностранных дел и были бы рады организовать встречу еще и с президентом",— сообщили в британском Форин-офисе. После чего в Twitter иранского президента появилось сообщение, что "Тегеран воспринял британское предложение позитивно".
Подтверждением того, что Иран готов начать новую партию с Западом, может служить и заявление господина Роухани, что в Тегеране "примут любого президента в Сирии, который будет избран народом". Сирийские власти намерены провести президентские выборы в 2014 году, однако такой сценарий в условиях гражданской войны пока выглядит маловероятным. Между тем тон высказывания нового иранского президента заметно отличается от заявлений его предшественника Махмуда Ахмадинежада, делавшего главный упор на поддержку сирийского президента Башара Асада и жесткое противостояние с Западом.
Впрочем, перезагрузка отношений с Ираном, на которую пытаются сделать ставку президент Обама и его европейские союзники, категорически не устраивает республиканских критиков Белого дома. Кандидат на президентских выборах 2008 года сенатор Джон Маккейн и его коллега от Южной Каролины Линдси Грэм выступили с совместным заявлением, подвергнув женевский план Лаврова—Керри резкой критике. По мнению сенаторов, отказ от военной операции в Сирии будет интерпретирован как "провоцирующая слабость американской стороны". "Мы не можем себе представить, чтобы стремящийся к обладанию ядерным оружием Иранполучил бы более нездоровый сигнал",— говорится в заявлении конгрессменов.
Сергей Строкань
Источник:
Коммерсантъ.ru
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий