От редакции. Предстоящие 14 июня нынешнего года президентские выборы в Исламской Республике Иран – событие, к которому приковано пристальное внимание и на Востоке, и на Западе. Как изменится внешнеполитический курс Ирана с приходом новой президентской команды и изменится ли он вообще? Как будут выглядеть ориентиры Исламской Республики на фоне «турбулентности» Большого Ближнего Востока? Чем ответит Иран на разжигаемое извне пламя суннитско-шиитского противостояния? И, наконец, что привнесет новая президентская команда Тегерана в российско-иранские отношения? Вот лишь самый краткий перечень вопросов, на которые редакция информационного агентства «Iran.ru» попытается ответить в цикле аналитических материалов, посвященных июньским выборам. Сегодня мы предлагаем вниманию читательской аудитории нашего портала первую публикацию из этого цикла – статью эксперта Института Востоковедения РАН Елены Дунаевой
Иран накануне президентских выборов
Новый, 1392 год в Иране возведен в ранг года Политического и Экономического Подвига. Такое выспренное название неслучайно. День 14 июня реально рассматривается на фоне переживаемых сложнейших перипетий как выдающийся: иранцы в 11-й раз будут избирать главу исполнительной власти – президента страны, а с ним органы местного самоуправления и членов Совета экспертов. Духовный лидер Исламской республики аятолла Али Хаменеи в своем выступлении в первый день иранского Нового года назвал выборы важнейшим политическим событием последнего времени и отметил, что именно голос масс определяет будущее народа и государства. Подчеркнув сложность ситуации в связи с международными санкциями, усилением психологического давления и попытками извне дестабилизировать ситуацию, он призвал все население совершить, как он выразился, героический поступок на политическом поле – принять активное участие в выборах и отдать свой голос наиболее достойным кандидатам.
Предстоящие выборы действительно имеют для Ирана чрезвычайное, даже судьбоносное значение. На повестке стоит вопрос выхода из тупика на переговорах по ядерной программе и ослабления, а лучше - отмены, режима санкций. А с этими проблемами связано скорейшее урегулирование отношений с западным миром и, возможно, начало переговоров с США. Важным моментом внешнеполитической деятельности ИРИ будет защита ее интересов на Ближнем и Среднем Востоке, поскольку здесь в последнее время наблюдается усиление негативного восприятия Ирана в свете обострения суннитско-шиитских противоречий. Стране предстоит отстаивать свой дискурс в исламском мире, в котором она стала региональной супердержавой после военного разгрома Ирака и постараться разорвать изоляцию, вызванную целым блоком проблем, – от навязанного ей статуса возмутителя спокойствия до «провокатора» гонки ядерных вооружений.
Не менее героические, а по масштабам предстоящей работы - действительно титанические усилия предстоит приложить на экономическом поприще. Здесь недостаточно просто противостоять влиянию санкций, необходимо мобилизация внутренних накоплений, активизация производства, поддержать конкурентоспособность и сократить зависимость от нефтяного экспорта. Это, без сомнения, задачи переднего ряда, без решения которых попытки Ирана упрочить собственные позиции и расширить свое влияние в регионе и в мире едва ли будут успешными. Осуществление этих задач ложится на плечи всего иранского народа, однако ответственность за их реализацию должен взять на себя новый президент и избранная им команда. Однако помимо выработки нового курса в сфере внешней политики и социально-экономической сфере, ему придется восстановить баланс сил на внутриполитической арене.
В последние годы Иран переживает сложный момент своей политической истории. Все острее и острее проявляются разногласия между президентом и правительством с одной стороны, и меджлисом, судебной властью и религиозными авторитетами, с другой. Причем, каждая из конфликтующих сторон увязывает урегулирование всех конфликтов с итогами президентских выборов. Причины разбалансировки системы управления скрыты в политике М.Ахмадинежада и событиях, последовавших за выборами 2009 г.
Характерное для ИРИ попеременное доминирование во властных структурах представителей консервативной или более либеральной направленности, придавало определенную стабильность всей системе власти в стране. В наиболее острые моменты вмешательство духовного лидера уравновешивало ситуацию. Концентрирование всех институтов власти в руках одного политического течения – консерваторов - при доминировании радикальных элементов, наблюдавшееся после прихода к власти М.Ахмадинежада в 2005 году, закончилось острым противостоянием сил на президентских выборах в году 2009, что и привело к появлению протестных настроений в обществе, активно подпитываемых Западом. Подавление «зеленого движения», разгром лагеря реформаторов внешне стабилизировали внутреннюю ситуацию, однако не смогли предотвратить развитие процесса размежевания сил, охватившего практически все слои и группы населения. Усилились процессы конфронтации между политическими элитами, институтами и партиями, что рельефно проявляется сегодня, в ходе разворачивающейся предвыборной кампании.
Независимая, напористая политика президента, его стремление расширить круг своих полномочий и вывести деятельность правительства из-под контроля меджлиса, неоднозначные высказывания по вопросам внешней и внутренней политики вызывают противодействие большей части консервативного лагеря, который контролирует две другие ветви власти – законодательную и судебную. Хотя консерваторы уже давно резко критикуют политику Ахмадинежада и даже поднимали вопрос о его импичменте, тем не менее, соблюдая верность духовному лидеру, дали ему возможность довести до конца свои полномочия. В то же время неприятие ими Ахмадинежада увеличивается. Прилагается максимум усилий для того, чтобы не допустить возможности занятия президентского кресла одним из ближайших его сторонников и единомышленников, из опасений, что нынешний президент не уйдет из политики и будет управлять новым президентом, навязывая ему свою волю.
По инициативе Меджлиса еще летом прошлого года был поднят вопрос о внесении изменений в Закон о выборах президента ИРИ. В ходе многочисленных жарких дискуссий при обсуждении проекта были внесены многочисленные поправки, однако не все из них были одобрены большинством и утверждены Наблюдательным советом. Не удалось внести изменения относительно возраста, образовательного уровня и других требований к кандидату. Однако в новой редакции закон лишь несколько ограничил деятельность исполнительной власти по проведению выборов. Согласно новому документу, МВД, подотчетное правительству, всю деятельность по проведению выборов ведет под контролем Центральной исполнительной комиссии. В ее состав помимо министра внутренних дел, информации, генерального прокурора включены представитель президиума меджлиса и наиболее уважаемые религиозные, политические, общественные или культурные деятели (в составе семи человек). Эта комиссия будет утверждать результаты голосования и рассматривать жалобы. Таким образом, законодательная власть и общественность страны оказались включенными в механизм контроля за выборами. Однако органом, который окончательно утверждает итоги голосования, остается Наблюдательный совет.
Этому институту отведена особая роль в выборной системе страны. Стоит напомнить, что система государственного устройства ИРИ сочетает в себе религиозные и демократические принципы. Хотя президентские выборы проходят раз в 4 года на альтернативной основе и главу исполнительной власти избирают прямым тайным голосованием, допустить кандидатов к выборам должен Наблюдательный совет. В этом году официальная регистрация кандидатов будет проходить с 7 по 11 мая. Одновременно документы всех зарегистрированных лиц будут рассматриваться в специальных комиссиях, сформированных министерством внутренних дел. Результаты этой проверки направляются в Наблюдательный совет, который подтверждает благонадежность и богобоязненность всех кандидатов, оценивает их верность исламской революции и соответствие другим требованиям, предъявленным к кандидату согласно Закону о выборах президента. Этот орган, по сути, может отклонить кандидатов, неугодных ему по политическим взглядам или иным причинам. В наиболее сложных случаях последнее слово остается за лидером.
В то же время, говоря о выборной системе Ирана, нельзя не подчеркнуть ее демократическую составляющую - активное участие населения в выборных кампаниях, что можно оценивать как достижение исламской демократии. Практически на всех президентских выборах процент явки населения был достаточно высок, а в некоторые годы превышал 70%. В 2009 г. в голосовании участвовало 85 % населения, имеющего право голоса. Даже на парламентских выборах 2012 г., когда оппозиционные режиму силы внутри и за пределами страны активно призывали к бойкоту выборов, население страны откликнулось на призывы руководства проявить патриотические чувства, прийти на избирательные участки, тем самым продемонстрировать свою поддержку режиму и дать решительный ответ внешним врагам республики. Явка на выборы составила 64%.
Определенную тревогу у руководства вызывает возможность повторения оппозиционных выступлений 2009 г. Эти опасения базируются на постоянных сообщениях некоторых западных и арабских СМИ о том, что США, Саудовская Аравия и Катар разрабатывают планы дестабилизации ситуации в ИРИ в ходе выборов, делая ставку на осложнение экономической ситуации в стране и недовольство иранцев ухудшением материального положения ( используя рост политической активности, характерный для предвыборного периода.) Однако министр информации Хейдар Мослехи заявляет, что силы безопасности совместно с другими правоохранительными органами предприняли все необходимые меры для обеспечения стабильности и правопорядка накануне и после выборов.
Али Хаменеи, высказываясь резко против попыток вмешательства в выборный процесс внешних сил, в своем выступлении акцентировал необходимость участия в выборах широкого спектра политических сил, выражающих верность исламскому режиму, отстаивающих национальные интересы и действующих в рамках Конституции. Эти слова лидера обращены, в первую очередь, к тем группам прореформаторской ориентации, которые после событий 2009 г. стремятся вернуться на политическую арену страны и продолжить партнерство с властями. Пересмотрев стратегию действий, разорвав связи с эмиграцией, размежевавшись с крайне радикальными элементами, представляющими главную угрозу для продолжения политической жизни этого идеологического течения, реформаторы заявили о готовности участвовать в выборной кампании. При этом они подчеркивают верность идеалам исламской революции, принципу «велаят -е факих» и конституции страны.
Возвращение умеренных реформаторов на политическую арену при условии проведения «здоровых» выборов сможет консолидировать общество, поднять политическую активность населения и будет способствовать восстановлению баланса сил. Рассмотренные выше особенности внутриполитической ситуации страны определяют специфику нынешней выборной кампании. В этом году можно говорить об участии представителей трех сил: консерваторов, умеренных реформаторов и сторонников правительства - «доулатиха». Последних иногда относят к радикалам. Однако попытки ранжировать политические силы исходя из их идеологических взглядов в условиях иранской действительности достаточно сложная задача. У большинства из них отсутствуют четко сформулированные программы действий. Их позиции часто корректируются в зависимости от ситуации и тактических целей. Поскольку большинство организаций не ведут постоянную деятельность, а активизируются только в период выборных кампаний и объединяются в предвыборные коалиции вокруг известных политических фигур, то оценить их взгляды возможно лишь отслеживая реакцию лидеров на те или иные события. Причем радикальные лозунги в сфере внешней политики или морали могут соседствовать с достаточно либеральными взглядами на экономические проблемы и наоборот.
Часть кандидатов в президенты позиционирует себя как независимые, т.е. не связанные с какими-либо политическими объединениями и группами. До окончательного утверждения кандидатур (в середине мая) невозможно делать какие-либо прогнозы даже относительно количества участников президентской гонки. Однако уже ясно, нынешние выборы отличаются большим количеством претендентов на президентское кресло. Причем среди кандидатов большинство - политики высшего ранга. Иранские СМИ утверждают, что в борьбу готовы вступить почти четыре десятка бывших министров, депутатов меджлиса, руководителей государственных организаций. Многие из них уже образовали штабы, ведут пропагандистскую деятельность, совершают поездки по стране. К сожалению, большинство претендентов, вступают в борьбу, не представив обоснованной программы действий, набросав лишь основные лозунги и определив общие задачи. Их выступления изобилуют критикой действий правительства, перечислением проблем и обещаниями исправить ситуацию в кратчайшие сроки. Все депутаты большое внимание уделяют вопросам внешней политики и экономике. Существует понимание того, что в ближайший год надо будет найти пути достижения договоренностей по вопросам ядерной программы и стабилизировать экономическую ситуацию. Но каким путем? Ответа на этот вопрос пока не просматривается в заявлениях кандидатов. Поднимается и вопрос о переговорах с США. Однако большинство едины в том, что вступление в переговоры не должно быть самоцелью, а должно осуществляться в комплексе защиты национальных интересов по всем направлениям.
Поднимается вопрос о представлении кандидатами своей команды еще до выборов, что достаточно актуально для Ирана, поскольку там отсутствуют сильные политические партии или объединения, которые выдвигают и поддерживают того или иного кандидата и формируют его команду. В этом году многие претенденты заявляют о готовности включить в состав правительства представителей различных сил, делая ставку на компетентность и профессионализм, а не на политические пристрастия. На обсуждении был вопрос о создании правительства «народного единства» или «коалиционного правительства». Как представляется, в условиях сильного внутреннего противостояния идея привлечения представителей широкого спектра политических сил в структуры исполнительной власти при условии поддержки ими основных идей и программ президента и полной слаженности сможет работать на консолидацию общества. Однако пока предвыборная борьба сводится лишь к обвинениям друг друга, разоблачениям, опровержениям, а не к разумной критике позиций противника.
Усиление процессов конфронтации в обществе в последние годы привели к тому, что в отличие от прошлых десятилетий, когда в ходе выборов позиции каждого из политических лагерей представляла достаточно сильная единая коалиция, на этот раз каждая из вышеупомянутых трех конкурирующих между собой сил представлена несколькими коалициями и множеством кандидатов.
Так, лагерь консервативных сил представлен двумя основными коалициями – «2+1» и «группа 5». Первое объединение, которое в последние дни стали называть коалиция прогресса, представляют три кандидата: Али Акбар Велаяти – советник духовного лидера, генеральный секретарь международной ассамблеи «Исламское пробуждение» и бывший министр иностранных дел, Голамали Ходад Адель – депутат меджлиса, директор Академии персидского языка и литературы, спикер меджлиса 7-созыва и Мохаммад Багер Галибаф – мэр Тегерана, бывший командующий сил правопорядка. Три кандидата подчеркивают верность режиму, исламской республике, принципам консерватизма, но представляют различные течения консервативного лагеря: умеренных, более радикальных и прагматиков–технократов. Очевидно, целью этого объединения, члены которого позиционируют себя как команда, хотя далеки друг от друга по своим устремлениям, стало желание привлечь различные слои электората, чтобы составить достойную конкуренцию представителю проправительственного лагеря. В то же время в формировании этого союза «трех», из которых лишь один, избранный сторонниками этой коалиции путем соцопросов и договоренностей, пойдет на выборы, а остальные двое смогут в случае победы занять должности в правительстве, можно увидеть готовность использовать профессионалов - представителей различных политических взглядов во имя интересов прогресса страны.
Вторая коалиция консерваторов представляет интересы умеренных или традиционалистов, опирающихся на одно из старейших политических объединений - Фронт сторонников линии имама и духовного лидера, в который входят 16 партий и организаций. Социальная опора Фронта - представители частного бизнеса, особенно в сфере финансов и торговли, духовенство, традиционные городские слои. Основная задача этого объединения на выборах – вернуть власть в руки умеренных консерваторов и прагматиков, не допустив избрания сторонников правительства.
Эта коалиция, называющая себя Коалицией большинства консерваторов, выдвигает Манучехра Моттаки – депутата парламента, бывшего министра иностранных дел, Мостафу Пурмохаммади – руководителя Контрольной организации страны, бывшего министра внутренних дел и члена религиозной организации Общество борющегося духовенства, Мохаммад Резу Бахонара – заместителя спикера меджлисов 8-го и 9-го созывов, Мохаммад Хасана Абутарабифарда – заместителя спикера меджлиса, члена Общества борющегося духовенства и Йахийаи Аль Асхага - министра торговли в правительстве А.А. Хашеми Рафсанджани. Предполагается, что к моменту подачи документов, из этих пяти лиц будет определен лишь один претендент на президентское кресло.
Отдельно от этих коалиций выступает участник прошлой выборной кампании, секретарь Совета по целесообразности, бывший командующий Корпуса стражей Мохсен Резаи, представляющий Фронт стойкости (Истадеги), созданный накануне парламентских выборов 2012 г. В его состав вошли 11 организаций, в основном недавно созданных и не отличающихся четко выраженными идейными позициями и опытом политической деятельности. Среди них - Партия развития и справедливости, Фронт сторонников валаят-е факих, Общество молодых созидателей, женское общество «Зейнат», Общество молодежи исламской революции. Мохсен Резаи выражает интересы еще одного течения консервативного спектра, называемое в Иране прореформаторски настроенные консерваторы. В обществе его основная опора – государственные служащие среднего и низшего звена. Оценивая невысокие результаты М.Резаи в предыдущей выборной кампании, аналитики отмечают, что он стал победителем предвыборных дебатов, поскольку лишь один представил продуманную программу и четко отвечал на вопросы оппонента. Наличие экономической составляющей с идеей регионализации иранской экономики и программой интенсификации сельскохозяйственного производства отличает этого кандидата от других и в ходе этой кампании. Несколько кандидатур из лагеря консерваторов заявили о намерении участвовать в выборах, не опираясь на поддержку каких-либо объединений.
Обращает на себя внимание тот факт, что в ходе настоящей кампании еще не выразили своей позиции Общество борющегося духовенства и Общество преподавателей Кумского теологического центра, традиционно выступавшие в качестве лидеров консервативных сил в ходе выборных кампаний. Не делая пока заявлений о поддержке тех или иных кандидатов, они прилагают усилия в плане сокращения общего количества претендентов и пытаются договориться с двумя основными коалициями о выдвижении ими единого кандидата после регистрации документов.
Не определены до конца кандидаты и проправительственных сил. В этом лагере просматриваются два течения. Первое представляют ближайшие сторонники президента в аппарате правительства и местных органах исполнительной власти. Так, выдвинули кандидатуры министр дорог и городского строительства Али Никзад, руководитель организации культурного наследия и туризма Рухолла Ахмадзаде Кермани, министр иностранных дел Али Акбар Салехи, спикер правительства Голамхосейн Эльхам, первый вице-президент Мохаммад Реза Рахими. Однако не снят с повестки дня вопрос о выдвижении такой одиозной фигуры как Рахим Машаи – родственник и ближайший друг М.Ахмадинежада, работающий сейчас в качестве исполнительного секретаря Организации неприсоединившихся государств. Хотя большинство аналитиков сходятся во мнении, что его кандидатуру не утвердит Наблюдательный совет из-за его неоднозначных высказываний, в окружении президента большинство предрекают ему победу на выборах. К лагерю проправительственных сил относят и Фронт верности исламской революции, также оформившийся накануне парламентских выборов 2012 года, духовным лидером которого признан аятолла Месбах Йазди. Это объединение пока еще не сделало заявлений о поддержке того или иного кандидата.
Третьим центром, готовящимся принять участие в выборах, стали реформаторы. После событий 2009 г. – это их первый выход на публику. В парламентских выборах они не принимали участия как организованная сила. Однако изменение ситуации внутри общества за последний год, переоценка роли части реформаторского лагеря в событиях прошлых президентских выборов, позиция самих реформаторов по поддержке устоев исламского режима создали возможность для их возвращения в политическую жизнь. Их возвращение приветствуют и многие консерваторы. Они понимают необходимость задействовать электорат реформаторов и видят в них силу, противостоящую проправительственному лагерю. Уже несколько представителей умеренных реформаторов заявили об участии в выборах: Мохаммад Реза Ареф – вице-президент в правительстве М.Хатами, Мохаммад Шариатмодари – министр торговли, Мостафа Кавакбийан – генеральный секретарь партии демократия. Однако эти фигуры не смогут получить поддержку всех реформаторских сил и составить сильную конкуренцию другим кандидатам. Среди сторонников либералов нарастает движение в поддержку Мохаммад Хатами, который пока не выражает желания вновь пойти на выборы. Однако образован штаб, который проводит сбор голосов за его выдвижение и не теряет надежды уговорить бывшего президента.
На днях объявил об участии выборов близкий к реформаторским кругам Хасан Рухани, возглавлявший Высший совет национальной безопасности в период президентства М.Хатами, известный как ведущий переговорщик с Западом по ядерной программе. Х.Рухани позиционирует себя как независимый кандидат, тем не менее он может получить поддержку как реформаторского электората, так и части консерваторов. Кандидатуру Х. Рухани поддерживает сильнейшая фигура иранского политического Олимпа – Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, хотя не смолкают разговоры и о его возможном участии в выборах. Его имя как кандидата недавно появилось на лидирующем месте в правительственной газете Иран. Как представляется, при нынешней международной ситуации вокруг Ирана и большом объеме внутренних проблем Рафсанджани, обладающий большим опытом политического маневрирования и ведения «закулисной дипломатии», сохраняющий в последние годы «надфракционную» позицию, наряду с некоторыми другими кандидатами мог бы быть удачным выбором для иранского народа.
В то время как в ближайшем окружении кандидатов и в политических кругах царит оживление, отмечается достаточно низкий в сравнении с прошлыми периодами уровень политической активности населения. Каждодневные бытовые проблемы отвлекают от слежения за президентской гонкой. Большое количество кандидатов осложняет выбор, тем более, что на данном этапе президентской гонки их соперничество пока не в полной мере отражает борьбу идей, а демонстрирует лишь раздробленность политической элиты, ее внутренние противоречия и амбиции. Возможно, избиратели осознают, что главные соперники еще не определены и пока еще несколько рано думать о выборе.
Об авторе:
Елена Викторовна Дунаева , к.и.н, старший научный сотрудник сектора Ирана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий