18 января 2013
«После распада Ирана как огромного культурного ареала и разделения единого народа на несколько частей в конце эпохи династии Афшаров и начале правления Каджаров минимальным требованием иранских народов к своим правительствам и политикам было установление друг с другом экономических, культурных и политических союзов. В Иране крупным политическим деятелям, таким, как известный премьер-министр Амир Кабир, начавший в XIX веке модернизацию страны, этого сделать не удалось. Кроме того, умы патриотически настроенных политиков и интеллигенции были направлены на освобождение от цепей колониализма и деспотии, поэтому не было никакой возможности всерьез говорить о сплочении государств, расположенных на территории раздробленного Ирана». Такова концепция «Большого исламского Ирана» секретаря иранского Совета политической целесообразности Мохсена Резайи, которая предлагается ираноязычной элите разных стран в качестве стратегии для создания крупномасштабного культурного и экономического единства. Попытаемся подробно рассмотреть эту концепцию. Дискуссия на тему иранской идентичности содержит в себе ряд тонкостей, о которых, возможно, ничего неизвестно ни знатокам истории, ни ученым. Кстати говоря, именно эти тонкости, кажущиеся на первый взгляд незначительными, являются причиной ошибочных выводов, которые в некоторых случаях совершенно расходятся с действительностью. Поэтому будет полезно кратко разобраться, что же представляет собой иранская самоидентичность и вложить в это устоявшееся понятие некое новое содержание. Иран, иранское и иранство для людей, неискушенных в истории и культуре Среднего Востока, считается одним и тем же, однако специалисты, хорошо разбирающиеся в особенностях этого региона, выделяют здесь как минимум два понятия. Иран для большинства людей во всем мире и, к сожалению, для части самих иранцев, представляет собой лишь географически конкретное государство с определенными границами. Иранским именуется все, что относится к этой стране, например, население, а иранством называют некое культурно-цивилизационное понятие, относящееся к этой географической области. Такое понимание имеет явные противоречия. Если называть иранским только то, что относится к современному государству Иран, а иранством признавать только находящееся в его границах, тогда получится, что известного средневекового ученого и врача Авиценну нельзя назвать иранцем, потому что он родился в Бухаре, расположенной далеко за пределами нынешнего Ирана. То же самое касается всемирно известных поэтов Руми, Рудаки, Насира Хосрова, астронома Бируни и других великих мудрецов, которых все считают иранцами. В ответ на это противоречие иногда приходится слышать ответы дилетантские, а иной раз и шуточные. Например, многие утверждают, что Авиценна был иранцем, потому что в его времена Бухара была частью Ирана. Подобное заявление не выдерживает никакой критики. Если бы действительно было так, тогда бы Сократ, Платон и Аристотель тоже бы считались иранскими философами только потому, что и Греция когда-то была частью империи Ахеменидов. Вместе с тем, никто и никогда не называл этих великих мудрецов иранцами. По той же логике знаменитого Саади можно было считать монгольским поэтом, поскольку на определенном этапе истории Иран входил в Монгольскую империю. Таким образом, безосновательность подобных заявлений - налицо. Вместе с тем, в результате падения власти династии Сасанидов и под натиском армии арабов на протяжении 900 лет вообще не существовало такого государства, как Иран. На протяжении долгого времени иранские земли находились под прямым управлением халифов, сначала Омейядов, а потом Аббасидов. Только потом, приблизительно в X – XI вв. н.э. в Иране появились полунезависимые государства, но ни одно из них не владело территориями распространения иранской культуры и не называло себя Ираном. Более того, династии, образовавшие эти полунезависимые от халифов государства, такие, как Тахириды, Зияриды, Саманиды, Сафариды и другие, были всего лишь местными правителями отдельно взятых территорий Большого Ирана. Вслед за этим последовало монгольское нашествие, после которого на Иран напали полчища Тамерлана. Спустя еще некоторое время в Иране установилась власть вождей туркменских племен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Однако никто из пришлых завоевателей не называли свое новое государство Ираном. Только в 1508 году впервые шах династии сефевидов Исмаил, выходец из Азербайджана, установил свою власть почти над всем Большим Ираном, подчинив себе местных правителей. Он первым нарек себя шахом Ирана, положив начало возрождению иранского государства. Однако остается целый ряд вопросов. Что же считается критерием иранства, который позволяет считать Авиценну и Руми именно иранцами? Вообще, что такое иранство? Если Руми, уроженца Балха, называть иранцем, как же быть сейчас с остальными жителями этого города, находящего на территории современного Афганистана? Считать ли их тоже иранцами? Если в утверждении о том, что Балх и Бухара когда-то были частью Ирана, имеется в виду современное государство Иран, то это совершенно не так. Более правильно сказать, что современное государство Иран было и есть часть Большого Ирана. Для большего понимания вернемся к началу нашего изложения, где мы упомянули, что специалисты по истории и культуре Среднего Востока под термином Иран и иранство понимают как минимум два значения. Первое – это современное государство Иран, а второе – Иран как культурная область, обладающая рядом специфических особенностей и выделяющаяся благодаря им на фоне прочих соседних культурных областей, например, индийской или китайской. Далее мы будем понимать под термином «Иран» соответствующую культурную область, а при переходе к современному Ирану как политическому образованию использовать словосочетание «государство Иран». Ввиду этого Авиценна и Руми – иранцы, потому что они относятся к культурному ореолу Большого Ирана. Они не принадлежат государству Иран, однако жителей Балха и Бухары в том же смысле можно считать иранцами. Ниже кратко рассмотрим отличительные особенности иранства, на основании которого люди считаются иранцами, а культура – иранской. 1. Язык Язык большей части жителей Ирана относится к иранской группе языков, входящих в индоевропейскую лингвистическую семью. В иранских языках, самым известным из которых является персидский язык (дари), большинство слов имеет общие корни, а их грамматика весьма схожа. Лингвисты выделяют следующие группы мертвых и живых иранских языков. Древнеиранские языки: 1) авестийский, на котором написана священная книга зороастрийцев Авеста; 2) древнеперсидский наскальных надписей эпохи династии Ахеменидов; 3) мидийский, схожий, по свидетельству греческих историков, с древнеперсидским. Среднеиранские языки: 1) южный пехлевийский (сасанидский), распространенный в эпоху династии Сасанидов на юге и юго-западе Ирана; 2) северный пехлевийский (аршакидский), используемый на севере и западе Ирана; 3) среднеазиатские языки (согдийский, хорезмийский и другие). К числу новоиранских языков относится персидский (дари), используемый при шахский дворах и жителями Большого Хорасана. По причине своего большого сходства с южным и северным пехлевийскими языками он проник в государство Иран и стал использоваться почти повсеместно. Новоиранскими языками также являются курдский, азери, на котором говорит неотуреченное население иранского Азербайджана, лурский, гилянский, мазендаранский, семнанский, хунсари, белуджский, татский и некоторые другие. Все они также в плане лексики схожи с северным и южным пехлевийскими языками. Кроме того, в эту группу входят языки северных областей Большого Ирана, например, осетинский, а также языки его восточной части, например, пушту, нуристанский, бадахшанский и другие. 2. Культура История иранской культуры Большого Ирана также, но уже с исторической точки зрения, делится на три этапа. Следы каждого из них можно найти в культуре почти всех иранских народов, поскольку все их традиции, легенды, поэзия, эпос, история и верования имеют между собой много общего. Древнеиранская (доисторическая) эпоха Эта эпоха существовала с самой древности до возникновения в Большом Иране первых государств. Ее особенностью является поклонение богам арийского (иранского) пантеона: Митре, Ахурамазде, Анахите и другим. Иранцами были народы, которые в глубокой древности переселились в Большой Иран с севера. Они были племенами кочевников и гордились своей культурой, что не помешало им быстро усвоить местные традиции. Однако главным у них считалось соблюдение моральных качеств, таких как правдивость и благородство. Ноуруз и другие иранские праздники Мехрган и Тирган уходят своими корнями именно в древнеиранскую эпоху. То же самое можно сказать о современных традициях и верованиях народов Ирана, что составляет их общее культурное наследие. В эту же эпоху зародились религии маздаизма и зороастризма. Заратуштру, основоположника зороастризма, многие историки связывают с западным Ираном периода правления династии Ахеменидов, однако весьма вероятно, что он все же появился в восточной части и гораздо раньше. В древнеиранском эпосе «Шахнаме» указывается, что Заратуштра появился в Балхе и именно оттуда стал распространять свою религию. Покровителями зороастрийского пророка были именно правители Балха – Гештасп и его сын Исфандияр, которые, кстати, считали себя иранцами. Вспомним ту часть «Шахнаме», в которой богатырь Рустам предлагает Исфандияру вместо боя один на один заставить сразиться их армии, на что тот доблестно отвечает: «Послать на смерть иранцев?» К древнеиранской эпохе относятся сказания о царях Джамшиде, Захаке и Ферейдуне, весьма любимые народами Большого Ирана и составляющие их общее культурное наследие. Общим для всех иранских народов также является культура маздаизма и древние иранские сказания. Кузнец Каве из «Шахнаме», возглавившие народное восстание против тирана Захака, был уроженцем Исфагана, а по некоторым свидетельствам даже курдом. Сказание о нем связывает исфаганцев, хорасанцев и курдов и позволяет всех их называть иранцами. Историческая эпоха Этот период начался с образованием в Иране первых государств и продолжался до нападения арабов и распространения ислама. Начиная с возникновения Мидийской империи, история Ирана того времени славится бесчисленными военными походами и героическими подвигами, не имеющими себе аналогов во всей мировой истории. Если их не зафиксировали многие исторические источники, можно было подумать, что это всего лишь вымысел. Данная эпоха отмечена великими достижениями иранцев. В качестве примера можно привести завоевания и благородство царя Кира Великого, уникальную систему управления империи Дария I, повелевавшего огромной территорией от Китая до Египта и Греции, а также славные подвиги царей Аршакидской и Сасанидской династий. Все это историческое прошлое объединяет народы Большого Ирана, оставивших и свой след в его развитии. На всех землях, завоеванных Киром и Дарием, мидийские военачальники (те же самые курды и азербайджанцы) осуществляли руководство основными подразделениями армии и частями империи. Во всех завоевательных походах плечом к плечу сражались все иранские народы. Мы прекрасно помним из истории греко-персидских войн, что 300 спартанцев под предводительством царя Леонида разгромила армия Ксеркса, состоящая всего лишь из 500 воинов. Самыми храбрыми частями имперской армии были талыши, которые отступали с поля боя последними. Участник событий Аммиан Марцеллин так описывает систанцев в войне сасанидского царя Шапура II с римлянами в 359 году н.э.: «Систанцы, не знающие себе равных по благородству и воинской доблести, заняли позиции у западных ворот города Амиды (современный Диярбакыр в Турции)». Славное историческое прошлое всех иранских народов также запечатлено на страницах «Шахнаме», хранящей воспоминания об аршакидской и сасанидской эпохах истории Ирана. Так, величайший из богатырей Рустам был выходцем из Систана, родословная Исфандияра и другиех царей династии Киянидов происходила из Балха, на территории Большого Хорасана, герои Фархад и Гив были по национальности курдами. Ариобарзан, прославившийся в противостоянии армии Александра Великого, был родом из провинции Фарс современного государства Иран, Атурпатак (Атропат), основавший независимую от Македонской империи «Малую Мидию», происходил из Азербайджана, спаситель Ирана от тюрков полководец Бахрам Чубин родился в Мазендеране на юге Каспия, Рустам Фаррохзад, командовавший персидской армией в решающей битве при Кадисии с арабами-мусульманами при, был выходцем из Большого Хорасана, который в настоящее время находится в границах государств Иран и Афганистан. Эти и другие героические личности вошли в историю, общую для всех иранских народов. Исламская эпоха С распространением в Иране ислама принявшие его иранцы, сохранив свою богатую культурную традицию, внесли огромный вклад почти во все сферы научной и литературной жизни мусульманского мира, причем пальма первенства при этом была у представителей Хорасана. Наибольшее число самых великих ученых, мудрецов и поэтов были выходцами именно из Большого Хорасана, включавшего в себя огромную территорию от Бухары и Балха на востоке до Сабзевара и Тебеса на западе. Наиглавнейшим культурным достижением этого периода является формирование новоперсидского языка (дари). Благодаря расцвету литературы на этом языке все иранцы, сохранив свои собственную лингвистическую традицию, признали персидский языком своего общего культурного наследия и ни в коем случае не считали его конкурентом своих местных языков. Именно по этой причине персидский язык получил развитие благодаря великим хорасанским поэтам Рудаки, Дакики, Санаи, Аттар и, конечно, Фирдуси, и достиг своего зенита в сочинениях ширазцев Саади и Хафиза, получив особое изящество от азербайджанцев Низами и Саэба. Влияние персидского языка распространилось далеко за пределами Ирана, достигнув даже Индии. Там по-персидски писали свои сочинения и получили бессмертную славу Амир Хосров Дехлеви, Бидель, Икбал Лахури, Абделькадер и другие авторы. ********* Перечисленные выше факты позволяют заключить, что иранцами можно называть те народы, которые имеют общую культуру, историю и близкие языки, а обширную территорию, которую населяют эти народы, справедливо будет считать Ираном. Поэтому современное государство Иран является лишь частью Большого Ирана наряду с Афганистаном, Таджикистаном, Курдистаном и Азербайджаном. Вместе с тем существует принципиальное различие этих областей с неиранскими территориями, входившими на каком-то историческом этапе в империи иранских царей. Так, Греция и некоторые области Турции, Сирии и Египта были частью империи, во главе которой стоял иранский правитель, однако они никогда не составляли Большой Иран, а населяющие их народы не были иранцами. В отношении Афганистана, Таджикистана, Курдистана и Азербайджана все обстоит совершенно иначе. Эти территории были и продолжают оставаться частью Большого Ирана. Там везде празднуется иранский новый год Ноуруз (21 марта по григорианскому календарю), сильно влияние культуры маздаизма, ощущается общность языка и культуры. Следуя той же логике, приходится признать, что Авиценна, Руми, Бируни и Насер Хосров все же иранцы. На этом основании можно сделать вывод о том, что афганцы, таджики и иракские курды по отношению к современным иранцам являются соотечественниками по культуре. Поэзия, наука, героический эпос и история – все это является общим культурным наследием иранских народов. Считать его обладателем только население современного государства Иран означает умалять достоинство народов соседних стран и сводить на нет понятие «иранство».
Алиреза Мирзаи (علیرضا میرزایی)
Источник:
ИНОСМИ
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий