02 августа 2012
Затягивание в определении правового статуса Каспия уже давно перестало отвечать интересам всех акторов прикаспийского региона Приобретение независимости бывшими республиками СССР повлекло за собой обострение геополитической ситуации в Каспийском регионе. Одним из спорных и острых моментов стал правовой статус Каспия, который со временем превратился в эффективный инструмент реализации интересов как прикаспийских государств, так и внерегиональных стран. Первые договоры между Россией и Персией, касающиеся побережья Каспия, относятся к первой трети XVIII века. Согласно Рештскому трактату (1732) Россия возвратила Персии южное побережье Каспийского моря, приобретенное ею в ходе Русско-персидской войны 1722-1723 годов. Россия получила право беспошлинной и транзитной торговли в Персии. В 1735 году между Россией и Персией был заключен Гянджинский договор «вечного союза». В XVIII-XIX веках отношения между главными державами - Россией и Персией регулировались двусторонними межгосударственными договорами, которые в зависимости от международных событий корректировались. Однако в целом они способствовали защите российских интересов. Так, в 1813 году был заключен Гюлистанский договор, а в 1828 году - Туркманчайский договор. До распада СССР правовой статус Каспия определялся двумя договорами, между СССР и Ираном (договор от 25 марта 1940 года). В соответствии с этими договорами только суда этих двух стран могли плавать по Каспийскому морю под своим флагом и только они имели право здесь на свободное судоходство и рыболовство. Вопрос о пересмотре международно-правового статуса Каспия возник после прекращения действия договора об образовании СССР, что привело к расширению числа прикаспийских государств. В самом начале 90-х годов проблема правового статуса Каспия определялась больше юридическими соображениями, поскольку новые независимые государства на Каспии не являлись участниками прежних договоров. Этот факт во многом определил их дальнейшую позицию на переговорах по правовому статусу Каспия. Не имея никаких исторических обязательств, новые прикаспийские страны - Азербайджан, Казахстан и Туркменистан были свободны в своих действиях. Кроме того, в новой геополитической ситуации, которая стала складываться в регионе в 90-х годах, условия договоров не отвечали ни политическим, ни экономическим интересам новых прикаспийских «игроков», тем самым побуждая их к активным действиям. Еще в начале 1992 года Иран выступил с инициативой создания Организации регионального сотрудничества прикаспийских государств. Позднее Иран неоднократно совершал демарши с целью воспрепятствовать делению Каспия без учета его интересов. Иранская внешняя политика преследует прежде всего собственные интересы. В рамках программ по модернизации иранской экономики немалое внимание уделяется поиску дополнительных финансовых источников, способных дать необходимые средства на осуществление задуманных мероприятий. Каспийская проблема имеет самое непосредственное отношение к поиску таких источников. Во-первых, Иран не может быть безучастным зрителем в мировом процессе формирования нефтяного рынка. Прежде всего это касается таких аспектов, как квота добычи нефти, цены на углеводородное сырье, возможность появления на рынке новых крупных продавцов нефти и отношение к ним ведущих мировых потребителей нефти и «традиционных» стран-экспортеров. Во-вторых, Иран рассчитывал, что сможет составить конкуренцию за право транспортировки углеводородных ресурсов Каспийского моря по своей территории. С точки зрения Ирана такой подход мог бы не только существенно пополнить финансовые доходы государства, но и способствовать укреплению и развитию регионального сотрудничества прикаспийских государств по другим направлениям, а также обеспечить энергетическую безопасность региона. В экономике Ирана трубопроводный транспорт играет огромную роль - для Исламской Республики развитие сети трубопроводов является одной из приоритетных задач. В принципе, Ирану нет большой необходимости разрабатывать новые месторождения: разведка и подготовка к эксплуатации новых скважин осуществляются скорее впрок, так как действует ограничитель - квоты ОПЕК. Кроме этого Ирана и так фактически «захлебывается нефтью» из месторождений Персидского залива, которая к тому же удачно расположены вблизи освоенных путей их транспортировки во внешний мир и обеспечены надлежащей инфраструктурой. Это было одной из главных причин негативного отношения Ирана к форсированному освоению Каспия. Второй причиной было то, что ИРИ не имела больших свободных валютных резервов, которые могла бы вложить в освоение каспийских месторождений, а видеть у своих границ западные нефтяные компании Тегерану явно не хотелось. Третьей причиной были последствия ирано-иракской войны. По официальным данным Иранской национальной нефтяной компании, за годы войны было полностью или частично разрушено 50% мощностей по добыче и переработке нефти и газа. Иран проводит курс на строительство новых и модернизацию действующих производственных мощностей по нефтепереработке. В результате страна фактически добилась решения вопроса о самообеспечении нефтепродуктами. Отдельные виды продукции нефтехимии импортируются, но в минимальных количествах (несколько процентов). В связи с этим новые поступления в бюджет могло бы обеспечить оказание услуг по транспортировке на внешние рынки углеводородного сырья других стран, в первую очередь прикаспийских. Иран и Саудовская Аравия являются региональными лидерами в области первичной переработки нефти на Ближнем и Среднем Востоке. Нельзя не видеть, что в каспийской политике Ирана присутствуют также и чисто политические мотивы. Вероятно, именно поэтому Иран занял неуступчивую и, казалось бы, неконструктивную позицию по разделу Каспийского моря, предлагая разделить его на 5 равных долей. В этом случае отходящий к Ирану сектор оказался бы больше прежнего (20 вместо 8 %). Некоторые эксперты прямо указывают, что Иран препятствует окончательному определению правового статуса Каспия, не желая, чтобы нефть этого региона оказалась в руках США и европейских стран. Иран весьма резко реагирует на активность Соединенных Штатов в регионе. Позиция Ирана по вопросам освоения нефтяных ресурсов Каспийского моря в течение долгого времени во многом совпадала с точкой зрения России. Юридически эта позиция базировалась на признании действующими ранее заключенных двусторонних договоров по Каспию. До середины 90-х годов Россия выступала против раздела Каспийского моря между пятью прибрежными государствами. 6 октября 1994 года в ООН был даже распространен документ под названием «Позиция Российской Федерации по юридическому статусу Каспийского моря». В нем Россия настаивала на том, что положения договоров 1921 и 1940 годов должны соблюдаться всеми вновь возникшими прибрежными государствами. Необходимо учитывать, что Каспий - это не часть Мирового океана, а потому нормы международного морского права к нему неприменимы. Здесь нет территориального моря, экономических зон и континентального шельфа - т. е. тех понятий, которые составляют нормативный костяк Конвенции по морскому право 1982 года. Иран долгое время настаивал на необходимости придерживаться заключенных ранее договоров также, считая, что Каспийское море, являясь уникальным водоемом, имеет жизненно важное значение для прибрежных государств, до окончательного определения правового статуса Каспия Иран намерен был рассматривать любые действия прибрежных государств, противоречащие существующему статусу или не получившие одобрения всех пяти прикаспийских стран, как неприемлемые, поскольку такие действия не имеют правовой базы и влекут за собой всю полноту юридической ответственности соответствующих прибрежных государств за возможные последствия. Позиция Ирана заключалась также в том, чтобы отменить все эксклюзивные деления прибрежного водного пространства с тем, чтобы большая часть моря, являющегося общим достоянием всех прибрежных государств, могла бы использоваться на основе равноправного кондоминимума. Тем не менее, Иран готов был пойти на переговоры о юридическом режиме, основанном на разделе моря на сектора. Но для такого деления Каспия следует использовать следующие критерии: 1. Принцип единогласия при принятии любых соглашений. 2. Принцип равных прав прибрежных государств во всех вопросах- от суверенитета до использования морских ресурсов, ресурсов дна и недр. 3. Установление только одного юридического режима, который должен распространяться на все море. 4. Заключение всеми государствами соглашения по поводу беспрепятственного недискриминационного прохода судов. 5. Объявление Каспийского моря демилитаризованной зоной и использоваться только в мирных целях. 6. Приоритет должен быть отдан охране окружающей среды Каспия и принятию соответствующих мер. Со временем стало очевидно, что и Россия постепенно сдает свои позиции на Каспии, проигрывая соревнование крупным западным корпорациям. России так и не удалось заблокировать дележ Каспия и его ресурсов «де-факто». Помимо собственно неясности со статусом Каспия и сопутствующей борьбы за дележ его ресурсов, перед Россией весьма остро встали проблемы, связанные с безопасностью ее южных рубежей. Дагестан, Калмыкия и Астраханская область - субъекты Российской Федерации, имевшие выход к побережью Каспийского моря, фактически превратились в приграничные территории. Свою роль сыграл и фактор Ичкерии. Эта сепаратистская республика находилась на одном из важных транзитных маршрутов транспортировки каспийской нефти и пыталась в 1999 году осуществить экспансию на побережье. Для сохранения влияния России в регионе было решено изменить политику, сместить прежние акценты. Еще всего в июне 1996 году при Министерстве иностранных дел Российской Федерации была сформирована рабочая группа по Каспийскому морю. В ее задачи входила выработка предложений по вопросам правового статуса Каспия, режима эксплуатации его био- и минеральных ресурсов. Группа занималась также проблемами, связанными с транспортировкой каспийской нефти. Под руководством министерства иностранных дел Евгения Примакова российская дипломатия выдвинула компромиссный план, суть которого сводилась к признанию национальной юрисдикции каждого из пяти прикаспийских государств не только за их прибрежными зонами шириной до 45 миль, но в отношении тех месторождений, которые располагались за согласованными пределами данных зон, если добыча углеводородов на этих месторождениях уже велась или должна была скоро начаться. Однако это предложение осталось нереализованным. В Иране новое тысячелетие началось с попытки усилить давление на некоторые прикаспийские государства. Опасный конфликт Ирана с Азербайджаном развернулся из-за шельфового месторождения Араз-Алов-Шарг (в иранской версии - Алборз). Однако, после визита заместителя иностранных дел Ирана Али Ахани в Баку в августе 2001 года конфликт удалось погасить. Однако 11 марта 2002 года произошел новый инцидент. Тегеран не позволит другим государствам вести какие-либо работы в секторе площадью в 20 % акватории Каспия, на который претендует Иран исходя из принципа равного деления. Россия пыталась сблизить противоположные позиции в определении правового статуса Каспия, состоящие в подходах «кондоминиум - раздел на сектора», однако, не добилась каких бы то ни было существенных успехов. В середине мая 2002 года Россия и Казахстан подписали ряд протоколов к Соглашению от 1998 года о разграничении секторов этих государств. Речь шла не только о так называемой срединной модифицированной линии, но и о принципах недропользования при разработке конкретных месторождений. В июле 2002 года в Тегеране состоялись азербайджано-иранские переговоры по определению международно-правового статуса Каспия. Эти переговоры не увенчались успехом. Иран предъявил территориальные претензии в отношении ряда месторождений Азербайджана, разведанных британской компанией. Иран настаивает на выделении ему не менее 20% Каспия, в то время как азербайджанская сторона даже предлагала Тегерану совместную разработку месторождений в этом регионе. Напомним, что с точки зрения Тегерана спорными являются месторождения Араз, Алов, Шарг. Специальный представитель президента Ирана по Каспию, бывший посол ИРИ в РФ Мехди Сафари утверждает, что проблему Каспийского моря надо решать по принципу кондоминиума и что двусторонние соглашения лишь замедляют общее решение проблем региона. При этом кондоминиум предусматривает совместное использование природных ресурсов. Иранцы пытались также предлагать свой вариант оформления срединной модифицированной линии, согласно которому по обе ее стороны устанавливалась бы 10-мильная зона, охватывающая не только толщу воды, но и дно моря, предназначенная для свободного судоходства и общей хозяйственной деятельности. Это предложение не было поддержано другими прикаспийскими странами. По мнению Баку, претензии иранской стороны на 20% Каспийского моря противоречат нормам и принципам международного права, подрывают позитивные тенденции, которые наметились в вопросе оформления правового статуса Каспия, и имеют целью спровоцировать конфликт, аналогичный азербайджанско-туркменскому. В ответ на заявление Азербайджана иранская сторона сообщила: статус Каспия до сих пор не определен и ИРИ действует на основании подписанного между Ираном и СССР в 1921 году соглашения. В настоящее время активность нефтедобывающих компаний в иранском секторе Каспийского моря не столь высокая, как в секторах других прикаспийских государств. Правда надо отметить, Иран принимает активное участие в программах по экологическому оздоровлению Каспия, что является крайне важным для всех прибрежных государств, в ситуации неопределенности статуса Каспия и связанных с этим проблем, возникает много экологических проблем. Нельзя забывать, что Каспийское море представляет собой уникальный природный объект и единый экологический комплекс, значительные участки северной части Каспия, прилегающие к российским берегам, являются заповедными зонами, имеющими большое значение для сохранения и воспроизводства биологических ресурсов. Каспий содержит мировой генофонд каспийской белуги, севрюги, шипа, почти 90% мировых запасов осетровых. По мнению некоторых наблюдателей, «экспортная ценность биоресурсов Каспия соизмеримо с поступлением средств от экспорта каспийской нефти, а сам этот экспорт не требует сложных инфраструктур огромных капиталовложений». В Каспийском море водятся 12 видов рыб и 156 подвидов из 17 семейств. Рыбные ресурсы Каспия оцениваются в 2,9 млн. т. На Каспии обитают уникальные каспийские тюлени, численность которых составляет 450-500 тыс. особей. Беспозвоночные животные, населяющие Каспий, представлены 6725 видами. Береговая флора насчитывает 357 видов высших растений из 185 родов и 35 семейств. Каспийский фитопланктон включает 449 видов и разновидностей, его продуктивность оценивается в 2-2,2 млрд. т биомассы в год. Между тем даже 10 г нефти в 1 куб. м воды являются губительными для икры рыб. Тонна нефти загрязняет 12 кв. км моря, вызывая гибель птиц, рыб, а иногда и людей, которые питаются рыбой. Это непосредственно затрагивает интересы Дагестана, Астраханской области, Калмыкии. По расчетам американских ученых, прикаспийские государства только из-за потери осетрового промысла в будущем будут терять ежегодно около 6 млрд. дол. Со временем экологическая ситуация на Каспии резко ухудшилась. В частности, произошла массовая гибель тюленей, вдвое уменьшилась численность промысловой кильки-основного питания осетровых. Несмотря на существование различных экономических, политических иных интересов по вопросу ресурсов Каспия между региональными державами, ТНК, сверхдержавами, международными организациями, затягивание в определении правового статуса Каспия перестает отвечать интересам всех акторов этого процесса. Приоритетными в определении статуса Каспия должен быть баланс интересов прикаспийских стран. Это обусловит благоприятное развитие отношений между Ираном и Россией, которые всегда останутся прежде всего стратегическими партнерами.
Юлия Чугунова
Источник:
ЕВРАЗИЯ
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий