25 мая 2012
Курдская проблема всегда была головной болью для Ближнего Востока. Время от времени курды, проживающие в Турции, Сирии и Иране делали вид, что все спокойно и им ничего не нужно, но всякий раз это оказывалось лишь паузой перед всплеском конфронтации. 21 марта 2012 года, в день Новруза президент курдской автономии Ирака (Северного Курдистана) Масуд Барзани намеревался объявить о создании независимого Курдистана. Насколько Барзани был убежден в правильности шага, говорить трудно, однако тот факт, что 21 марта независимость так и не была объявлена, говорит сам за себя. В феврале международное сообщество никак не отреагировало: Франция и Великобритания пока не определились со своей позицией в данном вопросе, США вроде тоже не готовы к независимости Курдистана, Турция, как всегда, предлагает обсудить этот вопрос. Неготовность Вашингтона несколько непонятна, ибо создание независимого Курдистана давно являлось его целью для установления контроля над нефтью Киркука. Но создание этого государства может стать еще одним джином, который обернется кошмаром для всех приграничных государств. День вчерашний и день сегодняшний Курды, а точнее езиды являются самым большим национальным меньшинством в Армении, стране почти полностью моноэтнической. Курдская община насчитывает примерно 70-80 тысяч человек, из них собственно курдов около 3 тысяч. Йезиды отличаются от курдов антропологическим обликом, они говорят на курманджи, исповедуют йезидизм – нечто среднее между зороастризмом и исламом. Йезидизм – закрытая религия. Йезидом, как и зороастрийцем, можно только родиться, принять эту религию нельзя. Главной святыней йезидов является город Лалеш в горах Синджара на севере Ирака, где похоронен Шейх Ади. В йезидизме многое заимствовано из семитских культов Междуречья, ислама, христианства и иудаизма. Из зороастризма пришло поклонение огню и природным стихиям. Йезидам нельзя есть мясо петуха, газели, рыбу, тыкву, салат и носить на синий цвет, нельзя кашлять и свистеть, играть на музыкальных инструментах. Соблюдается обряд обрезания при рождении. Разногласия между йезидизмом и зороастризмом находятся в области учения о переселении душ. С 1923 по 1931 существовал Красный Курдистан – непонятное образование, призванное скорее всего по логике большевиков стать форпостом мировой революции на Востоке. Однако - не получилось, и Красный Курдистан, куда входили Лачин и Кельбаджар – районы Нагорного Карабаха - был уничтожен. Во время СССР на Южном Кавказе почти не осталось курдов – до Второй мировой войны они были высланы в Среднюю Азию как враждебная советской власти этническая единица. В Армянской ССР остались только йезиды. В Армении издается курдская газета «Рийа Таза», на радио есть двухчасовая передача на курмаджи, до сих пор в Армении есть йезидские школы. Но самое главное - именно в Армении формировалась йезидская интеллигенция. Ни в Грузии, ни в Азербайджане не могло быть такой благодатной почвы для пробуждения национального самосознания йезидов. Только в Армении они находили понимание и поддержку в главной своей беде, а в других республиках СССР они оставались просто национальным меньшинством. Курды слишком долго ожидали появления своего государства, это стало возможным сегодня, потому что оказалось в интересах мировых держав, много лет державших в запасе курдскую карту. Как уже отмечалось, ничего хорошего для Армении и Ирана из этой затеи не выйдет. Курды, проживающие на юго-востоке Турции, уже с радостью восприняли известие о независимости Курдистана. А это значит, что армяно-турецкая граница станет опасней, чем была всегда. В Диарбакыре уже действует некое подобие курдского самоуправления, правда, больше на словах, чем на деле, но в перспективе курды намерены создать государство с центром в Диарбакыре, и тогда Армении придется сдерживать не только турок, но и курдов. Турецкое меньшинство провинций Ван, Муш, Диарбакыр будет поддерживать ползучее проникновение курдов в Армению, более того, может даже само создавать условия для более успешной экспансии. Если следовать логике Анкары, то боевики РКК могут запросто обосноваться в приграничных районах Армении, тем более, что разговоры в Турции об этом идут уже не один год. А чем отличается Армения от Ирака? Трансграничные операции можно проводить и здесь. Единства нет Но, как и водится во всех национальных общинах на постсоветском пространстве, у курдов и езидов есть серьезные разногласия в вопросах национальной идентичности. Езиды утверждают, что на самом деле в Армении курдов не осталось, все они в 1988 году вместе с 150 000 азербайджанцами покинули страну. «А те, кто себя называют курдами, на самом деле окурдившиеся езиды», — сказал председатель Союза езидов Азиз Тамоян, по словам которого все это является следствием борьбы за руководящие посты общины. Тамоян предупреждает армян остерегаться курдов и окурдившихся езидов, поскольку они обслуживают интересы курдов и опасны. Члены союза езидов утверждают, что у курдов «большие аппетиты»: «Послушать их, так половина Армении является курдской землей, Западная Армения тоже, и Карабах был частью их Красного Курдистана, и в их перспективные цели входит возвращение этих земель. Если граница откроется, то половина проживающих в Турции 20 млн. курдов заполнят Армению». Есть в Армении также организация "Ездихана", возглавляемая Азизе Амар. Она издает газету, которая запрещает использование терминов "Курд" и "Курдистан". Многие армянские политические группы поддерживают Амара, а не тех, которые считают езидов курдами. Это еще более способствовало кризису идентичности езидов. Поддержка политиками организации Амара в основном объясняется историческими причинами, в том числе Геноцидом армян в Османской империи. Многие армянские курды говорят, что часть Курдистана, которая в настоящее время находится в Турции, исторически была населена армянами, прежде чем область заселили курды. В 2002 году армянский парламент принял резолюцию, объявляющую езидов некурдами, в то время как в действительности правое крыло армян смотрит сверху вниз на все меньшинства в Армении, а не только на курдов. Газета "Ездихана", которая выступает против курдов, получает поддержку от правительства Армении и публикуется еженедельно. Кроме того, половина из одного часа курдского радиовещания в Армении посвящена тем, кто утверждают, что езиды не курды. Еще одной важной проблемой является ослабление курдского самосознания в среде городских езидов, особенно проживающих в столице и других крупных городах и не волнующихся, курды они или нет. Кроме того, многие курды, проживающие в качестве меньшинств в деревнях, где преобладают консервативные армяне, избегают выявлять свою курдскую идентичность, чтобы не провоцировать своих армянских соседей. Высокий уровень безработицы и отсутствие экономических возможностей является еще одной серьезной причиной кризиса идентичности езидов в Армении. Хотя и для большинства армян трудно найти работу в Армении, это еще более трудно для меньшинств, таких, как езиды. Это было основным фактором миграции молодых езидов из деревень в городские районы. Например, в деревне Хако на западе Армении, в настоящее время живет только шестнадцать семей. До начала 1990-х, там жило более 100 семей. Экономические проблемы заставили даже некоторых езидов обратиться в христианство, с тем чтобы получить продовольствие и другие виды помощи. В деревне Амре, к северу от Еревана, около 35% населения превратились в евангельских христиан "протестантов". Это произошло в основном из-за помощи, которую они получают от западных миссионерских групп за их обращение в новую веру. Угрозы, вызовы и геополитический пасьянс “Не существует единого курдского народа, существуют отличные друг от друга курдские племена”, - заявил армянский курдовед Гарник Асатрян. По его словам, турецкие и иракские курды отличаются друг от друга очень сильно и даже не смогут понять друг друга из-за существенных языковых различий. Эксперт подчеркнул, что в связи с этим они пользуются турецким или иранским языком для общения. Асатрян указал на то, что по этой причине вопрос объединения курдов северного Ирака и курдов Турции довольно проблематичен. «Но если этого желает сверхдержава, то это вполне возможно, США вложило много сил и ресурсов в иракский Курдистан», отметил курдовед. По его словам, Турция, осознавая все это, продолжает политику вытеснения лидеров курдского движения из Турции в Ирак, где усиливается напряжение между лидерами иракских и турецких курдов. Асатрян обратил внимание и на соперничество двух кланов (Барзани и Талабани) в самом иракском Курдистане. Эксперт также привел данные по численности населения курдов. По его данным, в Ираке проживает около 4 млн. курдов, в Иране – 3-3,5 млн., Сирии – 2 млн., в Турции около 8-9 млн. “Турция не позволит создать на своей территории курдское государство”, - заявил он. По его словам, предпосылки для таких заявлений со стороны курдов есть, они исходят от США. В недавнем прошлом на курдском севере Ирака созрела идея проведения референдума с целью отделения от Ирака. Активная работа американцев в Курдистане хорошо прослеживается, и нетрудно догадаться, что курдов готовят к приобретению свободы, заявил эксперт. Если вдруг им удастся создать независимое государство курдов в Ираке, это вызовет цепную реакцию в Турции, Сирии и Иране. В свою очередь нужно ожидать ответных действий со стороны властей этих стран, которые всеми силами попытаются не допустить никаких сепаратистских тенденций и по всей вероятности используют силовые методы, как это было на севере Сирии и на турецко-иракской границе, сказал Гарник Асатрян. Между тем, в некоторых турецких СМИ время от времени появляется информация о том, что Армения и Иран поддерживают боевиков Курдской рабочей партии (РКК) поставками оружия, - российское вооружение попадает сепаратистам с армянской территории, а Тегеран снабжает их боеприпасами собственного производства. Профессор политологии Стамбульского университета "Кадыр-Хас" Митат Челикпала отмечает, что Армения и Иран уже не первый год поддерживают курдских боевиков. "Цель этих государств ослабить Турцию. Однако я считаю, что у турецкой стороны достаточно сил, чтобы пресечь враждебные вылазки боевиков из этих стран", - отметил он. Но по словам премьер-министра Ирака Нури аль-Малики, Турция превратилась во врага всего региона из-за ее желания управлять соседями и попыток вмешательства в их внутренние дела. Президент Иракского Курдистана потребовал, чтобы шиитские лидеры договорились о разделе власти со своими политическими оппонентами до сентября, либо курды рассмотрят возможность отделиться от Багдада. Барзани достаточно жестко предупредил в интервью Associated Press, что «шиитское господство в правительстве Ирака возрождает мечты курдов об отделении». Но в «шиитском господстве» ли дело? Может, истина лежит в том, что в США посчитали удобным данное время для начала реализации «проекта Курдистан»? В период оживленных дискуссий о выводе войск из Ирака, Фредерик Каган из Американского института предпринимательства совершенно четко сформулировал видение определенных кругов в США дальнейших перспектив: «Если Малики позволит Соединенным Штатам уйти из Ирака, - написал он недавно в докладе, - он по сути дела заявит о своем намерении выполнить пожелания Тегерана, подчинить внешнюю политику Ирака персам, а возможно также, консолидировать собственную власть, выступив в роли современного персидского сатрапа в Багдаде». Разумеется, в администрации Обамы считали и считают, что такое развитие событий нанесет сокрушительный удар по общим позициям США на Ближнем Востоке, сведет на нет колоссальные и болезненные инвестиции Америки, вложенные кровью и деньгами, а также серьезно затруднят действия США по окружению Ирана сетью военных баз, которые, в случае необходимости, будут использованы в качестве плацдарма для силового воздействия на Тегеран. А следовательно – нужен противовес, на роль которого очень хорошо и подходит «курдский проект». Показательный факт: в 2006 году Народный союз федаинов Ирана, ДПИК, Организация федаинов иранского народа (большинство) и Революционная организация трудящихся Иранского Курдистана (Комала) приняли специальный документ (Joint Statement). В нем они сообщают, что разделяют воззрения европейского сообщества, фокусирующегося на раздувании значимости иранской ядерной программы. Все представители «непримиримой» оппозиции поддерживают международное давление на Иран в этом вопросе и выражают готовность содействовать этому давлению изнутри. *** Пока езидов и курдов в Армении не рассматривают в качестве «пятой колонны», но с провозглашением независимого Курдистана – а это видимо рано или поздно произойдет, они могут сыграть отрицательную роль и для иранской, и для армянской государственности.
Карине Тер-Саакян, эксперт по региону, Специально для Iran.ru
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий