25 мая 2012
Начнем с сухих цифр. Основными этническими меньшинствами в Иране являются азербайджанцы 24%, гилаки и мазандаранцы 8%, курды 7%, арабы 3%, белуджи 2%, туркмены 2%, луры 2%, армяне, ассирийцы, евреи, и грузины. Племенные группы: бахтияры, луры , кашкайцы , а также другие. Совершенно очевидно, что при таком разнообразии одна из наиболее важных задач правительства ИРИ – это сохранение целостности государства, являющимся многонациональным. Согласно конституции ИРИ, иранцы, относящиеся к любому этносу или племени, обладают равными правами; цвет кожи, раса, язык и т.п. не ставит никого в привилегированное положение. Местные национальные языки могут свободно использоваться наряду с персидским языком в прессе и иных средствах массовой информации, а также для преподавания национальных литератур в школах. Но на практике не всегда удается этим конституционным принципам воплотиться в жизнь. Запад очень часто обвиняет национальную политику ИРИ в дискриминации этнических меньшинств со стороны иранских властей (обвиняя в запрете на отстаивание социальных и культурных прав, включая право на образование на родном языке) [1]. Язык, представительство и политическая торговля с «Центром» Этнический национализм является важным элементом в жизни любой страны, который следует учитывать для внутренней безопасности, особенно в Иране, находящимся на перекрестке цивилизаций и этносов. Так, деятельность этнических националистов в западном и юго-восточном районах Ирана (в которых экономическая и религиозная ситуация заметно отличается от центральных останов Ирана) и возможность иностранных провокаций в этих районах могут быть крайне опасны. Этнические проблемы представляются крайне важными для современного Ирана. Ситуация осложняется наличием «разделенных народов» («ирредентизм»), и естественным желанием этносов соседних стран объединиться в единое целое. С одной стороны Иран получает возможность влиять на своих соседей, но, с другой стороны, и соседи могут подстрекать «свой» этнос к межэтническим конфликтам в Иране. Проблема, которая больше всего вызывает недовольство среди национальных меньшинств, это отсутствие школ на родном языке. В связи с этим хотелось бы отметить, что вопрос о том в какой степени государство должно разрешить этносам внутри страны проявлять и развивать свою особую этническую и национальную идентичность, является крайне непростым для любого государства. Например, США часто и громко критикуют национальную политику других стран, в том числе и Ирана, обвиняя их, что они ущемляют права своих национальных меньшинств. Но в американских государственных учебных заведениях учёба ведётся только на английском языке. Хотя по данным официальной переписи 2010г., 16.3% населения США – латиноамериканцы. А их доля в юго-западных штатах намного больше (например, в штате Калифорнии – 37.6 % населения – латиноамериканцы) [2]. Но и в Калифорнии учёба в государственных высших учебных заведениях ведётся только на английском языке. Для американских политиков представляется бесспорной важность государственного единства. Еще в 1907г. президент Рузвельт сказал: «В нашей стране хватает места только для одного языка – это английский язык. Потому, что мы намерены создавать наших граждан американцами, людьми американской национальности, а не обитателями какого-то проходного дома многих языков» [3]. Существуют различные взгляды на проблему этнического национализма. Одни считают, что этносы – уже дело прошлого. Этносы существовали веками, как и семейные, общественные и т.п. связи, которыми любой человек окружен с детства. В настоящее время, когда идет «построение наций», неизбежно происходит «разрушение этносов». Зачастую людям приходится отказываться от этнической самоидентификации, чтобы стать частью чего-то большего – нации, страны. Это естественный процесс, и конфликты, связанные с ним, также естественны, и социальные перемены ничего не изменят, и решения проблемы данный подход не предлагает. Согласно другой точке зрения этнические конфликты, как мы их знаем сегодня, – это результат политических, социальных, культурных и т.п. изменений в обществе. Таким образом, зная причины и последствия таких перестановок, можно найти оптимальное решение. Чтобы понять современную ситуацию в Иране, необходимо сочетать оба эти подхода. До определенного момента первый подход позволял объяснить причину политизации национального сепаратизма. Но в настоящее время ситуацию в иранских национальных районах первый подход мало объясняет, зато может помочь объяснить второй. Чрезвычайную важность имеет вопрос национального представительства во властных структурах. Так, число правительственных постов ограничено. Если их получат представители одного этноса, то не получат представители другого. Все это приводит к соревнованию, и политизации противоречий. Это же можно сказать про экономику, культуру и т.п. Внутри же этнической группы подобные противоречия приводят к «мобилизации этноса», его сплочению. Сами по себе межэтнические проблемы на религиозном, культурном, и т.п. уровнем не являлись бы настолько серьезными, если бы не становились политизированными. Объединение людей на этнической почве нередко происходит по расчету. Если они видят, что объединение в группу по этническому признаку принесет им больше выгод, чем неприятностей – они объединяются. Такое же сплочение в ущерб целостности страны может вызывать серьезные проблемы. В разжигании межэтнических конфликтов нередко виноваты руководящие элиты, лидеры этносов. Они играют на различиях между этносами и центральной властью («Да, мы сунниты! Да, мы курды! И т.п.), тем самым специально приводя к разделению. Сами элиты таким способом «шантажируют» центральное правительство, стремясь получить больше полномочий и привилегий, демонстрируя свою власть над этносом. Ведь пропасть между центральной властью и этнической группой грозит взрывом. И наоборот: в стране с сильной центральной властью сепаратистские тенденции не могут получить развития. Существуют разные определения этносов, но наиболее удачным представляется определение Энтони Смита этническая группа это «единица общества с определённым названием, с общим мифом о происхождении, общей исторической памятью, общими культурными элементами, связанное с определенной землей исторически, и с определенным чувством солидарности» [4]. Таким образом, элементы идентичности, религии и общей культуры являются ключевыми элементами в решении этнических вопросов. Этнические группы требуют определенных прав: справедливого доступа к политической и социальной власти, справедливого доступа к решению юридических вопросов, справедливого участия в политической жизни. Некоторые считают, что если этносы внутри государства будут чувствовать, что имеют все необходимые и равные права (право на родной язык и преподавание на нем, равный доступ к политической жизни и т.п.), то они будут чувствовать себя частью единого государственного организма («Мы – иранцы», а не «мы – белуджи»). Однако если подобные проблемы не будут решаться, достаточно малейшей проблемы для того, чтобы вызвать мобилизацию этноса и его конфликт с центральной властью. Что вызывает этнический национализм? Структура распределения власти (включая экономику, политику и культуру), исторический опыт различных этносов (сами они правили в прошлом или кто-то правил ими), реакция других соседних с этносом стран или международных сил на определенные этносы внутри страны, геополитические условия жизни общества, «соседи» (курды в Турции могут вызвать и проблему с курдами в Иране), а также то имеют ли этносы национальное сознание или считают себя чем-то отдельным от государства. Проблемное многообразие Формирование и проведение национальной политики в Иране осложнено наличием большого количества этносов. Иран является 16-ой страной в мире по разнообразию языков и этносов. На фарси говорит только 60% населения страны. Имеются также 6 крупных этнических групп, которые в течение истории сильно повлияли на формирование современного иранского государства (более подробный список – в Приложении). - Крупнейшим этническим меньшинством Ирана являются азербайджанские турки, известные у нас в России как иранские азербайджанцы. Они живут в 4 провинциях, но также разбросаны и по другим крупным городам Ирана. Эта этническая группа занимает достаточно сильные позиции в экономике, и потому экономические проблемы не могут стать причиной межэтнического конфликта. Но при этом данная группа отличается сильным чувством национальной идентичности – именно они боролись против центральной власти при Каджарах, в период Конституции. Выпускается масса журналов на азербайджанском, и на нем напечатано более 11 000 книг. - Другая многочисленная этническая группа – это курды на западе Ирана. Они более подвержены межэтническим конфликтам по следующим причинам: они живут на очень небольшой территории, у них плохо развита экономика, мало образовательных и медицинских учреждений. Добавляется и географическая ситуация – «соседи», где курдские националисты могут легко найти убежище в горных районах Курдистана на турецкой и иракской территориях. Курды, в отличие от азербайджанцев Ирана, испытывают политическую изоляцию, их присутствие в политической элите Ирана очень невелико. На них большое влияние оказывает ситуация с курдами в северном Ираке и южной Сирии. Публикуются некоторые издания на курдском языке. - Луры представляют собой достаточно сплоченную этническую группу, с сильно выраженной племенной властью. В свое время они выступали против центральной власти при Каджарах, Насреддин-шахе, в конституционный период, период Реза-шаха. - Белуджи, в основном, сконцентрированы в Систане и Белуджистане. Они, в отличие от вышеперечисленных этносов, в основном исповедующих шиизм, являются суннитами, поэтому вовлечены в конфликт с центральным иранским правительством на религиозной почве, также имеются проблемы в экономическом отношении. Они «соседи» белуджей в Пакистане и Афганистане, и это оказывает на них большое влияние, побуждая выступать против центрального правительства. - Арабы, проживающие в провинции Хузистан (на юго-западе Ирана). Если после исламской революции 1978-1979 гг. произошел всплеск националистических взглядов, то после начала войны с Ираком они «забыли» о национализме, но этот этнический фактор все-таки остается из-за соседства с арабскими странами. После войны большая часть богатых арабов покинула Хузестан. Несмотря на то, что Хузистан – один из центров добычи нефти в Иране, в этом остане высок уровень безработицы, и велик контраст между уровнем жизни арабов в Иране и арабских стран, что становится причиной возникновения националистических движений. - Туркмены на северо-востоке Ирана, не идентифицируют себя как часть туркменского этноса, и большая их часть называет себя иранцами. Но они все равно подвержены влиянию Туркменистана. Ахмадинежад и национальные проблемы Проблема этнического сепаратизма достаточно резко стояла перед Ираном в течение всего XX столетия. Особенно острой она стала после Исламской революции 1978 – 79 гг. Наиболее напряженной ситуация была в Иранском Курдистане, когда в течение нескольких лет там велись настоящие боевые действия Демократической партии иранского Курдистана с вооруженным силами ИРИ. Сейчас ситуация менее напряженная, но еще далека от идеальной. В период президентства Ахмадинежада курдское движение как политическое и как сепаратистское себя фактически не проявляет. Можно говорить о развитии национальных оппозиционных движений, которые базируются за рубежом. Придавая большое значение снижению уровня оппозиционных настроений в национальных останах, Махмуд Ахмадинежад сразу же после своего избрания начинает периодически посещать эти регионы, особенно наиболее отсталые в экономическом отношении. Там же неоднократно проводились выездные правительственные сессии. Именно Ахмадинежад, был первым президентом которому удалось привлечь внимание разных государственных органов к этим столь отдаленным и малоразвитым районам страны. По решению правительства часть средств от продажи нефти была выделена на развитие этих депрессивных районов, и меджлис согласился с тем, что на нужды этих регионов была израсходована часть средств Стабилизационного Фонда. На этническую ситуацию в последние годы стал влиять внешний фактор, связанный с развитием ядерной программы Исламской республики, ужесточением экономического давления на Иран со стороны США и Европы и попытками ослабить режим поддержкой сепаратистских настроений. В этнических регионах страны, особенно в Систане и Белуджистане, а также в Курдистане, появилось значительное количество новых националистки настроенных организаций, которые осуществляют террористические акты. Этнический терроризм, несмотря на то, что его основой являются экономические, политические и культурные притеснения национальных меньшинств со стороны официального Тегерана, также воплощает в себе фактор иностранного вмешательства. Это является одной из форм давления США и их союзников на официальные иранские власти. Можно предполагать, что этнический фактор будет и в дальнейшем влиять на стабильность социально-политической жизни ИРИ. [1] Amnesty International report (AIR). Iran. 2009 // http://thereport.amnesty.org/sites/default/ files/AIR2010_AZ_RU.pdf#page=117 [2] http://quickfacts.census.gov/qfd/states/06000.html [3] In 1907, US President Theodore Roosevelt wrote, "We have room for but one language in this country, and that is the English language, for we intend to see that the crucible turns our people out as Americans, of American nationality, and not as dwellers in a polyglot boarding house.” Roosevelt, Theodore, Works (Memorial ed., 1926), vol. XXIV, p. 554 (New York: Charles Scribner's 11 Sons). Приложение: Народы и народности Ирана I) ираноязычные народы (имеющие персидские корни и персидское происхождения) • Курды Население: около 7 млн. преимущественно мусульмане (шииты и сунниты), но среди курдов также имеются и евреи и христиане. • Белуджи Население: около 4 млн. человек в основном сунниты. • Мазандаранцы Население: около 4 млн. человек • Гилаки Население: около 4 млн. человек • Бахтиары Население: около 3 млн. • Луры Население: около 5 миллионов человек II) туркоязычные народы • азербайджанцы Население: около 13 миллионов человек о в основном мусульмане-шииты. • Кашкайцы Население: около 1 миллиона человек • Туркмены Население: около полутора миллионов человек III) арабоязычные народы • Арабы Хузестана Население: около полутора миллионов человек • Арабы Хорасана Население: около 50 тысяч человек IV) немусульманские народы • Ассирийцы Население: около 70 тысяч человек Парламент имеет одного представителя. В Иране действуют несколько ассирийских обществ и организаций, таких как "Анджомане адабийе джаванане ашури" (Общество литературы ассирийской молодежи) имеют свои собственные школы и ассирийский язык преподается в этих школах. • Армяне Население: около 500 тысяч человек В Иране несколько знаменитых церквей. В парламенте имеют одного представителя. Очень активно участвовали в ирано-иракской войне. Имеют свои школы. • Евреи Население: около 25 тысяч человек Уже 2700 лет как евреи живут в Иране. В парламенте имеют одного представителя. Эта самая большая еврейская община на Ближнем Востоке после Израиля. У иранских евреев есть несколько синагог и религиозных святынь, в Хамадане, Сузах, Дамаванде, и в Казвине, имеют свои школы, больницы, спортивные залы, общества. имеют свой журнал под названием "Офогх бина" (Горизонт). • Зороастрийцы Население: около 20 тысяч человек Иранские зороастрийцы о имеют свои школы. Таких как и школа «Маркар» или школа «Фируз Бахрама» Зороастрийцы в Иране имеют свои зороастрийские общества и организации. Издается журнал под названием " Амордад", выходит еженедельно. В Парламенте имеют одного представителя.
Лана Раванди-Фадаи, <i>к.и.н., Институт Востоковедения РАН. <b>Специально для Iran.ru</b></i>
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий