Ситуация в Ираке и перспективы отделения Иракского Курдистана

14 мая 2012
A A A


Еще накануне завершения вывода войск США из Ирака в декабре 2011 года курды выступили с идеей проведения национальной конференции с участием всех политических сил страны, чтобы решить назревшие к тому времени внутрииракские проблемы. Становилось все более очевидным, что, получивший не без помощи курдов и американской администрации повторно портфель премьер-министра Нури аль-Малики, всячески затягивает выполнение своих предвыборных обещаний не только курдам, но и другим политическим силам страны. Более того, своими действиями или бездействием он создает реальную угрозу нового обострения внутриполитической обстановки в Ираке. Ряд провинций (Басра, Дьялла, Салахеддин) в соответствии с положениями новой конституции потребовали более широкой автономии, страну захлестнула волна задержаний предполагаемых баасистов, был выдан ордер на арест вице-президента Ирака Тарика аль-Хашеми, имела место попытка сместить с поста вице-премьера Салеха аль-Мутлака. Несмотря на то, что объемы добываемой нефти превысили довоенный уровень, социально-экономическое положение страны коренным образом не улучшилось, население даже крупных городов испытывало перебои с подачей электроэнергии и воды, масштабы коррупции госаппарата увеличились в разы, напряженность в этно-конфессиональных отношениях сохранилась, продолжались вылазки боевиков и теракты. Особенно неблагополучным оставалось положение в центральных и южных районах Ирака. В этих условиях лидер победившего на парламентских выборах альянса «Иракийя» А.Аллави заявил, что не будет участвовать в заседаниях подготовительного комитета упомянутой выше конференции, пока действующий кабинет министров не выполнит основные требования, так называемых, Эрбильских соглашений. Глава Курдистанского региона Масуд Барзани, в свою очередь, выразил сомнение в целесообразности дальнейших усилий по созыву национальной конференции, обвинил премьер-министра Н.аль-Малики в авторитаризме, в том, что он ведет страну в тупик и не исключил, что на предстоящих в сентябре текущего года провинциальных выборах в регионе может одновременно пройти референдум о формах дальнейшего взаимодействия между Эрбилем и Багдадом, что предполагает провозглашение независимости Иракского Курдистана. Следует заметить, что на июнь 2012 года в Эрбиле намечено проведение общенационального форума лидеров и представителей национально-освободительного движения курдского народа. Как ожидается, главным пунктом повестки дня может стать вопрос о провозглашении независимости Южного Курдистана и всеобщих мерах по содействию и поддержке данного исторического процесса. Не менее важной темой будет вопрос о положении курдов в Турции, Иране и Сирии и перспективах их борьбы за свои национальные права и свободы. Насколько реален сценарий создания независимого Иракского Курдистана, каковы позиции и возможная реакция других заинтересованных государств по этому вопросу? Как известно, иракские курды в тесном взаимодействии с войсками иностранной коалиции приняли самое активное участие в свержении режима Саддама Хусейна и строительстве нового демократического федеративного государства. Включающий в себя три северные провинции Ирака Курдистанский регион стал субъектом федерации с самыми широкими правами. Уже сегодня Иракский Курдистан обладает многими атрибутами государства (флаг, гимн, законодательная, исполнительная, судебная власти, конституция, региональный свод законов, спецслужбы, вооруженные силы (бригады «пешмерга»), внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность и т.п.). В столице региона - Эрбиле и других крупных курдских городах аккредитовано уже несколько десятков иностранных дипломатических и торговых представительств, курдский язык признан вторым государственным языком в стране, регион получает пропорционально своей численности 17 % от поступлений в госбюджет за счет продажи нефти. Весьма солидно курды представлены и в Багдаде (президент Ирака - курд Джаляль Талабани, они занимают 6 постов федеральных министров, включая пост министра иностранных дел, другие важные должности в правительстве и силовых структурах, в парламенте имеют фракцию свыше 50 депутатов). В период затянувшегося на многие месяцы внутриполитического кризиса в стране после парламентских выборов марта 2010 года именно курды смогли выступить посредниками между ведущими избирательными блоками арабов А.Аллави и Н.аль-Малики и добиться компромиссного варианта формирования новых органов власти. 17 апреля 2012 г. в интервью телекомпании «Аль-Джазира» Дж.Талабани заявил, что в интересах курдов оставаться в едином демократическом Ираке и решать возникающие внутриполитические проблемы конституционным путем. До последнего момента курды надеялись, что новые правительство и парламент помогут решить жизненно важные для них задачи, а именно: реализовать положения статьи 140 конституции о проведении референдума по административной принадлежности города Киркук с прилегающими нефтеносными районами, принять новый закон об углеводородах, разрешающий им распоряжаться своими природными ресурсами, включить бригады «пешмерга» в регулярные вооруженные силы государства. Однако ожидания курдских лидеров не оправдались. Никаких шагов им навстречу со стороны центрального правительства не последовало. Более того, из Багдада начали раздаваться требования об аннулировании уже подписанных региональным правительством с иностранными компаниями контрактов на разведку и добычу нефти и природного газа, о передаче центральным властям тяжелых вооружений (танков, артиллерии, самолетов), доставшихся курдам после разгрома армии С.Хусейна. Одновременно аль-Малики заключил многомиллиардные контракты с США на поставку 36 современных боевых самолетов F-16, вертолетов, другой боевой техники и вооружений. Поскольку внешних врагов у современного Ирака нет, то курды вполне резонно заподозрили федеральные власти в попытках, тем самым, нарушить сложившийся баланс внутриполитических сил. Таким образом, включение в повестку дня курдских лидеров вопроса о провозглашении независимости Иракского Курдистана становится как бы закономерным шагом и вытекает из реально складывающейся в стране ситуации. И, если при всем широком спектре самих курдских партий и движений, результат возможного референдума по независимости региона довольно предсказуем (подавляющее большинство иракских курдов за осуществление своей вековой мечты – независимое существование), то извне сторонников этой идеи практически нет. США хотя и вывели свои войска из Ирака, но продолжают с помощью дипломатических, политических, финансово-экономических, военно-технических и других рычагов оказывать значительное влияние на Багдад и Эрбиль. В ходе недавнего визита президента Курдистанского региона Ирака М.Барзани в США Б.Обама подтвердил заинтересованность в сохранении единого Ирака, пообещав курдам снять некоторые препятствия в налаживании прямых связей и контактов между Вашингтоном и Эрбилем и содействовать в сглаживании противоречий на линии Багдад – Эрбиль. Якобы, США все же перевооружают Ирак для защиты от внешнего врага, а не для подавления курдов. Как и ожидалось, уход американских войск из Ирака усилил здесь влияние региональных держав, в первую очередь, Турции и Ирана. Турция ведет весьма сложную игру, стремясь параллельно развивать отношения с центральным правительством Ирака и Курдистанским регионом. По принципиальным вопросам (вопросы безопасности, транспортировка иракской нефти, таможенные и пограничные вопросы) Анкара действует с оглядкой на Багдад. Что касается приграничной торговли, экономических и культурных связей с Иракским Курдистаном, то здесь Турция действует без ограничений и весьма активно, налажены турецко-курдские связи и контакты практически во всех сферах и на всех уровнях, включая взаимодействие по предотвращению терактов и попыток Рабочей партии Курдистана использовать иракскую территорию для подготовки операций против турецких властей и правительственных войск. Иран стремится также развивать свои отношения и с Багдадом и с Эрбилем, но приоритет при этом отдается центральному правительству, что в какой-то мере объясняется тем, что более близкое Тегерану арабо-шиитское большинство занимает ключевые посты в руководстве Ираком. И хотя иракские шииты сегодня раздроблены и далеко не все ориентированы на Иран, но все же, в перспективе, как полагают духовные лидеры Ирана, шиитская молодежь должна играть ключевую роль в будущем Ираке. Создание независимого курдского государства на севере Ирака не отвечает национальным интересам Ирана по ряду причин. Во-первых, распад Ирака на несколько частей объективно ослабляет все его регионы, в том числе и близкие Ирану, южные шиитские провинции. Во-вторых, тем самым, создаются предпосылки для нового вмешательства в дела региона внешних сил (США, Израиль, НАТО, Турция и т.п.) и арабо-суннитского альянса под эгидой Саудовской Аравии. Не исключается превращение территории Иракского Курдистана в плацдарм для действий ВС США и Израиля против Ирана. В-третьих, попытки иракских курдов получить независимость могут спровоцировать на более активные выступления против властей и иранских курдов. Ни в коей мере не заинтересованы в отделении иракских курдов и все арабские страны, которые считают Ирак частью арабского мира («уммы») и выступают за сохранение его в нынешних границах. Таким образом, на сегодня нет каких-либо предпосылок извне к созданию нового независимого курдского государства на севере Ирака. Учитывая географическое и экономическое положение Иракского Курдистана, который граничит с тремя государствами с курдскими меньшинствами (Турция, Иран, Сирия), он может оказаться в политической и торгово-экономической блокаде в случае принятия одностороннего решения о выходе из состава Ирака. Не все так однозначно и в самом Иракском Курдистане. Во-первых, на территории региона проживают и другие национальности (арабы, туркоманы, армяне и др.). Во-вторых, курды проживают и в других провинциях Ирака, в частности, в Киркуке, Багдаде и т.д. Поэтому отделение Иракского Курдистана не будет означать воссоединения народов, а в какой-то мере еще больше разъединит людей. Наиболее остро возникнет проблема размежевания по этно-конфессиональному признаку на спорных территориях. Потеря дотаций из госбюджета и уход иностранных и иракских инвесторов также негативно скажутся на социально-экономическом положении региона. При таком сценарии исключать в дальнейшем развязывания новой гражданской войны или военного вмешательства в дела Ирака сопредельных и других государств не приходится. Как представляется, здравый смысл все же возобладает и на этот раз и курдам и правящему арабо-шиитскому большинству Ирака все же удастся прийти к взаимоприемлемому компромиссу по ключевым проблемам.
Станислав Иванов, <i>Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук. <b>Специально для Iran.ru</b></i>

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.