20 апреля 2012
Под влиянием событий, произошедших в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки, в иранской юго-западной провинции Хузистан некоторые организации активизировали свою деятельность. Большинство населения этого региона арабы. Наряду с этим здесь сосредоточено около 80% всех запасов нефти ИРИ. В 2005 году произошло последнее крупное выступление в Хузистане , которое было подавлено иранскими властями. Вместе с тем эта провинция продолжает находиться в орбите внимания радикальных исламистских структур. Арабы обвиняют иранское правительство в проведении политики, направленной на изменение демографического равновесия региона, поощряя этнических персов мигрировать в провинцию. На протяжении веков в ходе длительного противостояния между Ираном и Османской империей Хузистану удалось сохранить степень относительной самостоятельности под управлением местных шейхов. Последний из них был свергнут в 1925 г. и территория перешла под прямое управление Тегерана. В 1956 г. в Хузистане возникла первая политическая организация – Фронт освобождения Арабистана. Она в ходе подъема националистических настроений в Сирии и Египте выступила в качестве инициатора массовых выступлений в поддержку египетского правительства против англо-израильской агрессии 1956 г. Через два года Народный освободительный фронт аль-Ахваза развернул свою деятельность на территории Хузистана. А еще через год (в 1959 г.) все политические организации в провинции организовали Национальный конгресс Арабистана с задачей освобождения от иранского господства. Иракское республиканское правительство оказывало всевозможную поддержку всем политическим организациям Хузистана. В декабре 1964 г. вопрос об обстановке в Хузистане был рассмотрен на очередном заседании меджлиса в Тегеране. Ряд депутатов выступил с резкой критикой некоторых юридических экспертов, заявлявших, что Хузистан является частью «арабской территории». В январе 1965 г. по Абадану и Хорремшехру прокатилась волна демонстраций арабского населения Ирана, выступившего против политики дискриминации по отношению к «лицам арабской национальности». Во время этих выступлений выдвигались лозунги о создании «независимого Арабистана». Со своей стороны, правительство Амира Аббаса Ховейды, дабы указать на истинную иранскую принадлежность земель Хузистана, переименовало порт Бендер-Мэшур в Бендер-Махшехр, а остров Шейх-Сальбух – в остров Мина. В годы шахской «белой революции» в Иране силами правительственной армии в 1964 г. были подавлены мятежные выступления Фронта освобождения Арабистана, а позже была распущена организация Арабское революционное движение за освобождение Арабистана, созданная в 1968 г. Арабское население Хузистана с энтузиазмом встретило начало исламской революции в Иране, активно включившись в борьбу против монархического режима Мохаммеда Реза Пехлеви. После исламской революции 1979 года, требования местного населения сохранить их самоуправление и традиционный образ жизни не были приняты новым правительством. Впоследствии крупномасштабное восстание вспыхнуло в провинции. Проблема Хузистана привлекла международное внимание, когда группа вооруженных людей из ахвазской организации «Демократический Революционный фронт за освобождение Арабистана захватила иранское посольство в Лондоне в 1980 г. и взяла заложников. После шестидневной осады посольства со стороны полиции, боевики убили одного из захваченных заложников, что привело к штурму иранского дипломатического представительства. Накапливающийся протестный потенциал и был использован экстремистами для разжигания межконфессиональных столкновений, облекая их в религиозные тона. В частности, иракская радикальная группировка «Ансар аль-Ислам» выпустила коммюнике, названное «Послание солидарности с нашими братьями в Ахвазе» с призывом объединить усилия и начать джихад против Ирана. Сотрудничество между иракскими повстанцами и ахвазскими радикальными группировками заметно усилилось вскоре после американского вторжения в Ирак в 2003 году. Во время восстания 2005 года в Хузистане были проведены совместные террористические акции против иранских административных объектов и сил правопорядка. Лидер арабской организации «Хизб ан-Нахда аль-Араби аль-Ахвази» Сабах аль-Моссави отмечает, что его боевики в целях приобретения боевого опыта участвуют в иракском конфликте на стороне ряда группировок сопротивления, включая «Ансар аль-Ислам» и «Джейш аль-Ислами». Помимо этой группировки в Хузистане поддерживают свое присутствие и другие организации националистической окраски, которые наращивают свое влияние в провинции. Однако наиболее известная группа, заявляющая о том, что отражает интересы местного арабского населения Арабское движение за освобождение Ахваза, ориентированая на нанесение ударов по объектам местной нефтедобывающей инфраструктуры, как средства ослабления иранской экономики, которая во многом зависит от экспорта углеводородов. Большинство жителей Хузистана следуют шиитскому направлению ислама. Однако здесь наметилась серьезная тенденция перехода в суннизм, которая апеллирет к исторической традиции следования этой версии мусульманской религии. Этот процесс обострился за последние несколько лет, в основном за счет проблемы идентичности местных жителей. Салафитские группировки призывают шиитов-арабов из Ахваза переходить в суннизм. При этом «Аль-Каида» указывает на то, что исторически жители этого района были суннитами. Однако после завоевания этого района персидскими шахами местные жители якобы были «насильственно шиитизированы и им была навязана иранская культура». В связи с этим радикалы призывают их «вернуться в лоно суннизма и вести борьбу с вероотступническим шиитским Ираном». «Политика персиатизации, основанная на искаженном толковании ислама» должна, по мнению радикалов из «Аль-Каиды» «лечь в основу стремления коренных жителей провинции вести борьбу за освобождение Ахваза». Салафиты призывают местные национально-освободительные группировки совместно с «Аль-Каидой» выработать стратегию борьбы за независимость Хузистана. Радикалы также выдвигают план по формированию политической верхушки, способной объединить местное сопротивление со всемирным движением джихада. Так в свое время это произошло в Чечне и Ираке, где радикальные исламистские организации стремились задавать тон в националистических группировках, расставляя акценты в выгодном для себя ключе. В перспективе они намерены преобразовать этот регион в очередной «очаг джихада», привлекая сюда поборников «чистого ислама» из различных стран.
Д.А.Нечитайло, "Институт Ближнего Востока"
Источник:
Институт Ближнего Востока
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий