01 марта 2012
Выступление Путина в Мюнхене, в котором он выразил свое сожаление по поводу распада Советского Союза, оценив это событие как величайшую трагедию мировой истории, вызвало на Западе яростное недовольство и резкое осуждение. Соединенные Штаты с опорой на своих традиционных союзников дали понять, что они никому и никогда не позволят в будущем восстановления былой мощи России в каких бы новых или старых межгосударственных образованиях она не выступала. С учетом крайне ослабленного по сравнению с прошлым внутреннего экономического, идеологического и военно-стратегического потенциала, руководство России на внешнем геополитическом пространстве вынужденно осуществляет доктрину многовекторной равноудаленности. Россия, уже при новом руководстве, с 2000-го года пытается встроиться в конструкцию многополярного мира в либеральном, демократическом и рыночном мировом пространстве, но уже не являясь мощным геостратегическим ядром бывшего Советского Союза. Выстраивание руководством России геостратегической оси в направлении Запад-Восток, получившей название Евразийская доктрина, безусловно является выдающимся прорывом в противостоянии западным планам по удерживанию России в существующих границах и окружению ее зонами политического хаоса, приграничной вражды и потенциальной внешней агрессии. Для повышения надежности национальной безопасности Российской Федерации и превращения ее в мировой центр силы, нами предлагается новая концепция государственно-территориального устройства России в направлении оси Север-Юг. Следует особо отметить, что в настоящее время Северное направление этой оси уже находится под пристальным вниманием российского руководства. На самом высоком правительственном и законодательном уровнях уже разработаны и утверждены Концепции и Программы развития Арктического региона до 2020 года с выделением значительных финансовых средств. Однако при развитии геостратегической оси Север-Юг помимо северного вектора руководству страны было бы уместно усилить свое внимание на развитие самого слабого направления на этой оси - Южного. Именно там всегда были и остаются главные очаги напряженности и вызовы национальной безопасности. Тем более, что события в Северной Африке и на Ближнем Востоке (Тунис, Египет, Ливия, Йемен, Иордания, страны Персидского залива, Ирак, Афганистан, и самые последние события в Сирии, Ливане, Турции, Иране и Израиле) с новой силой ставят вопрос об обеспечении национальной безопасности страны на ближних и дальних южных рубежах. Усиление России в Южном направлении с учетом негативных и потенциально опасных процессов на Ближнем и Среднем Востоке с нашей точки зрения может быть обеспечено с помощью пока еще гипотетического межгосударственного союза в составе трех государств – России, Ирана и Армении. Интегральный потенциал этого союза должен обеспечиваться уникальными и гигантскими природными ресурсами (газом, нефтью, практически всей таблицей Менделеева, лесными, водными и воздушными ресурсами), мощным интеллектуальным, духовным и культурным потенциалом населения, сохранившимися и развивающимся военно-техническими секторами национальных экономик. Наличие уникальной водной транспортной артерии, включая на первом этапе существующую восточно-европейскую речную систему России вместе с Каспийским морем позволит создать новые транспортные и торговые пути в направлении Север-Юг с выходом на Европейские рынки через северо-западный регион России и скандинавские страны и на огромный перспективный и развивающийся потребительский рынок в зоне Персидского залива, Пакистана, Индии и стран Восточной Африки. На европейском направлении особое место должно быть зарезервировано за ведущей европейской страной - Германией. По нашему мнению создание Нового Тройственного союза позволит также решить задачу переориентации традиционного еще с Петровских времен прозападного вектора России, внесшего смуту в мышление русской интеллигенции и правящей элиты. Наблюдающееся в настоящее время бегство российской научно-технической и культурной интеллигенции вместе с капиталами «новорусских» олигархов на Запад является негативным следствием вековой ориентации России на Запад, приведшей к расколу в российском обществе, заразившимся особой «духовной шизофренической раздвоенностью». В настоящее время Иран фактически в одиночку отстаивает свой национальный суверенитет при непрекращающемся идеологическом, информационном, экономическом и военном давлении со стороны США, Евросоюза, Израиля и ряда арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки. Поэтому Иран объективно заинтересован в дружественных отношениях со своими соседями, в особенности с теми, которые могли бы реально оказывать ему помощь в защите национального суверенитета. Такой страной могла бы явиться Россия после соответствующей коррекции своего геополитического вектора в отношении Запада и Ирана. В свою очередь, Армения после распада Советского Союза, пережив эйфорию национальной независимости, стала заложницей внешних и внутренних проблем. На внешнеполитическом уровне – это проблемы Нагорного Карабаха, взаимоотношений с Турцией и Азербайджаном, нефтяной и газовой блокады со стороны Азербайджана и его союзников. Не имея выходов к морям и лишенная углеводородных ресурсов, Армения в нарастающей степени продолжает испытывать экономические трудности и поэтому, также как и Иран, должна быть объективно заинтересована в прочных и дружественных связях со своими ближайшими и традиционными соседями. Одним из таких союзников для Армении является Россия. Присутствие в России одной из самых многочисленных мировых армянских диаспор, внесшей в российскую историю бесценный и чрезвычайно заметный вклад, является серьезным основанием для вхождения Армении в Тройственный союз. В составе этого союза Россия, Иран и Армения при правильно скоординированной политике смогли бы совместно решать сложнейшие задачи коллективного противостояния внешним угрозам и вызовам, инспирируемым извне. Таким образом, соединение и наложение двух геостратегических осей - Запад-Восток через Евразийский экономический союз и Север-Юг через Тройственный союз - фактически может явиться принципиально новой геополитической и государственной конструкцией России. И в этом случае многолетние и до сих пор безуспешные поиски Национальной идеи или так называемой Русской идеи, ведущиеся в России после распада Советского союза, могут найти совершенно новое решение в новом межцивилизационном пространстве. Такой Союз мог бы стать уникальным и новым ядром внешней и внутренней политики нового президента России по сохранению России в сложном и конкурирующем международном пространстве в условиях общесистемного мирового кризиса и крайне опасных и плохо предсказуемых процессов на Ближнем Востоке и Центральной Азии. Безусловно, идея Тройственного союза носит предварительный и дискуссионный характер. Ограничения на размер публикации не позволяют рассмотреть огромное число сложных проблем, возникающих при более подробном анализе возможных вариантов предлагаемой идеи. Более того, само обсуждение этих проблем может вызвать крайнее неудовольствие и даже враждебность у большого числа заинтерсованных представителей стран-акторов, имеющих давние и стратегические интересы в этом важном регионе мира. Сама эта идея затрагивает столь болезненные темы, как интересы США, Турции и стран НАТО в Закавказье, азербайджано-иранские отношения, маршруты нефте- и газопроводов, статус Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха, международные морские границы на Каспии и многое другое. В заключении, следует подчеркнуть, что какие бы планы не выстраивали наши близкие и дальние геополитические соперники на Ближнем и Среднем Востоке, в Закавказье и Центральной Азии, безопасность России и граничащих с ней стран в южном направлении должна оставаться главным приоритетом государственной геополитики для поддержания устойчивого мира в этом регионе. Вячеслав Алдонясов, писатель-геополитик специально для Iran.ru
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий