20 декабря 2010
Новый министр иностранных дел и одновременно глава атомного ведомства Ирана Али Акбар Салехи сразу при вступлении в должность озвучил новую внешнеполитическую доктрину своей страны. По его словам, которые цитирует турецкая газета Hurriyet Daily News and Economic Review, отныне главным приоритетом Ирана в дипломатии должны быть соседи и исламский мир. В первую очередь, речь идет, как считает иранское информационное агентство Mehr, о Турции и Саудовской Аравии. С Анкарой Тегеран уже давно имеет налаженные торгово-экономические и политические отношения. Турция отказалась присоединиться к антииранским санкциям СБ ООН, заключила 17 мая нынешнего года с Ираном вместе с Бразилией специальное соглашение, в котором была предложена схема по обмену имеющегося у Тегерана низкообогащенного (до 3,5 процента) урана на высокообогащенное (до 20 процентов) топливо для Тегеранского научно-исследовательского реактора. На этом направлении Тегеран и Анкара вели в целом взаимовыгодную "игру". Иран получил параллельную "шестерке" переговорную площадку, возможность для флангового политико-дипломатического маневрирования, считает главный редактор российского издания «Baku.Rosvesty.ru», политолог Станислав Тарасов. Турция, во-первых, впервые в своей истории обозначила тенденцию к интегрированию своих интересов в ядерную проблематику, во-вторых, позиционировала себя в качестве более самостоятельного геополитического игрока на Ближнем Востоке. Тем более, что интииранские санкции коснулись межбанковских переводов, внешнеэкономических операций, контроля морских перевозок, запрета на продажу Ирану некоторых видов вооружений, замораживание активов конкретных лиц и компаний по списку США. Анкара, несмотря на давление Вашиингтона, открыто проигнорировала эти требования, хотя США грозились внести в черный список турецкие энергетические компании и банки, которые продолжают сотрудничать с Ираном. В ответ прозвучало вызывающее заявление турецкого государственного министра Хаяти Язичи о том, что в 2011 году Турция постарается увеличить объем торговли с Ираном до 20 млрд долларов, тогда как в 2009 году ее объем составил всего 5,5 млрд долл. Более того, Турция решила увеличить - от двух до четырех - число таможенных пунктов на границе с Ираном, что еще раз подтверждает ее намерение активизировать экономическое сотрудничество с соседней страной. Помимо этого политика Турции в отношении Ирана имеет и другую составляющую. После вооруженного вторжения США и их союзников в Ирак, а также в результате неудачных действий союзных войск в Афганистане, стала заметно возрастать геополитическая роль Ирана в масштабах всего Ближнего Востока. В целях восстановления баланса сил в регионе Турция пошла даже на обострение отношений со своим многолетним союзником Израилем, что сразу вывело Анкару на путь выстраивания коалиционного союза с Тегераном. Наиболее наглядно это проявилось в позиции Турции в решении проблемы Газы, что сопровождалось почти одновременным давлением Ирана на процесс ближневосточного урегулирования. Речь шла уже не только о давлении на Израиль, но и о подрыве влияния в регионе Саудовской Аравии. Достаточно хотя бы вспомнить, как Эр-Риад в Ливане, делая ставку на "Коалицию 14 марта" во главе с суннитским движением "Аль-Мустакбаль", столкнулся с поддерживаемым Ираном и Сирией блоком "Хезболла" и "Амаль", что привело в 2008 году к вооружённым столкновениям в этой стране. К тому же саудовское руководство болезненно относится к развитию иранской ядерной программы, увеличивает в этой связи закупки новых вооружений. В итоге сложилась уникальная, но хорошо известная историкам ситуация. С одной стороны, вышли на поверхность старые персидско-арабские споры. С другой - уже из Турции повеяло ветрами воспоминаний об Османской империи, когда арабский мир был под знаменами Стамбульского халифата. В этом смысле заявление нового главы МИД Ирана Ирана Али Акбар Салехи о необходимости налаживать отношения с Саудовской Аравией - в "пакете" отношений с Турцией - звучит многозначительно. Особенно на фоне обнародованных WikiLeaks документов, в которых утверждается, что король Абдалла призывал высокопоставленных чиновников США уничтожить ядерную программу Тегерана, заявив, что нужно "отрезать змее голову". Адриана Пабста: "Большой Ближний Восток постепенно становится реальностью и в будущем следует ожидать усиления влияния Ирана и Турции в пределах границ своих бывших империй". В таком случае в обозримой перспективе в повестку дня большой политики Ближнего Востока встанет проблема "главного лица исламского мира". Турецкое общество будет постепенно отходить от западной ориентации, в то время как иранский политический класс - от культивируемого ныне шиитского ордотоксального ислама в сторону общеисламской идеологии. Неслучайно многие эксперты связывают назначение Салехи на пост главы МИДа Ирана с обострением политической борьбы в высших эшелонах иранской власти, особенно вокруг духовного лидера Ирана аятоллы Хаменеи. Он не смог удержать на посту главы МИДа своего ставленника Моттаки в силу именно того обстоятельства, что президенту Махмуду Ахмадинежаду удалось расколоть лагерь духовенства. К тому же не будем забывать, что Салехи - представитель небольшой, но сильной в политическом отношении группы выпускников престижного Массачусетского технологического института (США), которые в разное время были рекрутированы в иранский МИД. Теперь обратим внимание на геополитический фон, который выстраивает Тегеран в целях решения своих стратегических и тактических задач. Озвучивая внешнеполитическую доктрину, Салехи подчеркнул важность расширения связей с Сирией, Ираком, Азербайджаном, Афганистаном, Пакистаном, Россией и Китаем. Для Тегерана Москва и Пекин - это партнеры первого стратегического уровня. Что касается Дамаска, Багдада, Баку, Кабула и Исламабада, то это - зона исторических национальных интересов. Поэтому именно на этом, втором направлении от Ирана можно ожидать самых смелых и неожиданных внешнеполитических решений. В частности, Тегеран может более четко обозначить свои интересы в Закавказье. Но главное сейчас для Ирана - как можно быстрее выбраться из "ядерной ловушки", в которой он находился в последние годы. В данном случае вновь сбываются прогнозы о том, что новый глава МИД Иран начнет искать компромиссных технических решений по ядерной программе. На этом направлении уже стала выстраиваться цепочка любопытных событий. Например, лондонская газета "Телеграф" сообщила, что Иран вступил в тайные переговоры с США, Россией и Францией при турецком посредничестве по вопросу о снятии санкций в обмен на выдачу значительной части запасов урана и прекращение обогащения оставшегося количества. Предполагается, что в будущем месяце на переговорах в Стамбуле Ирана с "шестеркой" будет обсуждаться уже новый вариант этой сделки. Кстати, западные информационные агентства со ссылкой на заявление МАГАТЭ стали сообщать, что Иран по причине "технических неполадок" остановил свои урановые центрифуги. Наконец, неслучайно именно в этот момент комиссия по национальной безопасности и внешней политике иранского меджлиса поддержала законопроект, согласно которому Тегеран разрывает отношения с Лондоном. По словам члена комиссии Мохаммеда Карами-Раада, Иран осудил недавнее заявление британского посла о ситуации с правами человека в Иране. Но фактически иранское руководство решило на ответственном переходном этапе избавиться от британской внешней разведки MI-6, которая исторически имеет в этой стране большое влияние и разветвленную агентурную сеть. Что касается России, то, как заявил заместитель главы министерства иностранных дел РФ Сергей Рябков, "ситуация вокруг Ирана не вызывает у нее серьезного беспокойства". По его словам, Тегерану лишь необходимо предпринять дополнительные шаги в сотрудничестве с МАГАТЭ. Все идет именно к этому.
Источник:
REGNUM
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий