09 июля 2010
Запрет на полеты самолетов Ирана в воздушном пространстве Европы вызван проблемами с безопасностью, однако, это решение может иметь под собой политическую подоплеку, считают эксперты. "Решение Европейского союза о запрете полетов некоторых иранских самолетов в воздушном пространстве Европы может быть оправдано соображениями безопасности, - сказал Trend по электронной почте профессор Северо-Восточного университета США Камран Дадха (Kamran Dadkhah). - Тем не менее, принятие решения на волне санкций, введенных Советом Безопасности (СБ) ООН, а также США и их союзниками, дает повод думать, что это действительно политическое решение, по крайней мере, частично". В начале недели Европейский комитет по авиационной безопасности запретил полеты в воздушном пространстве Евросоюза двух третей авиалайнеров иранской авиакомпании Iran Air. Часть самолетов Iran Air была включена авиационными властями ЕС в так называемый черный список ненадежных авиаперевозчиков еще в марте текущего года. Нынешний запрет распространен на все принадлежащие авиакомпании авиалайнеры Airbus-320, Boeing-727 и Boeing-727. По словам Дадха, истоки этого решения кроются в эмбарго, наложенном на продажу Ирану новых американских самолетов и запчастей после кризиса с заложниками США. Дипломатический кризис между Ираном и США начался 4 ноября 1979 года, когда группа студентов - активных сторонников Исламской революции в Иране - захватила посольство США в Тегеране. Дипломаты, их семьи и персонал посольства оказались в заложниках. 53 американца провели в этом качестве 444 дня - до 20 января 1981 года. До Исламской революции иранский коммерческий воздушный флот состоял из выпущенных в США Boeing и французских Airbus. "Наложенное на Иран эмбарго привело к значительному обветшанию иранского коммерческого парка самолетов, из-за нехватки запчастей они не обслуживаются должным образом. Иран вынужден покупать подержанные американские самолеты у других стран, а также ненадежные самолеты советской эпохи марки "Туполев" у России, - сказал он. - В итоге иранские авиарейсы приобрели репутацию ненадежных, а уровень авиакатастроф в Иране один из самых высоких". По мнению европейского эксперта по политике Ирана Роузбеха Парси, запрет всего лишь косвенно связан с санкциями или политическими мотивами, потому что проблемы с безопасностью реально существуют. "Иранские самолеты изнашиваются, и ветхость является серьезным аргументом в вопросах безопасности, - сказал Trend по телефону Парси, аналитик Института ЕС по исследованиям безопасности (EUISS) в Париже. - Другой вопрос, достигла ли изношенность самолетов того уровня, когда необходим запрет. Но на этот счет у меня идей нет, потому что в данном случае необходим технический анализ". Американский эксперт Пол Салливан (Paul Sullivan) полагает, что за этим решением, вероятно, стоят политические мотивы, но обслуживание иранских самолетов, по его словам, действительно оставляет желать лучшего. "Недавние санкции могут усугубить ситуацию, - сказал Trend по электронной почте Салливан, профессор Университета национальной безопасности США. - Как это случилось, к примеру, с Ливией, когда самым тяжелым последствием наиболее жестких санкций ООН против нее были серьезные проблемы с авиацией". Девятого июня СБ ООН проголосовал за принятие новой резолюции, которая предусматривает ужесточение санкций в отношении Тегерана в связи с его отказом свернуть работы по обогащению урана. Это четвертая по счету резолюция, принятая Совбезом из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования, касающиеся прояснения ряда вопросов мирового сообщества по иранской ядерной программе, в том числе и наличия ее военной составляющей. С американскими и европейским экспертом согласен российский эксперт Владимир Евсеев, который считает, что ограничения на полеты иранских самолетов над территорией ЕС, скорее всего, носят политический характер. "Техническое состояние авиации ИРИ - действительно серьезная проблема, и ответить на это Тегерану действительно нечем, так как напрямую запчасти для самолетов американского производства типа Boeing, не говоря уже о плановом ремонте на американских предприятиях, не поставляются, - сказал Trend по электронной почте Евсеев, старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН. - Авиапарк Ирана достаточно изношен и требует срочной замены. Однако ввод ограничений именно сейчас носит политический характер". Запрет на полеты иранских самолетов, по словам Дадхаха, в целом, сократит международный пассажиропоток в Иране, потому что большинству иранцев придется пользоваться услугами иностранных авиакомпаний и покупать авиабилеты за более высокую цену. "Иранская авиаиндустрия находится в бедственном положении, - сказал он. - Это решение, в случае его выполнения, усугубит его еще больше". Парси считает, что в результате наложенного эмбарго ситуация может развиваться в двух направлениях: увеличится количество полетов европейских авиакомпаний или, наоборот, возможность осуществлять авиарейсы в Иран и обратно для них также будет ограничена. "В результате может снизиться пассажиропоток в обоих направлениях, - сказал он. - И для меня неясно, кто от этого выиграет". Таким образом, полагает Парси, это могло бы еще больше изолировать Иран, но наиболее вероятно, что при заинтересованности европейских авиакомпаний они компенсируют ограниченные возможности Iran Air. "Но это будет как политическим, так и экономическим решением, поскольку они [европейские авиакомпании] должны придерживаться новых ограничений в отношении коммерческих связей с Ираном, которые стали результатом европейских и американских санкций". По мнению Евсеева, последствия такого решения могут быть достаточно серьезными. "Иранцы будут вынуждены чаще летать рейсами других авиакомпаний и не по оптимальным маршрутам (с дополнительными посадками), - сказал он. - По-видимому, вырастет стоимость авиабилетов". По мнению Евсеева, в качестве ответной меры Тегеран может ввести аналогичные ограничения уже для пролетов над собственной территорией, но это не решит проблему. "В случае сохранения таких ограничений иранскому руководству придется пойти на закупку в значительном объеме новых гражданских самолетов, например, в России", - сказал он. По словам Евсеева, возможно, что запрет на полеты двух третей иранских гражданских самолетов над ЕС разблокирует российско-иранские контракты в авиационной сфере, реализация которых находилась под серьезным вопросом и которые не подпадают под ограничения резолюции 1929 СБ ООН. В августе 2007 года в рамках международного авиасалона "МАКС-2007" российская лизинговая компания "Илюшин Финанс Ко." и иранская авиакомпания "Иран-Эйр-Тур" подписали контракт на продажу иранской стороне пяти самолетов "Ту-204-100". Сумма контракта составила 200 млн. долларов. Начало поставок было запланировано на 2009 год. В феврале 2006 года в Иране находилась делегация ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" во главе с ее президентом Алексеем Федоровым. В ходе переговоров с иранской стороной был подтвержден интерес к осуществлению "программы сотрудничества" по поставке и совместному производству в ИРИ в течение 10 лет самолетов "Ту-214", "Ту-204" и "Ту-334". Что касается цен на авиационный бензин, все эксперты согласны, что эмбарго не повлияет существенным образом на его стоимость. "Я сомневаюсь, что запрет существенно повлияет на цены на авиационный керосин, - сказал Дадха. - Во-первых, доля иранских авиакомпаний в международных авиаперелетах весьма мала, а, во-вторых, большое количество иранских пассажиров начнет пользоваться другими международными авиакомпаниями". Парси сомневается в том, что Iran Air или другие иранские авиакомпании вносят большой вклад в мировую авиационную экономику, поэтому их изоляция на рынке не повлияет каким-либо образом на цены на авиационное топливо". Цены на авиационный керосин сильно измениться не должны, так как грузопоток иранских самолетов для ЕС в целом невелик, полагает Евсеев. Потребление авиационного топлива Ираном, считает Салливан, настолько незначительно в мировых масштабах, что "Иран не может быть даже маленьким пятнышком на экране мировых цен".
Источник:
TREND
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий