Армяно-иранское сотрудничество в сфере энергетики: возможности и вызовы

03 марта 2010
A A A


Армяно-иранские отношения насчитывают не одно тысячелетие, но за последние годы в результате того, что реализация экономических проектов приобрела особую значимость армяно-иранские отношения вступили в новую, активную фазу развития. При этом, немаловажно, что наряду с возможностями эти отношения содержат в себе и новые вызовы. На данный момент один из крупных совместных армяно-иранских проектов - газопровод Армения-Иран уже действует. Кроме того, строительство железной дороги Иран-Армения и строительство нефтепродуктпровода связывающего две наши страны могут придать межгосударственным отношениям новый импульс. При этом не следует сбрасывать со счетов проект строительства нефтеперерабатывающего завода на территории Армении, который в свете агрессивных устремлений США в отношении ИРИ может обрести новую силу. При этом, перспективность всех вышеуказанных проектов, а также их реализация не может быть лишь частью армяно-иранских отношений, так как они непосредственным образом связаны с региональной, геополитической стратегией Ирана, а также со стратегией глобальной. Соответственно, сегодня наряду с существующими и новыми вызовами экономическое сотрудничество между ИРИ и РА имеет новые существенные возможности и потенциал. Энергетическая политика ИРИ основана на принципах модернизации государственной энергетической системы, а также реализации мер по обеспечению более высокого уровня переработки и импорта нефти и газа. Соответственно, Иран довольно успешно использует свои нефтяные и газовые ресурсы для укрепления своих геополитических и экономических позиций в регионе. При этом, понятно, что сотрудничество с зарубежными странами и компаниями положительно развивается только в условиях, когда одновременно удовлетворяет двум вышеуказанным принципам. Примеров множество. Сотрудничество Ирана с французскими и турецкими компаниями по «Южному Парсу», и созданные в Иране особые условия для китайской национальной нефтяной компании. Важно также, то обстоятельство, что за последние годы Иран превратился в основного экспортера электроэнергии в Ирак. Причем, немаловажно, что эти поставки происходят в условиях, когда ИРИ сама имеет проблемы, связанные с производством и импортом электроэнергии. Естественно, что на этом фоне архиважной задачей для Ирана является создание новых возможностей экспорта огромных запасов природного газа, имеющихся у ИРИ. В этом контексте, для Армении из этих двух направлений наиболее важным, конечно же, является второе, поскольку оно непосредственно связано с деятельностью газопровода Армения-Иран. После подписания договора о начале строительстве газопровода в Армении было много спекуляций, согласно которым иранские партнеры собирались использовать территорию Армении и газопровод Армения-Иран с целью транзита и экспорта газа в Грузию и ЕС. Когда стало ясно, что мощность строящегося газопровода явно недостаточна для осуществления такой цели, распространились слухи о том, что газопровод с малой мощностью строится лишь для того, чтобы надавить на российскую сторону, якобы стремящуюся помешать вхождению иранского газа на европейский рынок. При этом, немаловажно, что 2003-2004гг. были самыми активными в плане проведения переговоров между Ираном и ЕС, посвященных энергетическим вопросам. Однако, на этих переговорах даже речи не было о том, чтобы использовать территорию Армении или Южного Кавказа вообще для экспорта иранского природного газа. Учитывая продолжающуюся в немалой степени усилиями США изоляцию Ирана, сегодня говорить об увеличении протяженности газопровода Армения-Иран нецелесообразно. В то же время, последние импульсы, имевшие место в ирано-турецких отношениях говорят о том, что территория Турции и, в частности, газопровод «Набукко» будут использованы иранской стороной с целью экспорта газа в Европу. Данное предположение основывается на том, что в последнее время Анкара активно пытается особо подчеркнуть роль Ирана в вопросе обеспечения энергобезопасности Европы. В частности, 13 января, выступая в Брюссельском Центре европейской политики, турецкий премьер Эрдоган заявил, что проект «Набукко» может иметь смысл только в том случае, если по нему будет поступать газ в Европу не только из Казахстана, Туркмении и Азербайджана, но и из Ирана. А построенный еще в 2001г. газопровод Тавриз-Эрзерум создает достаточно хорошие предпосылки для присоединения Ирана к проекту «Набукко». По этому газопроводу в течение последних лет из Иран в Турцию ежегодно экспортировалось в среднем 8 млрд м3 газа, в условиях, когда возможности газопровода позволяют увеличить его объемы в три раза. На этом фоне, а также учитывая большие возможности армянского ЗАО «АрмРосгазпром» 80% которого принадлежит российскому «Газпрому», транзит иранского газа по территории Армении в Грузию и ЕС пока что не имеет реальных перспектив. Однако это еще не означает, что нужды в увеличении мощности газопровода Армения-Иран нет, и не предвидится. Принятое властями Армении решение о строительстве новой атомной станции мощностью 1500 мВт, свидетельствует о том, что Армения идет по пути трансформирования в важный узел производства электроэнергии. А увеличение мощности газопровода Иран-Армения в этом случае станет насущной необходимостью. При этом, немаловажно отметить, что данная политика может стать успешной лишь в том случае, если армяно-турецкий политический диалог в межгосударственных отношениях приведет к новым импульсам в экономической и, в частности, энергетической сфере между Анкарой и Ереваном. Речь, в первую очередь, идет об экспорте электроэнергии в Турцию, восточные районы которой имеют достаточно большой спрос на нее. Велика также возможность увеличения мощностей экспорта электроэнергии из Армении в Иран. При этом, иранский рынок для Армении в долгосрочной перспективе нельзя однозначно считать приоритетным, поскольку в результате улучшения отношений Иран-Запад поток иностранных инвестиций в энергетический сектор Ирана, развитие ядерной программы, строительство новых ТЭЦ рано или поздно превратят богатый энергоресурсами Иран в самодостаточное с точки зрения электроэнергии государство. В этой связи, уместно отметить заявление, сделанное на днях гендиректором Иранской национальной компании по распределению нефтепродуктов Фаридом Амери. Он подчеркнул, что на данный момент с точки зрения запасов дизельного топлива в Иране сложилась благоприятная ситуация в связи с чем импорт дизтоплива в страну и был приостановлен двадцать дней назад. Амери также отметил, что запасы бензина в стране на сегодня достигли объема, небывалого за всю 80-летнюю историю Иранской национальной компании по распределению нефтепродуктов. В настоящее время в Иране запасено на 1,3 млрд. литров бензина больше, чем в прошлом году, и в этом смысле ситуацию можно назвать идеальной. Более того, в течение последнего года были построены бензохранилища общим объемом 1 млрд. литров бензина, что в значительной мере способствовало достижению сегодняшних результатов. Помимо самодостаточности, Иран имеет все перспективы для становления в качестве крупнейшего экспортера газа. Согласно докладу Международного энергетического агентства «Прогнозы мировой энергетики - 2009», нынешних мировых запасов природного газа достаточно для обеспечения максимальных объемов темпов роста спроса до 2030г. По положению на конец 2008г. обнаруженные мировые запасы газа оцениваются в более чем 180 трлн м3, что в случае нынешних темпов добычи будет достаточно для ближайших 60 лет. Примечательно, что более половины этих запасов выпадает на долю трех стран – РФ, Ирана и Катара. Страны, не являющиеся членами ОЭРС, в 2007-2030гг. в совокупности обеспечат весь прогнозируемый рост добычи природного газа. Максимальный рост добычи газа выпадет на долю Ближнего Востока, владеющего самыми большими запасами голубого топлива и имеющего минимальную себестоимость добычи. При этом, именно Иран и Катар обеспечат основную часть роста добычи. Для Армении немаловажно и весьма существенно, что на сегодняшний день Иран благодаря реализованным в течение последних нескольких лет крупных строительных проектов без преувеличения является одним из мировых лидеров по объему строительства железных дорог. ИРИ удалось создать магистральную железнодорожную систему, объединяющую в общую железнодорожную сеть железные дороги Турции, Ирака и Туркменистана. При этом немаловажно, что в настоящее время Иран непосредственно вовлечен в несколько региональных проектов, которые могут повысить его роль в качестве транзитной территории. В их числе строительство железной дороги Иран-Афганистан-Таджикистан, которая, по всей видимости, возьмет начало из иранского Мешхеда и завершится в столице Таджикистана Душанбе. Строительства железной дороги из казахского города Урен в иранский город Горган по территории Туркменистана. Новая железная дорога будет приблизительно на 600 км короче действующей, проходящей по территории Узбекистана и Туркменистана и соединяющейся с иранским городом Сарасх, что приведет к резкому увеличению объемов грузоперевозок. Этот проект является конкурентом другой железной дороги – Дазвин-Решт-Астара. При этом, объемы этих грузоперевозок продолжают увеличиваться, однако неясно, какой рост может быть зафиксирован, если Казахстан, Туркмения и Иран построят новую, более короткую и прибыльную железную дорогу. Кроме того, начиная с 2004 года, предметом обсуждений является вопрос строительства железной дороги Дазвин-Решт-Астара. Созданный в марте 2008 года российско-азербайджанско-иранский консорциум должен был начать строительные работы, однако до сих пор иранская и азербайджанская стороны почти никаких шагов в этом направлении не предприняли. В контексте проекта по строительству железной дороги Иран-Армения первые два проекта для Армении весьма важны, так как в случае их успешной реализации республика получит достаточно короткий железнодорожный путь к Центральной Азии и Китаю. Естественно, это может произойти лишь в случае реализации проекта по постройке железной дороги Армения-Иран, которая, в свою очередь, создаст прямую железнодорожную связь между Китаем и Черноморскими портами. Не исключено, что именно это обстоятельство и сыграет приоритетную роль для строительства железной дороги Армения-Иран с точки зрения обеспечения финансирования. В этом смысле речь, в первую очередь, идет о Китае. Известно, что в ходе визита председателя Национального собрания РА Овика Абрамяна в Китай в декабре 2008 года был обсужден вопрос строительства железной дороги, который, согласно официальной информации, весьма заинтересовал китайскую сторону. Все эти проекты дают Армении возможность предпринять шаги по преодолению блокады и интеграции в региональную и всемирную экономику. После «пятидневной войны» 08.08.08 на Южном Кавказе, когда стало понятно, что Грузия, как транзитная страна энергоносителей, крайне ненадежна, возможность присоединения Туркменистана и Казахстана к Южно-кавказскому газопроводу (Баку-Тбилиси-Эрзрум) резко уменьшилась. Так уж получилось, что сегодня Азербайджан – является единственной прикаспийской страной, стремящейся стать участником проекта «Набукко» не только на бумаге, но и на практике. По понятным причинам ни Туркменистан, ни Казахстан не сделали ни одного шага для того, чтобы присоединиться к проекту, и вряд ли сделают это в ближайшие годы, учитывая их тесное сотрудничество с российским «Газпромом». В этих условиях для Анкары стало понятно, что для реализации проекта «Набукко» и получения необходимых финансовых и политических дивидендов необходимо включить в этот проект, также обладающий значительными запасами природного газа Иран. При этом мнение Анкары вполне разделяют и в Европе. Основные трудности, которые могут возникнуть от присоединения Ирана к «Набукко», связаны с позицией Вашингтона, поскольку новая американская администрация Обамы, несмотря на разнохарактерные анализы, пока не разработала и не представила свою «иранскую политику». По крайней мере, официально. При этом, в политологическом международном сообществе упорно носятся слухи о том, что Пентагон уже представил на рассмотрение Белого Дома план нападения на Иран в 2012-2013 гг. На этом, мягко говоря, неблагоприятном фоне говорить о скором присоединении Ирана к «Набукко» бесперспективно. Кроме того, в этом случае вся обстановка в регионе станет взрывоопасной, что может на время остановить все экономические региональные проекты. На этом фоне, есть также перспективы для развития сотрудничества между Арменией и Ираном в нефтяной сфере, а еще точнее, в сфере нефтепереработки. Естественно, что на пути армяно-иранского сотрудничества в нефтяной сфере, задач и проблем достаточно. Основные из них, относятся к Ирану, и связаны с тем, что по имеющейся информации 40 из 60 действующих на территории Ирана крупных нефтяных скважин изношены, что неминуемо и уже ближайшие годы приведет к сокращению объемов производства нефти в ИРИ. Основные нефтеперерабатывающие мощности в Иране были созданы 35-50 лет назад и имели целью обеспечить спрос страны на переработанную нефть. Ясно, что за прошедшие десятилетия нефтеперерабатывающие заводы Ирана износились. При этом, действующие на территории Ирана 4 крупных и 18 малых нефтеперерабатывающих заводов не могут обеспечить спрос на переработанные в Иране нефтепродукты, в результате чего сегодня Иран почти 40% используемых в течение года нефтепродуктов импортирует из-за рубежа, сохраняя на внутреннем рынке посредством субсидирования низкие цены на нефтепродукты, в первую очередь, на бензин. Несмотря на то, что указанные проблемы создают сложности для самого Тегерана, в то же время они представляют весьма важный фактор в плане развития армяно-иранского энергетического сотрудничества. Речь, в первую очередь, идет о возможности строительства нефтеперерабатывающего завода в Армении, о чем первое заявление было сделано президентами Армении и России в начале 2007г. Экономическая целесообразность строительства для Ирана нефтеперерабатывающего завода на юге Армении связана с общей проблемой нефтепереработки, существующей в исламской республике. Дело в том, что в условиях отсутствия прямых западных инвестиций строительство новых современных заводов на территории Ирана крайне затруднено. При этом, спрос на переработанную нефть в Иране постоянно растет, что обусловлено не только экономическим развитием страны, но и тем, что численность населения исламской республики более чем удвоилась по сравнению с тем, что было 40 или 50 лет назад, когда были построены перерабатывающие заводы. Сегодня Иран является страной, экспортирующей сырую нефть и импортирующей бензин. Иранское руководство намерено в ближайшее время бороться с этой ситуацией. Однако ситуация имеет объективный характер и обусловлена, как отметили выше, отсутствием перерабатывающих мощностей и новых технологий. Создание этих мощностей в Иране собственными силами почти невозможно, а иностранных инвестиций в этой сфере не делается, поскольку: для западных инвесторов в стране не созданы привлекательные экономические условия, а на международной арене наличествует противодействие американским политическим инвестициям в иранскую нефтеперерабатывающую и нефтяную сферу вообще. При этом Китай, обладающий необходимыми финансовыми средствами для строительства сети перерабатывающих заводов в Иране, является единственным государством, не имеющим прямой зависимости от США и американского контроля. Однако, Пекин попросту не заинтересован в их создании, поскольку заинтересован в получении из Ирана сырой нефти, объемы которой могут сократиться, если исламская республика на своей территории будет развивать сферу переработки нефти. При этом, Китай крайне заинтересован в разработке газовых месторождений на территории ИРИ. 10 февраля китайская нефтегазовая компания CNPC заключила контракт на участие в 11-ой фазе газового месторождения «Южный Парс». Уже в марте CNPC начнет разведочные работы с целью оценки объемов здешних резервов газа. План CNPC по развитию месторождения был одобрен правительством Ирана еще в конце минувшего года. Это свидетельствует о намерении Китая увеличить свое присутствие в данной стране. Причем, момент для этого выбран крайне удачный. Понятно, что решение Тегерана начать обогащение урана собственными силами приведет к ужесточению существующих санкций в отношении ИРИ. Вследствие этого западные компании, которые до сих пор все еще продолжают работать в Иране, либо уйдут, либо снизят уровень активности. Таким образом, поле для экспансии китайских нефтяных гигантов окажется расчищенным само по себе. В этом контексте для Ирана весьма выгодным должно казаться строительство на территории Армении нефтеперерабатывающего завода, который, по всей видимости, может выступить русско-иранским совместным проектом. Несмотря на то, что перерабатывающий завод будет находиться вне иранской территории, его географическое положение и русско-иранский совместный инвестиционный характер снизят возможные экономически и политические потери для Ирана. Кроме того, главным фактором в пользу строительства НПЗ на территории Армении опять-таки является угроза американского вторжения в ИРИ, поскольку в этом случае завод в Мегри по сути будет единственным источником поставок бензина в ИРИ. Сделанное в конце 2009 г. заявление министра транспорта России Игоря Левитина о том, что строительство нефтеперерабатывающего завода в Армении невыгодно, довольно усложняет строительство завода. Однако вопрос пока остается на повестке, поскольку это заявление лишь свидетельствует о том, что российские компании вряд ли будут участвовать в программе строительства завода. При этом, считать строительство завода сверхприбыльным трудно, тем более, если учесть, что Армения находится в блокаде, а рынок нефтепродуктов в Иране контролируется государством и поэтому не столь привлекателен для бизнеса, однако ситуация еще может значительно измениться. Так как урегулирование отношений между Арменией и Турцией и открытие границ между двумя государствами могут создать новый рынок для переработанной в Армении иранской нефти. В то же время, обсуждения по строительству нефтеперерабатывающего завода уже дали свой, важный результат. НПЗ стал темой конкретных обсуждений и переговоров вопрос строительства железной дороги Армения-Иран, что, возможно, намного важнее реализуемых в энергетической сфере. При этом нужно отметить перспективную роль Армении как поставщика технологических решений в области автоматизированных систем управления добычей нефти, которые позволят сберегать сгорающий при ее добыче попутный нефтяной газ. Соображения по этому поводу высказывались представителями образовательной сферы Армении, в частности руководителем Центра информационных технологий города Гюмри Джейсоном Полом Казаряном. Точных данных о том, какие экономические потери в результате неэффективного сгорания ПНГ несет Иран, мы найти не смогли, но в качестве примера можем отметить, что один из крупнейших мировых экспортеров нефти и лидер по запасам газа – Россия, теряет на этом ежегодно 362 млрд. рублей. Кроме того, в армяно-иранском энергетическом сотрудничестве есть еще два существенных проекта в виде строительства новой ГЭС на реке Аракс и строительства нефтепродуктпровода Тебриз-Ерасх. В начале 2010 года, 27 января в Ереване состоялось очередное заседание армяно-иранской межправкомиссии, и после завершения министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян заявил, что в течение 2 месяцев технические решения по Мегринской ГЭС на реке Аракс, а также трубопровода Тебриз – Ерасх будут представлены на утверждение армянской и иранской сторон. Технико-экономическое обоснование строительства ГЭС и все исследовательские работы уже завершены, подготовлен предварительный документ по финансовой смете и строительной схеме. Строительство Мегринской ГЭС предполагается осуществить в 2010 – 2015 гг. В ходе визита президента Армении Сержа Саргсяна в Иран в апреле 2009 г., между министерством энергетики и природных ресурсов Армении и министерством энергетики Ирана был подписан меморандум о сотрудничестве в области инвестиций на строительство Мегринской ГЭС. В частности, была достигнута договоренность, по которой министерство энергетики Ирана представит армянской стороне потенциальных инвесторов в строительство Мегринской ГЭС по схеме BOT (строительство – эксплуатация - передача). Кроме того, иранская сторона выразила готовность к приобретению всего объема электроэнергии, производимого Мегринской ГЭС. Планируемая мощность Мегринской ГЭС составляет 140 МВт, производительность – 850 млн. кВт/ч. Соглашение между Арменией и Ираном о строительстве двух ГЭС на разных берегах реки Аракс установленной мощностью в 140 МВт каждая было достигнуто в марте 2007 г. Точная стоимость строительства станет известна по окончании проектных работ, в настоящее время она оценивается в 240 млн. долларов США. Что касается нефтепродуктопровода Тебриз – Ерасх, то техническая схема проекта уже составлена, завершается подготовка ТЭО. Пропускная способность трубопровода Тебриз – Ерасх составляет 1,5 млн. тонн в год. В дальнейшем, в армянском селе Ерасх планируется построить терминал для хранения нефтепродуктов. Строительные работы продлятся в течение двух лет. Общая стоимость проекта с учетом строительства терминала составит порядка 250-260 млн долл. Протяженность трубопровода составит 300 км, диаметр - 250 мм. Нужно напомнить, что энергетические связи между двумя странами являются одними из самых интенсивных для Армении. Между Ираном и Арменией действует 2 линии электропередачи, планируется построить третью. В настоящее время возможность взаимных энергетических перетоков только по двум действующим ЛЭП достигает 400 мегаватт. Согласно главному директору Научно-исследовательского института энергетики Армении Левону Егиазаряну Институт уже начал реализацию широкомасштабного проекта, в рамках которого будут исследованы масштабы и воздействия региональных энергетических потоков Армения-Грузия-Россия и Армения-Иран. Программа была запущена с января 2010-го года и продлится более 2 лет. Данный проект представляет немалый интерес с профессиональной и экономической точки зрения в смысле режимов данных стран и перетоков электроэнергии, особенно в том случае, когда энергетическая система Армении вскоре с помощью линий в 400 кВт присоединится к энергетической системе Грузии и Ирана. Такой связи у нас еще не было. В Армении всегда имелся излишек электроэнергии на экспорт, причем, в свое время данная проблема решалась путем поставок электроэнергии в Азербайджан. После начала инициированной Баку карабахской войны, а также блокады Армении о данном способе размещения излишком нам пришлось позабыть. Более того, сегодня Научно-исследовательский институт энергетики Армении, учитывая региональные проблемы и тенденции развития энергетики и экономики в Армении, а также международное содействие, разрабатывает программы прогнозирования развития с соответствующими режимами. Стоит упомянуть и о небольшом по масштабу, но уникальном в регионе совместном армяно-иранском проекте, действующем в Армении. Речь идет о 4 ветряных электростанциях, расположенных в Армении, одна из которых уже действует с 7 декабря 2007 года. Мощность запущенной на Пушкинском перевале в Лорийской области Армении ветряной электростанции составляет 2,6 МВт. Проект осуществлен при финансовой поддержке правительства Ирана, которое выделило на это 3,5 млн. долларов. Станция в состоянии вырабатывать электроэнергию при скорости ветра от 3 до 25 метров в секунду. На перевале планируется увеличить число «мельниц» и довести мощность станции до 90 МВт. На этом фоне вполне удачного, а главное перспективного сотрудничества между Арменией и Ираном сопровождается серьезными политическими, периодически возникающими вызовами, обусловленными сложной обстановкой в регионе Южного Кавказа. В их числе политическая нестабильность в Иране, возникшая в конце 2009 года, которая уже привела к новым демонстрациям и столкновениям. В частности, 16 декабря, воспользовавшись проводимыми в связи с Ашурой массовыми мероприятиями, сторонники иранской оппозиции вышли на улицы. Еще больший импульс действиям оппозиционеров придала 20 декабря смерть и церемония похорон аятоллы Монтазери, вставшего в оппозицию к нынешним духовным властям. Произошедшие в декабре и январе демонстрации и столкновения показали, что действия иранской оппозиции были довольно хорошо подготовлены и, несомненно, были организованы из одного общего центра, о чем свидетельствовали однотипные лозунги и политические плакаты, а также методы антиправительственных действий. Об этом также свидетельствует тот факт, что оппозиция заранее смогла обеспечить для ведущих западных СМИ бесперебойную поставку информации о будущих акциях, столкновениях и жертвах, ее распространение в Интернете. Результатом стало то, что оппозиция смогла обойти информационную блокаду, естественно не без содействия третьих сторон. Несмотря на это общественного взрыва в ИРИ так и не произошло, и планы иранской оппозиции пока что провалились. Хотя можно ожидать, что очередные крупные акции протеста оппозиция попытается провести уже весной, во время праздника Новруз, и летом, когда истечет ровно год со дня проведения президентских выборов. Эти действия крайне необходимы для сохранения оппозиционного движения до 2011 и 2012 гг, когда пройдут выборы в органы местного самоуправления и парламент. Вместе с тем, не следует забывать и о том, что для ускорения разрешения мирового экономического кризиса, естественно, в своих интересах, США вполне могут задействовать более радикальные меры. В частности, вновь растущую угрозу военного противостояния США и их союзников и Ирана. Встряска мирового рынка таким конфликтом однозначно привела бы к еще более интересным раскладам. В этом плане Иран представляет собой лакомый кусок с точки зрения энергоресурсов. По запасам природного газа (30 трлн. кубометров, или 16% общего количества в мире) Иран занимает второе место после России. При этом, страна обладает третьими по величине разведанными ресурсами нефти – около 10% мировых запасов. Причем кусок этот периодически вырастает. Так буквально на днях в ИРИ нашли нефть стоимостью 5 миллиардов долларов и запасы газа на 20 лет. По прогнозам экспертов, из иранского месторождения Сумар можно добыть около 70 млн. баррелей нефти стоимостью 5 млрд. долларов. На газовом же месторождении Хальган можно добывать газ на протяжении 20 лет. При этом, даже при цене 0,3 доллара за кубометр, стоимость вновь разведанных газовых запасов составляет 80 млрд. долларов. Гигантские запасы нефти и газа, открывают для страны колоссальные возможности, стране осталось лишь найти деньги на разработку месторождений. Для добычи своих ресурсов Иран уже учредил национальный энергетический фонд. Однако, разработка месторождений и доступ к новым технологиям затруднен санкциями США и ООН, введенными из-за ядерной программы Тегерана. Европейские инвесторы побаиваются участвовать в крупных нефтегазовых проектах в ИРИ, учитывая, что иностранцам, согласно Конституции Ирана, нельзя напрямую участвовать в добыче ресурсов на территории страны. Поэтому Министерство нефтяной промышленности призвало соседние государства кредитовать иранских производителей и выкупать у них контракты на поставку ресурсов. Кроме того, правительство выпустит облигации внешнего займа на сумму 11,1 млрд. долларов. Не принесла ничего утешительного в этом плане и Мюнхенская конференция по безопасности закончившаяся 7 февраля текущего годы. После речи министра иностранных дел Ирана Манучехра Моттаки, обвинившего Запад в лицемерии и извращении демократических принципов, в попытках навязать свою волю незападной части мира, американский сенатор Джо Либерман заявил, что Запад выбирает сейчас между жёсткими экономическими санкциями и военной кампанией против Ирана. После этого западные представители вынесли заранее заготовленный вердикт, согласно которому Иран выдвигает международному сообществу новые условия. Однако, справедливости ради нужно отметить, что консолидированный курс западных держав и Израиля на ужесточение экономических санкций против Ирана был выработан ещё до конференции в Мюнхене. Так как еще после переговоров Ангелы Меркель и Шимона Переса в январе 2010 года канцлер ФРГ заявила о готовности Берлина ввести более жёсткие санкции, если за это проголосует большинство участников февральского заседания Совета Безопасности ООН, причем безотносительно к позиции остальных членов СБ ООН. Ещё раньше о готовности ужесточить антииранские санкции без мандата ООН объявили Вашингтон и Брюссель. Все эти новые санкции больно бьют по Ирану, так как из-за них доходы Исламской Республики от экспорта нефти уже сократились в 2009 году на 46%. Примечательно, что западные санкции охватывают и те сферы экономического сотрудничества, которые не связаны с ядерной программой. Так одна из крупных немецких логистических фирм Hafen und Logistik AG отказалась от заказа на расширение и эксплуатацию контейнерного причала в порту Бандар Аббас после того, как Центральный Совет евреев Германии раскритиковал эту сделку. Поэтому вполне естественно, чтобы обойти запреты, некоторые западные компании идут на риск и пользуются услугами посреднических фирм из Объединённых Арабских Эмиратов или Китая. При этом противники санкций в Европе и даже США указывают, что обрыв экономических связей лишает Запад рычагов влияния на Тегеран, но к их мнению сегодня мало кто прислушивается. На фоне этой непростой геополитической ситуации, армяно-иранские отношения в энергетической сфере все же продолжают развиваться. Для Армении, являющейся небольшой страной с населением в три миллиона человек, в условиях продолжающейся вот уже 17 лет блокады республики Турцией и Азербайджаном торгово-экономические отношения с Ираном и их дальнейшее развитие очень важны. Весь вопрос в том, как будет складываться дальнейшая ситуация вокруг ядерной программы Ирана и как будут складываться политика администрации президента США Барака Обамы в отношении Ирана и его существующего и перспективного энергетического потенциала.
Источник: АРМИНФО

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.