18 ноября 2008
Иран во все исторические периоды существования Афганистана как независимого государства стремился к укреплению там своего влияния. Афганистан всегда рассматривался иранцами как зона конфликта своих интересов с интересами других государств, так или иначе там присутствующих. Во времена присутствия советских войск на территории Афганистана Иран был одним из зарубежных центров сопротивления просоветскому режиму. Позже Тегеран активно выступал против талибов. После победы над талибами Тегеран действовал решительно и последовательно, что явно способствовало стабилизации обстановки. Он одним из первых признал временное переходное правительство Афганистана во главе с Хамидом Карзаем. Неслучайно один из первых своих зарубежных визитов Хамид Карзай совершил в Тегеран. У Запада явно нарастают сложности в плане обеспечения стабильности и безопасности в Афганистане. Поскольку процессы, протекающие в этой стране, пожалуй, не совсем соответствуют западному мышлению с его взглядами на демократию, свободу личности, роль женщин в обществе и многое другое. Именно здесь, по всей видимости, заключается шанс Ирана сыграть свою продуктивную роль в строительстве будущего Афганистана. Общность исторических корней, близость языка, культур, религии, нравов и традиций - создают благоприятные условия для успешного решения Ираном задач по оказанию помощи афганскому народу в деле восстановления и модернизации Афганистана. И такую работу Иран активно ведет. Так, в списке из 35 стран, инвестирующих средства в экономику Афганистана, Иран занимает 4-е место. Основными направлениями иранской финансовой помощи Афганистану являются строительство дорог, мостов, энергетических объектов, помощь в сельском хозяйстве, здравоохранении, коммуникациях и других областях. Иран оказывает содействие в повышении уровня образования, создании библиотек и типографий, проведении научных семинаров и выставок. Кроме того, Тегеран финансирует курсы подготовки афганских дипломатов, создание пограничных блокпостов, мероприятия по борьбе с наркотрафиком и по восстановлению афганской армии. Новое руководство ИРИ проявило готовность увеличить свое финансовое участие в восстановлении афганской экономики, объявив на международной конференции, состоявшейся 31 января – 1 февраля 2006 г. в Лондоне, о выделении на эти цели дополнительно 100 млн. долларов. Ранее, в 2002 г., на токийской конференции иранский представитель объявил о предоставлении Афганистану на восстановление экономики в общей сложности 500 млн. долл. в течение ближайших пяти лет. Эти средства ежегодно выделяются по следующей схеме: 50 млн. долл. в виде безвозмездной помощи, 50 млн. – кредиты и еще 12 млн. – гуманитарная помощь. Основой для сотрудничества в области сельского хозяйства стало соглашение, заключенное между министерствами сельского хозяйства двух стран, в соответствии с которым Иран обязался оказывать помощь в восстановлении ирригационных каналов и систем водоснабжения в западных провинциях Афганистана, а также предоставить сельскохозяйственный инвентарь, семена, удобрения. Соглашение предусматривает и подготовку специалистов. За короткий срок были достигнуты весьма существенные результаты: налажено водоснабжение в западных провинциях страны, открыт оросительный канал в Герате, а также в Кабуле и Кандагаре началось строительство центров механизации сельского хозяйства. Второй важной отраслью, на развитие которой Иран уже затратил 13,6 млн. долл. стала энергетика. Финансируемые Ираном проекты предусматривали строительство двух ЛЭП Тейебаг-Герат и Торбете-Джам-Герат. Первая ЛЭП введена в строй в 2003 г., вторая — в 2005 г., что во многом облегчило проблему энергоснабжения в западных провинциях Афганистана. С апреля 2003 г. были снижены цены на поставки в Афганистан электроэнергии из Ирана. Одним из важнейших направлением двустороннею сотрудничества стала помощь в восстановлении путей сообщения. При содействии Ирана были построены дороги Герат-Исламкала и Герат-Меймена. Крупнейшим событием стало открытие в 2005 г. шоссейной дороги Догарун — Герат длиной 123 км, которая соединила иранскую провинцию Хорасан с афганской западной провинцией Герат. До этого, в 2004 г., был открыт мост Милак на границе Ирана и Афганистана, который обошелся иранской стороне в 3 млн. долл. США. В конце 2008 – начале 2009 г. планируется ввести в строй железную дорогу Торбете-Хедерие-Санган-Герат. В ноябре 2005 г. Тегеран и Кабул подписали Меморандум о взаимопонимании в дорожно-транспортной сфере, в соответствии с которым Иран принял на себя обязательства по оказанию Афганистану дальнейшей помощи в этой области. В декабре 2005 г. Иран и Афганистан подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере политики и экономики. В этом документе подведены итоги двустороннего сотрудничества и определены ориентиры для дальнейшей работы. Каковы цели широкомасштабной экономической помощи Ирана Афганистану? В числе приоритетных — увеличение двустороннего товарооборота и развитие транзитной торговли. И успехи здесь вполне ощутимы. Согласно иранским данным, товарооборот двух стран вырос значительно и составляет сегодня около 260 млн. долл. На сегодняшний день Иран является одним из ведущих торговых партнеров Афганистана, заметно потеснив Пакистан. Наряду с этим, Тегеран заинтересован в налаживании и развитии региональной интеграции в различных отраслях. Подтверждением чему может служить заявление, сделанное Мохаммедом Мехди Камкаром, иранским представителем в Межправительственном комитете по торгово-экономическому сотрудничеству: «Иран в своих отношениях с Афганистаном не ограничивается только торговлей и экспортом товаров. Иран намеревается поставлять продукцию совместного ирано-афганского производства на рынки в третьи страны». Но, безусловно, Тегеран действует в соседней стране отнюдь не из-за альтруистских побуждений. По представлению Ирана, в настоящее время с афганской территории исходит главная угроза его национальным интересам: иностранное (прежде всего американское) военное присутствие. После прихода к власти в Иране команды Ахмадинежада постулаты внешнеполитического курса Тегерана на важном афганском направлении претерпели некоторые изменения. В своей антиамериканской борьбе Тегеран стал более активно разыгрывать афганскую карту. Необходимо отметить, что тезис о тайной поддержке Ираном движения Талибан категорически отрицается иранскими специалистами – международниками и подвергается сомнению многими российскими иранистами. В пользу их точки зрения играет тот факт, что материалы о связях официального Тегерана и талибов содержались только в американских и западных СМИ, причем в периоды, когда вставал вопрос о санкциях против Ирана. Поэтому, безусловно, истинность тезиса о поддержке Ираном талибов остается под вопросом, и подтвердить или опровергнуть это предположение пока затруднительно. Так или иначе, в силу многих причин получить полный контроль над Кабулом Тегерану не удается. На протяжении всей более чем 250-летней истории государства Афганистан в афганской столице всегда присутствовала определенная настороженность к западному соседу, и влияние Ирана на центральную афганскую власть было и остается ограниченным. Таким образом, нынешняя политика Ирана в отношении Афганистана развивается в двух направлениях. С одной стороны, Иран содействует экономическому возрождению Афганистана. С другой – способствует укреплению там своего присутствия в противовес США и западному альянсу. Иранская политика направлена, во-первых, на усиление иранского влияния в Афганистане, прежде всего в западных, граничащих с ИРИ провинциях, во-вторых, на поиск потенциальных союзников в борьбе против США и Запада в этой стране, в-третьих, на создание буферной зоны вдоль ирано-афганской границы для обеспечения безопасности в случае удара США по ИРИ с афганского направления. В заключение следует сказать, что в силу давних исторических, культурных и экономических связей Иран и Афганистан, бесспорно, заинтересованы в развитии двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Иран, как уже было сказано, сыграл весьма значимую роль в восстановлении экономики Афганистана, успешно реализовав за короткий срок ряд проектов в ведущих отраслях афганской экономики, сельском хозяйстве и энергетике, дорожном строительстве, а также выступая в качестве координатора международной помощи Афганистану. Нельзя не признать, однако, что отношения двух соседних стран могли бы быть более тесными и плодотворными, если бы не антииранская политика Вашингтона. Необходимо отметить, что США противодействуют развитию афгано-иранских отношений. Так, американскими усилиями были сорваны визит Xамида Карзая в Тегеран на инаугурацию иранского президента, ряд соглашений по экономическим вопросам, произошло сокращение объема приграничной торговли между приграничными районами Ирана и Гератской провинцией и многое другое. Обо всем этом открыто заявляют представители иранской стороны, считающие, что ирано-афганские отношения имеют значительно больший потенциал. Влияние Вашингтона на Кабул также ограничивает возможности ирано-афганского сотрудничества по другим направлениям, в первую очередь в области обеспечения безопасности в регионе и борьбы с экстремистскими и террористическими группировками. Нынешнее кабульское правительство, не имея внутри страны прочной политической опоры, вынуждено лавировать между Тегераном и Вашингтоном в стремлении обеспечить свои политические и экономические интересы. Одной из причин такой политики афганского руководства является зависимость администрации Хамида Карзая от военной поддержки США. В целом же отношения между ИРИ и ИРА развиваются в позитивном направлении, и при наличии доброй воли все проблемы, существующие сегодня в отношениях между двумя странами, могут быть успешно решены. Важность этого тем более высока, поскольку роль Ирана в судьбе Афганистана трудно переоценить, так как без ИРИ решить проблему восстановления стабильности и безопасности в стране невозможно.
Источник:
АФГАНИСТАН.РУ
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий