Ирак–Иран: последняя "классическая" война ХХ века

15 октября 2008
A A A


В 1988 году боевые действия прекратились, обе стороны понесли тяжелейший ущерб, не достигнув заявленных целей Определяющим во взаимоотношениях Ирана и Ирака являются издавна существующие территориальные притязания (еще средневековая Персидская империя претендовала на Ирак, входивший в состав другой крупнейшей державы Востока – Османской), пограничные споры (в частности, о реке Шатт-эль-Араб) и постоянная борьба и соперничество за лидерство в регионе Персидского залива. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ После исламской революции в Иране в 1979 году, покончившей с проамериканским монархическим режимом, США, потерявшие опору в Иране и даже собственное посольство в Тегеране, сделали ставку на Ирак, восстановили ранее прерванные дипломатические отношения и приложили значительные усилия для его вооружения. США стали рассматривать Ирак в качестве базы для своего проникновения в регион Персидского залива. Опасаясь возрастающей активности Ирана, а также усиления позиции СССР в регионе после ввода его войск на территорию Афганистана, Соединенные Штаты уже весной 1980 год приняли решение о провоцировании прямого ирано-иракского вооруженного конфликта. США рассчитывали, что война между двумя странами, тем более длительная, позволит ослабить вооруженные силы Ирана, лишит ИРИ «потенциала экспансии», одновременно отвлечет внимание Ирака от противоборства с Израилем и создаст предпосылки для непосредственного американского вмешательства во внутренние дела государств Персидского залива. ПЕРЕШЛИ ГРАНИЦУ У РЕКИ Преследуя цели укрепить свое влияние в Персидском заливе, стать лидером арабского мира и захватить юго-западные территории Ирана (провинция Хузистан) с богатейшими месторождениями нефти, подстрекаемый США Саддам Хусейн денонсировал двусторонний Договор о границе по реке Шатт-эль-Араб (от 1975 года) и 22 сентября 1980 года начал войну против Ирана. Запад ожидал этой войны. Об этом свидетельствует тот факт, что накануне конфликта Западная Европа создала у себя значительный нефтяной запас и, распространяя дезинформацию, стремилась подвести к противостоянию обе страны. Ирак начал войну с Ираном, имея преимущество: по общевойсковым дивизиям, личному составу и танкам – в два раза, по орудиям полевой артиллерии и минометам – в 2,4 раза. Внутриполитическая обстановка в Иране была крайне сложной, но основной причиной неудач Тегерана в начальный период войны стала нехватка боеприпасов, оружия и военной техники, особенно запасных частей. 13 октября 1980 года духовный лидер ИРИ Хомейни учредил Высший совет обороны Ирана. Вооруженные силы консолидировались вокруг правящего режима, в стране были отмечены подъем национально-патриотических чувств всего народа. Война с Ираком в самом Иране рассматривалась как война против США и сионизма, а не как война против братьев-мусульман. Все это позволило иранским войскам за счет перевеса в живой силе и противотанковых средствах постепенно остановить иракцев, перехватить у них стратегическую инициативу и к середине 1982 года перенести военные действия на территорию Ирака. ДОЛГАЯ ДОРОГА К МИРУ Уже в марте 1982 года последовало предложение Саддама Хусейна Тегерану о начале мирных переговоров. Он предложил заключить соглашение о прекращении огня, выводе своих войск с территории Ирана и возмещении ущерба, нанесенного войной. Вместе с этим он поставил для Ирана три условия: отказ от требования создания трибунала для определения агрессора, несущего ответственность за начало войны, прекращение военной помощи Сирии, призванной изолировать Ирак, и возвращение Ираку района к северу от Касре-Ширин. Иран не согласился с этими условиями. С другой стороны выдвигаемые Ираном с начала 1984 года условия для мирных переговоров – смещение президента Ирака и создание в стране Исламской Республики – не устраивали иракскую сторону. ЗАТЯЖНОЙ ПЕРИОД Показателем боевого духа солдат и офицеров иранской армии и «басидж» (народного ополчения) могут служить следующие показатели: на начало 1984 года в иракском плену находилось всего 7300 иранцев, тогда как число иракских военнопленных составляло более 50 тыс. человек. И это при количественном превосходстве Ирака в военной технике: танках, самолетах и артиллерийских орудиях. В 1984 году (середина войны) общая оценка мировых экспертов в отношении ирано-иракской войны сводилась к следующему: – война «стабилизировалась», вошла в устоявшуюся колею, трудно представить себе возможность тотальной победы и полного разгрома одной из сторон; – ни одна из воюющих стран не в состоянии добиться целей, поставленных в начале военных действий. Особенно это относится к Ираку, руководство которого давно убедилось в нереальности осуществления первоначально поставленных им задач. Ирак согласен на ничейный исход конфликта. – оба воюющих государства проявили исключительную жизнеспособность, смогли изыскать ресурсы для ведения длительной и дорогостоящей войны, приспособили свою экономику к военным условиям. – несмотря на ухудшение экономического и финансового положения, обеим странам пока что удалось избежать катастрофы, обеспечивать армию оружием, а население – продовольствием; – вопреки многим прогнозам, ни одна из третьих стран не была втянута в войну непосредственно. «Большого пожара» в зоне Персидского залива не произошло. БОЕВЫЕ ОТРАВЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА Война отличалась особой жестокостью. Ирак при поддержке и пособничестве США несколько раз применял против иранских войск боевые отравляющие вещества (БОВ). Первое крупномасштабное применение Ираком БОВ отмечено в феврале 1984 года при отражении крупного наступления иранской пехоты на Басру в ходе операции «Рассвет-5». Тогда погибло более 40 тыс. иранцев. Серьезнейшие отравления получили вдвое большее число людей. Наступление провалилось. Второй, еще более масштабный случай применения БОВ произошел в ходе операции «Рассвет-9», когда 24 февраля 1986 года более 100 тыс. военнослужащих Ирана наступали в Северном Ираке в районе Киркук. Атакующие иранские войска потеряли более половины своей численности. Операция сорвалась. Всего в ходе войны было отмечено 14 случаев применения Ираком БОВ. ФАКТОР ДЕНЕГ Ирак располагал весьма сильной авиацией и, главное, химическим оружием, способным остановить решающее иранское наступление. Западные страны практически бесперебойно поставляли Ираку военную технику. А страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт и др.), поддерживавшие Ирак, оказывали ему экономическую помощь в размере более 1 млрд. долл. ежемесячно, что, естественно, повышало иракский потенциал ведения дорогостоящей войны. Во время восьмилетней войны Ираку оказывали серьезную помощь западные страны и страны Персидского залива в расчете на то, что его руками будет подавлена исламская революция в Иране. Иран в войне поддерживала только Сирия. Запад проводил, по сути, курс на предотвращение тотальной победы одной из сторон. Военный перевес Ирана, обозначившийся в 1982 году, побудил выше перечисленные страны перейти к еще более энергичной помощи Ираку, оказавшемуся под угрозой поражения. Заместитель государственного секретаря США Р.Мерфи заявил в Конгрессе в июне 1984 года: «Победа одной из сторон невозможна в военном отношении, равно как и нежелательна в стратегическом отношении». В результате ни одна из сторон не достигла победы. Да иного и нельзя было ожидать в связи с тем, что крупнейшие мировые поставщики вооружения, взвинтив цены на него, постоянно «выравнивали» силы противников. Поставки вооружения воюющим странам – фактор, усиливающий заинтересованность капиталистических государств в затягивании ирано-иракской войны. Мировые СМИ прямо отмечали, что «западные страны не заинтересованы в окончании войны по той простой причине, что она отвечает интересам их военной промышленности». Отношение Советского Союза к ирано-иракской войне на первый взгляд представляется неоднозначным. С одной стороны, СССР осуждал войну и неоднократно призывал воюющие стороны прекратить боевые действия, что, в частности, соответствовало интересам мирового национально-освободительного движения. С другой стороны, СССР в ходе войны поставлял обеим воюющим странам в сопоставимых объемах свое вооружение и военную технику, которые испытывались в боевых условиях. Причем объемы этих поставок были весьма значительны. В связи с этим некоторые иранские эксперты считали, что Советский Союз помогал Саддаму Хусейну вместе с США воевать против ИРИ. Указанное мнение экспертов нашло определенное отражение в межгосударственных ирано-советских отношениях в 80-е годы, когда внешняя политика ИРИ характеризовалась непоследовательностью и противоречивостью в отношении СССР. В целом с учетом реальных условий, и в первую очередь роли США в этой войне, позиция СССР отвечала политическим, экономическим и военным интересам государства. ПЕЧАЛЬНЫЕ ИТОГИ Ирано-иракская война завершилась 20 августа 1988 года признанием воюющими сторонами резолюции Совета Безопасности ООН № 598 от 20 июля 1987 года о прекращении боевых действий. На последовавших переговорах в Женеве стороны не достигли соглашения по условиям мира. Мирный договор между Ираном и Ираком не был подписан. Главная причина неподписания договора заключалась в отказе Ирака признать себя агрессором. Прекратив боевые действия, Иран и Ирак долгое время не поддерживали межгосударственные отношения. Однако, когда началось американо-иракское противостояние, связанное с американскими обвинениями Ирака в стремлении обладать ОМП, и особенно после заявления президента США Джорджа Буша (январь 2002 года) о причислении Ирана и Ирака к «оси зла», Тегеран и Багдад, оказавшись по одну сторону баррикад, руководствуясь здравым смыслом и исламской солидарностью, приняли меры для сближения перед лицом теперь уже общей для сторон американской угрозы. Восьмилетняя ирано-иракская война стала самой продолжительной, кровопролитной и разрушительной войной второй половины ХХ века. Общие потери сторон составили около 1,5 млн. человек. По данным российских экспертов, Иран потерял убитыми 300 тыс. человек, ранеными – около 700 тыс. человек, в том числе погибли не менее 10 тыс. мирных жителей. В плену к моменту окончания военных действий находились около 40 тыс. иранцев. Материальный ущерб страны, по иранским оценкам, составил 1000 млрд. долл. (западные эксперты называют цифру 700–800 млрд. долл.). Потери Ирака составили: 120 тыс. убитыми и 300 тыс. ранеными. Более 70 тыс. иракцев оказались в плену. Материальный ущерб Ирака превысил 193 млрд. долл. В ходе войны были разрушены важные хозяйственные объекты: нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, трубопроводы, портовые сооружения, промышленные и жилые здания, резервуары-хранилища и другая инфраструктура. Война принесла колоссальные бедствия и страдания миллионам людей, предельно истощила ресурсы обеих стран. Война привела стороны к глубокому экономическому кризису, что нашло проявление в резком снижении уровня производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, введении карточной системы, нехватке основных видов продовольствия. Заметно сократился экспорт, резко возрос импорт иностранных товаров. Касаясь вопроса определения виновника развязывания ирано-иракской войны, следует отметить следующее. Иран с самого первого дня войны заявлял о том, что развязал агрессию Ирак. В 1991 году Генеральный секретарь ООН Хавьер Перес де Куэльяр в своем докладе СБ ООН, имея в виду пункт 6 Резолюции СБ ООН № 598 от 20 июля 1987 года, признал багдадский режим виновным в развязывании войны против Ирана. Он заявил, что 22 сентября 1980 года Ирак совершил агрессию против ИРИ. Он подчеркнул, что на основании Устава ООН, международных норм и принципов, а также морально-этических соображений невозможно оправдать агрессию Ирака и что агрессор должен быть привлечен к ответственности. Относительно поручения СБ ООН «определить и объявить сторону, ответственную за начало ирано-иракской войны», Перес де Куэльяр пообещал сделать это до конца срока на посту Генерального секретаря ООН. В последние месяцы своей работы в ООН он предложил Ирану и Ираку представить полные доклады с изложением условий и деталей начала войны. Получив эти доклады и результаты независимой экспертизы, он назвал неубедительными приведенные Ираком причины начала войны и подчеркнул: «Совершенно ясно, что объяснения Ирака неприемлемы и недостаточны для мирового сообщества». Позиция и заявления Генерального секретаря ООН означала для мирового общественного мнения, что агрессором в войне выступил именно Ирак. В условиях, когда во время войны большинство стран поддерживали Багдад, объявление Ирака агрессором стало большой политической победой ИРИ. Однако в связи с завершением работы Переса де Куэльяра в качестве Генерального секретаря ООН, позицией и ролью США в ирано-иракской войне, двойными стандартами, существующими в ООН, Резолюция СБ ООН № 598 не была выполнена в полном объеме. Некоторые важные пункты этого документа, касающиеся, в частности, разработки мер безопасности в регионе, а также выполнения обязательств, которые согласно международной практике и международному праву должна принимать на себя сторона, виновная в агрессии, остались невыполненными, несмотря на обращения Ирана в ООН способствовать их выполнению.
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.