16 декабря 2006
П.В. Топычканов Выступая 5 декабря на индийском канале NDTV (New Delhi Television Ltd), президент Пакистана П. Мушарраф заявил, что его страна готова отказаться от претензий на Кашмир в том случае, если Индия согласится с пакистанской «дорожной картой» решения кашмирской проблемы. Так впервые пакистанская сторона признала возможным отказ от претензий на спорную территорию. Однако обязательным условием для этого является принятие индийской стороной «дорожной карты», которая сводится к четырем пунктам, перечисленным пакистанским президентом в интервью ведущему NDTV П. Рою: 1. Границы региона остаются неизменными, но люди получают право свободно их пересекать (таким образом, Пакистан отказывается от требования признать Линию контроля государственной границей). 2. Регион получает самоуправление или автономию, но не независимость. 3. Регион должен быть поэтапно демилитаризован. 4. Необходимо создать наблюдательный орган, включающий представителей Пакистана, Индии и Кашмира. Если Индия согласится с этими предложениями, Пакистан, по словам П. Мушаррафа, перестанет требовать от Индии проведение плебисцита среди жителей Кашмира о статусе этой территории и выполнение резолюции ООН по данной проблеме. Следует отметить, что, как подчеркнул президент Пакистана, данные предложения не являются временной позицией Пакистана, конечная цель которого – полная независимость Кашмира. Пакистан против независимости Кашмира, против любых изменений границ. «Дорожная карта» состоит из функциональных решений, выработанных с осознанием необходимости сохранить территориальную целостность как Индии, так и Пакистана, рассчитанных на долгосрочный период и нацеленных на создание условий для бесконфликтного сосуществования индийцев, кашмирцев и пакистанцев (NDTV, 05.12.2006). Предложения не являются «свежей» новацией П. Мушаррафа. В той или иной форме они выдвигаются пакистанской стороной с начала XXI века. Более подробно они изложены в автобиографической книге пакистанского президента «На линии огня» (опубликована в 2006 г.), в которой есть существенные дополнения к пакету предложений по кашмирской проблеме. Во-первых, П. Мушарраф считает необходимым выделить в качестве территории, статус которой нуждается в решении, все земли, входившие в бывшее княжество Джамму и Кашмир. Это означает, что проблемными являются часть пакистанской Северо-западной пограничной провинции, Азад Кашмир и индийский штат Джамму Кашмир. При решении кашмирской проблемы должны учитываться этнические и политические особенности всех этих территорий. Во-вторых, обязательным элементом решения является не только вывод регулярных индийских и пакистанских войск с обозначенной территории, но и роспуск всех местных военизированных формирований. В-третьих, совместный орган, включающий представителей пакистанской, индийской и кашмирской сторон, должен не только наблюдать за осуществлением самоуправления на территории, но и решать общие для всех частей единого Кашмира вопросы, находящиеся вне компетенции органов самоуправления (Media Monitors Network, 07.12.2006). Таким образом, ключевыми моментами пакистанского решения кашмирской проблемы являются свободный режим перемещения кашмирцев в границах исторического княжества Джамму и Кашмир, самоуправление и демилитаризация. Для Индии предложения по решению кашмирской проблемы, прозвучавшие в интервью NDTV, не стали неожиданностью. В целом реакция официального Нью-Дели была сдержанной. Федеральный министр иностранных дел заявил, что Индия против изменения границ, но за установление мира в регионе (NDTV, 05.12.2006). Министр обороны А.К. Энтони отметил, что в заявлении пакистанского президента нет ничего нового, Исламабад придерживался этой же линии и в прошлом. По словам Энтони, «они (пакистанцы. – П.Т.) продолжают поддерживать терроризм. Мы же хотим дружественных отношений с ними, хотим мира в этом регионе и продолжаем прилагать усилия для достижения мира. В этой связи должны быть приняты меры для укрепления доверия» (Hindustan Times, 10.12.2006). Здесь важно отметить традиционные обвинения Пакистана в поддержке трансграничного терроризма. Эти обвинения, получившие для индийцев дополнительные подтверждения в ходе расследования серии терактов 11 июля на поездах и вокзалах Мумбаи, отражают негативное отношение индийской стороны к базовому предложению о свободном режиме перемещения кашмирцев на территориях исторического княжества Джамму и Кашмир. С их точки зрения, данный режим в сочетании с демилитаризацией региона создаст благоприятные условия прежде всего для террористических организаций из Пакистана. Таким образом, акцент дискуссии смещается с путей решения кашмирской проблемы на тупиковый вопрос о причастности Пакистана к деятельности террористов в Индии. В самом Пакистане критику вызвало не столько содержание «дорожной карты», сколько возможность отказа от многолетней поддержки резолюции СБ ООН № 47 от 21 апреля 1948 г. в обмен на согласие Индии с пакистанскими предложениями. Кроме того, пакистанских оппозиционеров возмутил тот факт, что выступление П. Мушаррафа с инициативой решения кашмирской проблемы было рассчитано прежде всего на индийцев, «дорожная карта» не была предварительно обсуждена ни в Пакистане (включая его законодательные органы), ни в Кашмире. Свои возражения оппозиционные партии изложили в совместном заявлении, опубликованном 8 декабря. Его подписали восемь сенаторов, включая лидера оппозиции в сенате Разу Раббани (Kashmir Observer, 08.12.2006). Однако критическая оценка предложений П. Мушаррафа звучит только со стороны оппозиционных партий. Официальный Исламабад не высказал никаких возражений, что может свидетельствовать о согласованной позиции правящих кругов и президента по кашмирской проблеме. Что касается Кашмира, то здесь «дорожная карта» встретила критику среди представителей разных политических лагерей. Общим для них стал отказ П. Мушаррафу в праве решать вопрос о статусе Кашмира. Как заявил лидер Либерально-демократической партии Кашмира Хашим Куреши, «Мушарраф не имеет власти отвернуть идею независимости Джамму и Кашмира, поскольку у него нет на это мандата. Он диктатор. Народ штата должен сам определить свое будущее» (Zee News, 09.12.2006). Приверженец жесткой политической линии, направленной на достижения независимости Кашмира, лидер Джамаат-и-Ислами Азад Кашмира Сардар Эджаз Афзал Хан также выступил против «дорожной карты», заявив, что «кашмирцы – это не козлы или овцы, которых любой пастух может продавать по собственному желанию. В течение последних 59 лет они проливали кровь ради независимости от Индии, а не ради того, чтобы военный диктатор из Пакистана постоянно делал предложения, чтобы угодить Индии и Америке» (Greater Kashmir, 11.12.2006). Другой лидер кашмирских сепаратистов, Саед Али Шах Гилани, принципиальной позицией которого является решение кашмирской проблемы в ходе трехстороннего диалога, основанного на резолюции ООН, объяснил отсутствие у П. Мушаррафа права выдвигать данные предложения тем фактом, что они не получили поддержку в самом Пакистане: «Военный руководитель Пакистана даже не проконсультировался со своим правительством, парламентом или оппозицией прежде, чем предлагать решение Исламабадом кашмирской проблемы. Как кажется, даже министерство иностранных дел не поддерживает линию своего президента» (Daily News & Analysis, 07.12.2006; The Hindu, 08.12.2006). Критика формы, в которой была предложена «дорожная карта», указывает на возможную неадекватность реакции на выступление П. Мушаррафа, которое в действительности нельзя рассматривать как инициативу официального Исламабада. Президент Пакистана высказал всего лишь свое личное видение «дорожной карты». Именно об этом и сказал Сардар Аттик Ахмед Хан, премьер-министр Азад Джамму Кашмира – территории, находящейся под пакистанским контролем. Он, в частности, заявил: «Предложение президента отражает только его личное видение, поэтому оно не должно быть неправильно понято» (Greater Kashmir, 11.12.2006). В этой связи особую важность приобретают не содержательные моменты «дорожной карты», которые во многом повторяют ранее сформулированную позицию П. Мушаррафа, а время и адресат ее презентации. Выдвинув свои предложения в интервью индийскому телеканалу, президент Пакистана дал понять, что они рассчитаны прежде всего на Индию и другие страны и своей целью имеют создание положительного международного имиджа Пакистана накануне электорального 2007 г. На фоне вялой реакции Индии позиция Пакистана кажется гибкой и конструктивной, а его лидер – решительным инициатором миротворческого процесса в регионе, даже если ради этого необходимо поступиться многолетней позицией страны. Реакция США, ключевого пакистанского партнера, и организации «Исламской конференции» (ОИК) показывает, что П. Мушарраф достиг поставленной цели. Так, официальный представитель Госдепартамента США Ш. Маккормак заявил 8 декабря, что американское внешнеполитическое ведомство «приветствует позицию П. Мушаррафа, согласно которой Пакистан мог бы отказаться от своих претензий на Кашмир в случае согласия Индии на систему самоуправления в регионе», и «поощряет обе стороны решать свои разногласия по Кашмиру» (NDTV, 08.12.2006). ОИК также приветствовала предложения П. Мушаррафа. Как заявил генеральный секретарь этой организации Экмеледдин Ихсаноглу, мусульманские страны советуют Индии конструктивно подойти к этим предложениям (Pakistan Tribune, 09.12.2006). Этот внешнеполитический контекст «дорожной карты» П. Мушаррафа позволяет говорить о ней скорее как об инструменте политической игры Пакистана, главной целью которого является создание благоприятной международной среды накануне президентских и парламентских выборов. Вероятно, кашмирской проблеме в данном контексте отведена ее традиционная роль – показать мировому сообществу разницу между подходами Пакистана и Индии к решению многолетнего конфликта как между гибким, прогрессивным и конструктивным, с одной стороны, и жестким, реакционным и неконструктивным – с другой.
Источник:
Институт Ближнего Востока
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий