13 декабря 2006
И.А. Левковская Среди мировых производителей нефти Иран занимает четвертое место после Саудовской Аравии, США и России. Суммарные запасы составляют 370 млрд. бар. (50 млрд. т.). Подтвержденные извлекаемые запасы, по разным данным, колеблются от 96 до 100 млрд. бар. (13-13,4 млрд. т.). Добыча нефти составляет 3,5-3,7 млн. бар/сутки (175-185 млн. т в год), экспорт 2,5-2,6 бар/сутки (125-130 млн. т) в зависимости от квоты ОПЕК. Основные центры добычи — на юго-западе страны, в провинции Хузестан (Ага-Джари, Марун, Карандж, Парис). Нефтяная и газовая отрасли Ирана находятся под полным контролем государства. Государственная нефтяная компания — Иранская национальная нефтяная компания (NIOC — National Iranian Oil Company) ведет разведку и разработку нефтяных и газовых месторождений, занимается переработкой и транспортировкой сырья и нефтепродуктов. Национальная иранская газовая компания (NIGC — National Iranian Gas Company) занимается добычей, переработкой, транспортировкой и экспортом газа. Решение вопросов нефтехимического производства возложено на Национальную нефтехимическую компанию (NPC — National Petrochemical Company). Наиболее активно работающими западными компаниями в Иране сегодня являются «Газпром», Petronas, Shell и Total. Основные месторождения нефти — Гаджаран, Марун, Аваз Банджистан, Ага Джари, Радж-и-Сафид, Парс, Биби Хаким 80 % нефти Ирана залегают на месторождениях провинции Хузестан и на шельфовых месторождениях Персидского залива, где Ирана добывается 0,6 млн. бар. в сутки. Затраты на разработку и производство сырой нефти составляют 3-4 долл./бар. На некоторых материковых месторождениях эти затраты значительно ниже. В целом на материковых месторождениях, главнейшими из которых являются Гячсаран, Биби Хакиме, Ахвазское месторождение, Масджеде Солейман, Хафтгель, Нафте Сефид, Ага-Джари (состоит из месторождений Карандж и Марун) и Парен добывается 87 % нефти. Крупнейшие экспортные терминалы расположены на островах Персидского залива— Харг, Лаван, Сирри. Вся добыча нефти находится в руках государства. Доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов являются главным источником экономического роста, валютных поступлений и формирования доходной части госбюджета. 85 % валютных поступлений и 75 % риаловых доходов в Исламской Республике Иран прямо или косвенно связано с производством нефти(1). Иран является членом Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и по объему производства сырой нефти в рамках этой организации занимает второе место после Саудовской Аравии, имея квоту в 14,6% и в общем объеме производства ОПЕК. Доля Ирана в мировом производстве сырой нефти составляет 5,7 %. Производственные возможности нефтяной промышленности Ирана составляют 4 млн. бар. в сутки. Основными покупателями иранской нефти оставались нефтяные компании Японии, Южной Кореи, Китая, Италии, Германии, Индии. С 1999 г. Иран ведет разведку нефти и газа на севере страны и, в частности, на шельфе южного сектора Каспийского моря. В 2001 г. иранские СМИ сообщали о том, что в южной части Каспийского моря обнаружены богатые месторождения нефти и природного газа, запасы которых оцениваются Иранской национальной нефтяной компанией (ИННК) в 10 млрд. бар. нефти и 560 млрд. куб. м газа. Разведка месторождений производилась на площади 10 тыс. кв. км в течение 18 мес. Себестоимость добычи одного барреля нефти в этом районе может составить 5-7 долл. Геологоразведочные работы проводились ИННК с участием британской компании «Лаемо» и британско-голландской «Ройал Датч Шелл». Суммарные запасы нефти и газа в акватории всего Каспийского моря оцениваются в 30 млрд. бар. и 12 трлн. куб. м. В прибрежных водах Ирана в акватории северной мелководной части Персидского залива (в зоне пустыни Абадан) обнаружено новое месторождение нефти. Его запасы оцениваются в 26 млрд. бар. По заявлениям руководителей нефтегазовой отрасли Ирана, увеличение производства нефти в стране является национальной необходимостью. Основными задачами в формировании политики, направленной на развитие нефтегазовой отрасли являются: первоочередная разработка совместных с другими странами нефтяных и газовых месторождений и сохранение квоты Ирана в ОПЕК; привлечение инвестиций и передовых технологий для разработки нефтяных и газовых месторождений; сохранение суверенитета иранских нефтяных и газовых месторождений; привлечение транзита прикаспийских углеводородов на мировые рынки через территорию Ирана; расширение производства природного газа; расширение использования газа в качестве топлива вместо других нефтепродуктов. Иранское руководство проводит мероприятия по структурному реформированию нефтяной отрасли страны. Эти мероприятия включают: децентрализацию управления отраслью; реформу системы управления и повышение эффективности работы подразделений; приватизацию ряда структур и компаний, входящих в систему министерства нефти. Впервые за послереволюционный период правительство и парламент Ирана приняли решение о ликвидации монополии государства в нефтепроме страны. Утвержденная парламентом ст. 34 законопроекта о третьем пятилетнем плане предусматривает участие частных компаний и капитала в переработке, распределении нефти и нефтепродуктов, а также в обеспечении нефтегазового сектора промышленным оборудованием. Министерство нефти планировало к концу пятилетки (2005 г.) передать в частный и негосударственный сектор 23 своих структурных подразделения и компании, в первую очередь центры по распределению сжиженного газа, структуры, занимающиеся переработкой, распределением и транспортировкой нефтепродуктов, включая такие крупные компании, как Национальная иранская буровая компания (NIDC), Национальная иранская танкерная компания (NITC). Приватизация NIDC из-за противодействия ряда депутатов Меджлиса, работников самой компании и общественности провинции Хузестан, на территории которого компания выполняет основной объем работ, пока приостановлена. Руководство Министерства нефти рассчитывает, что с приватизацией ряда своих структур и компаний повысится эффективность работы и доходность этих подразделений, усилится интерес инвесторов к сотрудничеству с частным сектором, что окажет благотворное влияние на реализацию программы развития нефтегазовой отрасли, заложенной в третьем пятилетнем плане. В Министерстве нефти разрабатываются проекты по наращиванию производственных мощностей отрасли на длительную перспективу, поскольку для удержания Ираном своих позиций в группе ведущих нефтедобывающих стран необходимо в течение ближайших двух десятилетий довести добычу нефти до 8 млн. бар. в сутки, т.е. увеличить ее добычу в 2 раза. Реализация такой программы потребует дополнительных инвестиций в эту отрасль, по крайней мере, в 21 млрд. долл. На нынешнем этапе Ирану срочно необходимы 3 млрд. долл. на расширение существующих производственных мощностей и 2,5 млрд. долл. на компенсацию падения добычи нефти из действующих скважин. За последние годы Иран подписал с иностранными компаниями 12 крупных соглашений по развитию своего нефтегазового сектора на 15 млрд. долл. Проекты будут осуществляться с привлечением отечественных и иностранных источников финансирования, а также иностранных технологий. После выполнения этих контрактов в стране будет производиться дополнительно 340 тыс. бар/день сырой нефти и 214 млн. куб. м газа в день. Однако участие иностранных компаний в иранских нефтегазовых проектах сдерживается в связи с санкциями США против Ирана и Ливии по закону Д'Амато. Ряд крупных компании, в т.ч. такие, как франко-бельгийская «ТотальФинаЭльф», англо-голландская «Роял Датч Шелл», итальянская «ЭНИ» и ее дочерняя «Аджип», малазийская «Петронас», а также несколько российских компаний во главе с «Газпромом» уже участвуют в реализации некоторых иранских нефтегазовых проектов и конкурируют в объявляемых Ираном международных тендерах. Исламская Республики Иран намеревается применить новую формулу при заключении договоров buy-back с иностранными компаниями, что увеличит их заинтересованность на участие в нефтяных проектах на территории Ирана. При заключении договоров будет использовано понятие «вознаграждение»: если добыча нефти превысит предварительно зафиксированные показатели, то большая доля её достанется компании, сотрудничающей с Ираном. Ожидается, что новая формула будет опробована при разработке нефтяного месторождения Бангестан на юге страны. Несмотря на критическое отношение международных нефтяных компаний к применяемой ныне формуле buy-back и заявления об отсутствии её привлекательности для иностранного бизнеса, общая сумма заключенных на этой основе договоров составила 19 млрд. долл. Новый порядок заключения нефтяных соглашений, считают специалисты, будет более выгоден для иранской экономики. В августе 1996 года американский Конгресс одобрил закон о санкциях против Ирана и Ливии (так называемые ILSA), которые ужесточали американский, если можно так выразиться, «режим благоприятствования» (например, кредитование и условия работы в США) для неамериканских компаний, инвестирующих в разработку нефтяных и газовых месторождений ИРИ ежегодно не менее 40 млн. долл. В 1997 году «ценз» инвестиций был понижен до 20 млн. долл. Отметим, что ILSA являются не первыми санкциями, введенными США против Ирана. Так, в начале 1995 года президент Клинтон подписал два правительственных распоряжения, согласно которым американским компаниям, а также любым их филиалам запрещалось заключать любые контракты, подразумевающие финансирование развития нефтяной отрасли Ирана. Одним из самых крупных контрактов, аннулированных этими распоряжениями, стал контракт между ИРИ и американской компанией Conoco о разработке блоков А и E месторождения Сирри. Проект оценивался в 550 млн. долл. Место Conoco было довольно быстро занято французской Total и малайзийской Petronas. В середине августа 1997 года президент Клинтон подписал еще одно правительственное распоряжение (№ 13059), в очередной раз подтверждающее запрет на любые инвестиционные действия американских граждан в ИРИ. Несмотря на действие ILSA, консорциум в составе Total, Petronas и «Газпром» продолжили реализацию проекта разработки газового месторождения Южный Парс (объем инвестиций — 2 млрд. долл.). Исходя из объективных обстоятельств (строительство магистральных трубопроводов и газопроводов из Казахстана, Азербайджана и Туркменистана), в мае 1998 года администрация Белого дома уточнила, что наложенные Конгрессом санкции ILSA не распространяются на прокладку нефте- и газопроводов через территорию Ирана. Иран занимает выгодное с геополитической и стратегической точек зрения положение для прокладки маршрутов транспортировки нефти, позволяющее значительно удешевить по сравнению с другими вариантами транспортировки (например, через Турцию) доставку сырья на мировые рынки. В феврале 1999 года правительство ИРИ предоставило права на развитие морского месторождения Доруд и газового месторождения вблизи острова Харг французской Elf Aquitaine и итальянской ENI. По мнению иранской стороны, доразведка Доруда (проект оценивается в полмиллиарда долл.) позволит увеличить запасы месторождения на 700 млн. баррелей и повысить суточную добычу нефти с 90 до 220 тыс. баррелей. В январе 2003 года British Petroleum/Amoco начала переговоры с иранским правительством о разработке месторождения на суше Аваз. Это же месторождение также привлекло французскую Total. В том же месяце норвежская Saga Petroleum выступила с инициативой о начале переговоров с иранским правительством по поводу разработки месторождений Дехл-Уран и Чешмен-Кош. Saga Petroleum подписала с NIOC соглашение на 2,7 млн. долл., предусматривающее оценку норвежской компанией сейсмических данных по ряду перспективных участков, включая блок Дара и морское месторождение Хандиджан. В декабре 1998 года «Газпром» и подразделение NIOC — Naftgaran Engineering Services Со. — создали совместное предприятие, которое намерено провести поисково-разведочные и буровые работы на территории Ирана. Иран занимает второе место после России по запасам природного газа, объем которых по данным Министерства нефти Ирана оценивается в 26 трлн. куб. м, что составляет 18 % от общемировых (146 трлн. куб. м) запасов природного газа. Материковые запасы природного газа примерно равны его запасам на шельфе (в Персидском заливе). Следует отметить, что газовые месторождения Ирана очень богаты газовым конденсатом. Наиболее значимыми месторождениями природного газа являются: - «Ага Джари», «Ахваз», «Марун», «Масджеде Сулейман» в Хузистане с общим объемом запасов газа 5,9 трлн. куб. м; - «Нар», «Монд», «Намак Канган», «Зире», «Асалуе», «Агар», «Далан», «Гардан» в провинциях Бушер и Фарс с общим объемом запасов газа 4,3 трлн. куб. м; - «Северный Парс» на шельфе Персидского залива в про винции Бушехр с оценочными запасами газа в 1,6 трлн. куб. м (подтверждены 1,3 трлн. куб. м); - «Хангиран» в провинции Хорасан с запасами газа в 0,5 трлн. куб. м; - «Садах», «Гаварзин», «Хулур» на острове Кешм в Персидском заливе с запасами газа 0,23 трлн. куб. м; - «Сору», «Сархун», «В. Намак», «С. Гашу» в районе порта Бандар-Аббас с запасами газа 0,28 трлн. куб. м Малоисследованные месторождения находятся в провинциях Илам, Керманшах, Фарс, а также в районе г. Кашан. Значительные запасы газа содержатся на нефтяных месторождениях «Салман» (185 млрд. куб, м совместное Иран- Абу-Даби), «Сири» и некоторых других. В 2001 г. появились сообщения об открытии вблизи г. Бендер-Аббас (провинция Хормузган) на юге Ирана нового месторождения природного газа. В этом районе можно добывать 10-12 млн. куб. м газа в сутки. Промышленную разработку нового месторождения планировалось начать в начале 2005 гг. К стратегически важным задачам развития газовой промышленности Ирана руководство страны относит разведку и разработку газовых месторождений в приграничных с соседними государствами районах. Наибольшее внимание Министерство нефти Ирана уделяет разработке и обустройству месторождения «Южный Парс», которое представляет собой продолжение открытого в 70-е гг. Катарского месторождения газа. Оно расположено на шельфе в центральной части Персидского залива в 100 км от иранского побережья. Реализацией проекта занимался консорциум в составе: «Тоталь» (Франция) — 40 %, «Петронас» (Малайзия) — 30 %, ОАО «Газпром» — 30 %. Консорциум выполнял работы по строительству пускового комплекса, который включает в себя две морские платформы с 10 промысловыми скважинами каждая, два стокилометровых подводных газопровода и береговой завод, расположенный в Ассалуе, для переработки 20 млрд. куб. м сырого газа в год. Предусмотрено 25 фаз освоения данного месторождения. Общие запасы газа на нем составляют 12 трлн. куб. м. По первым восьми фазам обустройства данного месторождения уже подписаны контракты. На этих месторождениях, в сумме, предполагается добывать в день 200 млн. куб. м газа и 320 тыс. бар. газового конденсата. По остальным четырем фазам «Южного Парса» подготовка предложений находится на завершающей стадии. Первая очередь «Южного Парса» разрабатывается иранской нефтегазовой компанией «Петропарс». Газ, который будет производиться на этой очереди, будет использоваться для закачки в пласты нефтяных месторождений на юге Ирана и подачи его части в трансиранский магистральный газопровод (ТИМГ-3). Большая часть газа, добываемого на 2 и 3 очередях, будет использоваться для потребления на внутреннем рынке и поставок в Турцию. Газ, который будет добываться на последующих фазах, предусматривается использовать для экспортных поставок на мировые рынки и закачки в нефтяные пласты для их стимуляции. В начале июля 2004 года было передано управление пусковым комплексом по 2 и 3 фазам обустройства месторождения «Южный Парс» в Персидском заливе от международного консорциума «Национальной Иранской нефтяной компании» и ее дочерним организациям(2). Особо необходимо отметить уникальность масштабов проекта, мощность которого составит 20 млрд. куб. м товарного газа в год. Проект обустройства 2 и 3 фаз месторождения «Южный Парс» в Персидском заливе был начат в 1997 году. Общая стоимость строительства пускового комплекса составляет $2,012 млрд. США. С 2004 г. осуществляется возврат капитальных затрат участников проекта и выплата вознаграждения. Всего «Газпром» должен получить около $1,15 млрд. США в течение 7 лет со дня начала промышленной эксплуатации комплекса за счет реализации произведенного на данном месторождении газового конденсата и выплачиваемого вознаграждения. По данным Министерства нефти Ирана, в 2004 г. в стране было добыто 126 млрд. куб. м природного газа. Из них на внутреннее потребление было израсходовано около 80 млрд. куб. м, а остальной газ использовался в нефтедобыче для повышения производительности нефтяных скважин и сжигался в факелах. Потребителями газа в Иране является до 40 млн. человек и около 2000 промышленных предприятий. Объем потребности в природном газе в ближайшие 3-4 года будет ежегодно возрастать в среднем на 1 % . С учетом перспектив развития экономики страны, взятого курса на ускоренную газификацию ряда регионов, задач по использованию экологически чистых источников энергии, а также в целях получения дополнительных валютных поступлений руководство Ирана уделяет большое внимание развитию газовой промышленности страны. Стоит задача изменения структуры энергобаланса, в которой газ составляет 40 %, а нефть — 50 %. Предусматривается перевод ряда ТЭС с использования дизельного топлива на газ. Осуществляется программа перевода транспортных средств на газ. Переводятся на газовое топливо легковые и грузовые автомобили. Министерством нефти Ирана предусмотрено выделение с 2002 г. до 4 млрд. долл. на реализацию проектов по переводу на потребление газа объектов промышленности, муниципалитетов, сельской местности, автомобилей, предприятий по производству нефтепродуктов и сжиженного газа из природного газа. Важнейшим направлением политики Ирана в газовой области является выход на внешние газовые рынки в соседних странах, таких, как Турция, Пакистан, Индия, Армения, Азербайджан, а после насыщения этих рынков — экспорт газа в страны Европы и Юго-Восточной Азии. По мнению министра нефти Ирана, потребность всех стран в применении такого экологически чистого вида топлива, как природный газ, будет постоянно возрастать, и Иран может и должен воспользоваться своими огромными запасами газа для получения доходов от его экспорта. Первоочередной задачей для Ирана в этом направлении является решение проблемы с поставками газа в Турцию. Данная страна является емким рынком для газа, а также выгодным путем для транзита иранского газа в Европу. В соответствии с подписанным соглашением между Иранской национальной газовой компанией и турецкой компанией «Боташ», Иран в течение 25 лет должен поставить в Турцию 228 млрд. куб. м газа. Строительство газопровода, по которому должен пойти газ, завершено и в декабре 2001 г. начались поставки иранского газа в Турцию. На первом этапе ежедневная квота поставок газа составит 9,1 млн. куб. м, что соответствует 3,3 млрд. куб. м в год. Иран сможет поставлять в Турцию как свой газ, так и выступить в качестве транзитного пути для поставок туркменского газа. Планируется использовать магистраль и для проведения операций СВОП. Помимо Турции, Иран имеет подписанные соглашения на экспорт своего газа с Арменией(3), с которой Иран рассчитывает на выгодное энергетическое партнерство. Планируется, что со второй половины 2005 г. взамен каждого поставленного Ираном кубометра газа Армения будет экспортировать 3 кВтч электроэнергии. Поставки иранского газа начнутся в объеме 500 млн. куб. м в год и затем будут доведены до 1,5 млрд. куб. м. Поставки будут осуществляться по трубопроводу Тебриз - Дузель длиной 100 км, вопрос о строительстве которого должен был окончательно решен к началу 2005 года. Идет проработка проекта строительства газопровода Иран - Пакистан - Индия. К 2010 г. Пакистан будет нуждаться в поставках 50 млрд. куб. м газа, а Индия к 2020 г. — в 200 млрд. куб. м. Проводятся специальные исследования на предмет оценки возможности осуществления данного проекта. Исследования осуществляют соответствующие организации и фирмы Ирана, Пакистана и Индии. Австралийская фирма BJP проводит изучение сухопутного участка газопровода, а итальянская компания «Эснамапругти» — его морской части В 2001 г. Министерство нефти Ирана продолжало реализацию своей программы по разработке и обустройству газовых месторождений с привлечением иностранного капитала на условиях buy-back. Показательным примером осуществления программы явилось выполнение подписанного в 1997 г. контракта международным консорциумом в составе французской компании «Тоталь», малазийской «Петронас» и российского ОАО «Газпром» на разработку 2 и 3 очередей месторождения «Южный Парс». В марте 2002 г. началась промышленная эксплуатация этих двух очередей, и первый газ поступил в национальную газопроводную сеть. В связи с начавшейся реализацией данного проекта в местечке Асалуйе, расположенном на побережье Персидского залива в 100 км от месторождения, начались работы по созданию специальной экономической энергетической зоны (СЭЭЗ) «Асалуйе» (иногда именуется также «Парс»). Здесь должно быть построено несколько газоперерабатывающих заводов для первых 10 очередей проекта. Южно-корейская компания «Хюндаи» уже ведет строительство одного газоочистительного комплекса. На нем будут производиться операции по сепарации поступающего сырья на газ и конденсат, опреснение газа и другие технические операции с целью подготовки природного газа для поставки его, в т.ч. в сжиженном виде, отечественным потребителям и на экспорт. Взят курс на то, чтобы СЭЭЗ в Асалуйе в ближайшей перспективе сделать центром газовой промышленности ИРИ, создавая здесь благоприятный для инвесторов таможенно-тарифный и налоговый режим, получать передовые технологии по производству, хранению и транспортировке газа. Внимание уделяется получению технологий, связанных с хранением и транспортировкой сжиженного газа в целях организации в дальнейшем его поставок в Европу. Несмотря на ряд недостатков для инвесторов, заключенных в условиях buy-back к сотрудничеству с Ираном в газовой области самый активный интерес проявляют фирмы таких стран, как Канада, Франция, Италия, Германия, Великобритания, Голландия, Норвегия, Республика Корея, Китай. В последние два года в области газовой политики Иран заметное внимание стал уделять вопросу создания механизма координации действий стран-экспортеров газа. В мае 2001 г. в Тегеране состоялось первое заседание министров Форума стран-экспортеров газа. Участники заседания согласились с тем, что Форум стран-экспортеров газа создаст условия для непосредственного обмена мнениями и информацией по ряду вопросов, актуальных и важных для газодобывающих стран. На Форуме планируется обсуждать проблемы, связанные с разведкой, добычей, переработкой, транспортировкой и сбытом газа. Стороны договорились, что встречи на экспертном уровне будут проходить два раза в год, а заседания министров — один раз в год. Иран, рассматривая Форум как структуру для решения чисто технических вопросов, планирует вести дело к тому, чтобы на его базе можно было создать организацию, аналогичную ОПЕК, со всеми обязательствами ее участников по объемам производства и сбыта газа. Руководство газовой промышленности Ирана считает также, что его принципиальной линией должна стать политика, направленная на недопущение в сферу производства газа структур, занимающихся его покупкой, сбытом и распределением. По заявлению заместителя министра нефти Ирана, компании типа немецкого «Рургаза», проникая в сферу производства газа, могут оказывать негативное воздействие на проблемы формирования экспортных цен. 1) По неофициальным данным аналитиков из ЦРУ иранское руководство в 2005 году получило около 42 млрд. нефтодолларов, а в 2006 – планируют получить свыше 55 млрд. 2) Международный консорциум передал управление пусковым комплексом по 2 и 3 фазам обустройства месторождения Южный Парс/1 РИА ТЭК. — 6 июля 2004. http://www.riatec.ru/shownews.php?id=19913. 3)Поставки газа в Армению начались в 2005 г. // РИА ТЭК, 6 апреля 2004, http://www. riatec. ru/shownews. php? id=l 8017 Используемая литература: 1. Материалы Интернет-сайтов. 2. Кудаев С. Иран: реформы по-тегерански // Азия и Африка сегодня. 2003. № 10. — с. 23. 3. Иран в современном мире// Под общ. ред. Кожокина Е.М.// Российский институт стратегических исследований. — М., 2003. — С. 134.
Источник:
Институт Ближнего Востока
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий