16 сентября 2006
Политический обозреватель РИА Новости Дмитрий Косырев "Премьерский саммит" Шанхайской организации сотрудничества в столице Таджикистана Душанбе превзошел все ожидания. Дело в том, что еще на "президентском саммите" - Совете глав государств ШОС в Шанхае 15 июня 2006 года - не было особой уверенности, что к осени удастся дать старт первым пилотным экономическим проектам ШОС. Зато была уверенность в том, что экономическая составляющая ШОС непростительно отстает от политической части работы организации. И если разрыва не преодолеть, то потеряется смысл существования этого альянса шести государств. Военно-политическая его компонента нужна, но не сама по себе. В самом деле, ШОС за 5 лет своего существования сумела гарантировать политическую стабильность Центральной Азии и создать у политических кругов региона ощущение общности интересов. Но было бы очень странно, если бы ШОС, создав таким образом условия для начинающегося в регионе инвестиционного бума, обеспечивала бы стабильность лишь для чьих-то чужих, а не своих, инвестиций. И вот сейчас в Душанбе пилотные проекты появились. Это две автодороги, в том числе шоссейный коридор от Каспия до Китая по территории России, Казахстана, Узбекистана, Киргизии. Не надо думать, что тут достаточно достроить или улучшить дорогу, как это сделает, например, Россия, построив мост через реку Кигач и завершив автодорогу Е-40. Шоссе, пересекающее несколько границ, будет нуждаться в соглашении по международным автомобильным перевозкам, которое еще предстоит разработать одновременно со строительством. И в иных мерах - например, по согласованию таможенных процедур. Многосторонние пилотные проекты региональных организаций иной раз автоматически получают кличку "белых слонов", которая подразумевает, что речь идет о затеях, экономически заведомо неэффективных, носящих характер политической демонстрации выгод регионального сотрудничества. Характерно, что в Юго-Восточной Азии, в группировке АСЕАН (с которой, по сути, копировалась ШОС), все "слоны" умерли вскоре после рождения. Притом что АСЕАН как интеграционная система работает предельно эффективно. Тут забывают, что "слоны" даже в случае экономического провала приносят пользу в качестве первой тренировки сотрудничества. Но в любом случае два пилотных проекта ШОС выбраны так, что неэффективными оказаться не смогут. Дорога есть дорога, она не может провалиться, и ясно, для чего она нужна. Ясно также, что ее прокладка может быть лишь государственной инвестицией в инфраструктуру. Она же - наглядный символ того, каким ШОС видится экономическое сотрудничество. Оно подразумевает движение товаров и людей в едином экономическом пространстве. В Душанбе за первой "двойкой" проектов выстроилась целая очередь других. Часть их касается энергетики. Это в данном случае сложная тема, потому что среди стран ШОС есть поставщики, потребители и транзитеры энергоресурсов, причем всех видов. Во всех существующих замыслах и проектах попросту надо разобраться. В Шанхае Россия выступила с инициативой создания для этого энергетического клуба ШОС. В Душанбе было решено для запуска этого клуба провести встречу по линии министерств энергетики стран-членов организации. Но немалой неожиданностью оказалось то, что среди разных видов энергии, обсуждавшихся в Душанбе, на ключевое место вышла атомная. Так, российский премьер-министр Михаил Фрадков предложил на саммите странам ШОС рассмотреть возможность сотрудничества в создании международного центра по предоставлению услуг ядерного топливного цикла - и по проектированию АЭС. Что, впрочем, неудивительно, если учесть, что среди членов ШОС есть не только атомные Россия и Китай, но и обладатели залежей урана - Казахстан и Узбекистан. Но, кроме этого, ШОС буквально задыхается от обилия прочих проектов - строительство гидроэнергосооружений в странах Центральной Азии, создание оптико-волоконных коммуникаций, партнерство в научно-технической и сельскохозяйственной сферах, развитие магистральных электрических сетей для переброски избыточных мощностей в соседние страны, создание условий для взаимного доступа электроэнергии на рынки стран ШОС и для ее транзита, решения проблем водно-энергетического баланса. Не говоря о столь необходимых для создания единого экономического пространства вопросах образования, культуры, спорта и туризма. Или информации - начал работу веб-сайт по региональному экономическому сотрудничеству ШОС. У организации есть уже инфраструктура делового общения - Евразийский экономический форум, Байкальский экономический форум, Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение. Но, что даже важнее, на заседаниях и встречах на этих и прочих форумах чувствуется сильный запах денег, которые стремятся сейчас в Центральную Азию, с ШОС или без таковой. Это заметно и по настроению тех в Душанбе, кто представлял там государства-наблюдатели при ШОС - Иран, Индию, Монголию и Пакистан, а также посланцев Афганистана и ряда международных организаций. В то же время любое общение на темы ШОС показывает, что именно начало экономического сотрудничества создаст его участникам настоящие трудности. Которых не было во время преобладавших пока что заседаний чиновников. Дело в том, что ШОС - это не синоним российско-китайского сотрудничества, с добавками все более мощного казахстанского участия. ШОС - это проект развития Центральной Азии, и ключевые участники его - это Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. Но при любом деловом региональном проекте становится ясно, сколько несовпадений и противоречий накопилось в этом регионе, сколько ревности и прочих страстей вызывает буквально каждый из обсуждаемых проектов. Чем активнее будет эта работа, тем больше сложностей она будет вызывать. Чего стоит хотя бы вопрос водных ресурсов для всех стран региона, ключи от которых находятся, по географическим причинам, у Таджикистана. Однако, как показала не всегда веселая практика прошедшего десятилетия, Центральная Азия может существовать только в виде единого экономического пространства. Если бы этого понимания не было, не было бы ШОС.
Источник:
РИА Новости
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий