27 апреля 2006
Д.А. Нечитайло После вторжения США в Афганистан многие радикалы от ислама были вынуждены покинуть страну и скрываться на Западе и странах исламского мира. Они создают новые группировки, которые находятся в общем идеологическом фоне, часто в названии этих организаций присутствует слово «Аль-Каида» («Аль-Каида на Аравийском полуострове», «Аль-Каида на территории двух рек (Ирака)». Однако их нельзя назвать единой сетью с четко выраженной структурой и системой централизованного подчинения. Эти группы проявляют активность в нескольких региональных центрах: Ирак, Саудовская Аравия, Афганистан/Пакистан, Юго-Восточная Азия и Европа/Северная Африка. Часто в этих группах отсутствует единая программная линия и четкая организационная структура. Можно выделить несколько категорий радикальных исламистов, которые формируют идеологию современного движения джихада. Во-первых, бен Ладен и Айман аз-Завахири, которые являются символом всемирного движения джихада, создают общий идеологический фон всемирного фронта джихада. Они выступают с видеообращениями через арабские телеканалы или Интернет. Их цель — обосновать и политически мотивировать необходимость вселенской борьбы мусульман против Запада. Во-вторых, большое количество радикальных исламистских идеологов (часто без религиозного образования), которые находятся в различных мусульманских и европейских странах: Абу Катада аль-Филастини, Насир аль-Фахд, Али аль-Худейр, Абу Мухаммад аль-Макдиси (Исам аль-Баркави), Абу Басир ат-Тартуси, Юсуф Аири, Абу Мусаб ас-Сури, Льюис Атыя Алла и т.д. (Некоторые западные исследователи включают сюда и недавно убитого в Чечне Абу Умара ас-Сейфа. На наш взгляд, это небезосновательно, так как на различных радикальных исламистских сайтах часто можно встретить его книги и послания: «Ирак ва газу ас-салиб: дурус ва таамулят» («Ирак и нашествие крестоносцев: уроки и размышления»), «Рисаля иля Муджахиди аль-Ирак хавля ад-Димукратыйа ва-ль-Интихабат» («Послание к муджахедам Ирака: о демократии и выборах»). В-третьих, различные радикальные группировки, публикующие свои интернет-издания, тем самым формируя идеологические ориентиры мирового исламистского движения: «Аль-Джамаа», «Тора Бора», «Маджалла аль-Фатх», «Сада ат-Тахрир аль-Магриби», «Аль-Фурсан», «Сада аль-Джихад» и т.д. По некоторым вопросам мнения исламистов расходятся. Одни считают, что первостепенная задача — борьба с местными вероотступническими режимами, другие считают, что в настоящее время нужно сосредоточить все силы на войне в Ираке. Сторонник первой точки зрения Абу Хамза аль-Багдади, член шариатского комитета «Аль-Каиды» в Ираке, в статье «Лимаза нукатиль ва нукатиль ман?» («Почему и с кем мы сражаемся?») пишет, что обязанность салафитской группы в наше время — уничтожать руководителей лицемерных арабских режимов, бороться с вероотступниками, с теми, кто сотрудничает с оккупантами. «Для нас это имеет первостепенное значение по сравнению с борьбой с крестоносцами, иудеями и язычниками». Он объясняет это тем, что вероотступник является большим преступником, нежели «кяфир» и, согласно Сунне, должен понести большее наказание, чем неверный. В частности, он аргументирует это тем, что вероотступник, по шариату, должен быть уничтожен в любом случае, в отличие от «людей писания» (христиан и иудеев) он не имеет права платить «джизью», не имеет право наследовать, совершать обряд бракосочетания «никах», его, в отличие от «людей писания», если он ранен или истощен, нельзя щадить на поле боя. На свержении местных режимов акцентирует свое внимание Абу аль-Муним Мустафа Абу Халима, больше известный как Абу Басир, видный идеолог современного движения джихада, придерживающийся непримиримой позиции по отношению к Западу, руководству Саудовской Аравии, демократии, арабскому национализму. Он пишет, что «группам, которые приобретают оружие для борьбы против саудовского правительства, нельзя забывать, что случилось в Алжире, это может повториться в Саудовской Аравии». Он рассматривает нынешний саудовский режим как «расистский и националистический, который убрал слово «джихад» из своего словаря, он репрессирует людей, создал армию, которая не выполняет никакой функции, кроме защиты королевской семьи». Он говорит, что в настоящее время те, кто хоть имеет малейшее представление об исламе и положении дел в королевстве, не могут усомниться в том, что ислам и правящий режим находятся по разные стороны. «Если кто-то утверждает, что мы должны поднять восстание против этого режима, я говорю да, с точки зрения исламского закона мы обязаны сделать это. Однако нам не следует начинать восстание прежде, чем общество будет к этому готово, — это главное условие. Уничтожение деспота (тагута) намного легче, чем борьба против всего режима и его инфраструктуры. Главное — не допустить гражданской войны». Абу Басир выступает за персональные акции террора против правящего режима, что будет служить в качестве призыва «даава». Тем не менее он категорически против широкомасштабных вооруженных столкновений до того момента, пока общество само не захочет свергнуть безбожный правящий режим. На наш взгляд, больше всего идеологов радикального ислама сходятся во мнении о необходимости глобальной борьбы с Западом. Айман аз-Завахири в октябре 2004 года писал: «Нам не следует ждать, пока американские, английские, французские, еврейские, венгерские, польские, южнокорейские силы захватят Египет, Саудовскую Аравию, Йемен, Алжир, а потом начать сопротивление. Необходимо начать это делать прямо сейчас». Он призывает наносить удары по их интересам повсеместно, так как все эти страны принимали участие в агрессии против мусульман. Наср аль-Фахд в книге «Хукм Муджахада аль-Амрикан Харидж аль-Ирак» («Правила священной борьбы с американцами за пределами Ирака») пишет: «Бесспорно, самым главным врагом мусульман в настоящее время являются США. Мы видим, как они грабят национальные и природные богатства исламских государств, сбрасывают тысячи бом и ракет на головы мусульман, не разбирая, кто перед ними — дети, старики или женщины, выгоняют их со своих земель. Это происходит везде. Для них (американцев) мусульмане — это всего лишь скопище насекомых, от которых нужно очистить землю. И если акции самопожертвования наносят им урон, то в них ни на миг не стоит сомневаться. Необходимо разрушать их базы, наносить удары по их (американским) интересам повсеместно, так как эта война не имеет границ. У нас друг перед другом нет и не может быть никаких обязательств и соглашений, между нами только война. Равно как и перед теми вероотступническими правительствами, которые подписывают соглашения с ООН, заботясь только о своих собственных интересах и стремясь сохранить свой трон». Сторонник параллельной борьбы как с вероотступническими режимами, так и с США Абу Бакр ан-Наджи в книге «Идарату-т-таваххуш» («Управление варварством») пишет: «Для того чтобы враг (США и союзники) был истощен и обескровлен, а его активность подорвана, необходимо постоянно варьировать цели во всех частях исламского мира и за его пределами». Он призывает к проведению акций террора в странах Магриба, Нигерии, Пакистане, Йемене и в Саудовской Аравии. Абу Бакр ан-Наджи объясняет это особенностями географического положения, сложным рельефом местности, относительной слабостью государственного управления в некоторых районах этих стран, а также наличием в этих регионах организованных группировок моджахедов, большим количеством оружия. Он выдвигает идею «управления варварством», согласно которой в районах, где центральная государственная власть относительно слаба, где происходят массовые беспорядки, голод, отсутствует медицинское обслуживание, царит хаос, «движение джихада» должно взять на себя функции государства. Таким образом, взяв на себя функции центральной государственной власти, исламисты упрочивают свои позиции в этих районах, обеспечивают себе поддержку населения, причем мирными средствами. Автор приводит примеры: Талибан в Афганистане, ситуацию после раздела Британской Индии, с некоторыми оговорками ситуацию в Чечне (между войнами) и т.д. Ан-Наджи пишет, что необходимо постоянно наносить удары по имиджу США (например 11 сентября), чтобы у их союзников и широких народных масс разрушить представление о США как непобедимой державе (единственный минус этих операций, что они дорогостоящие). Необходимо чередовать акции террора различной степени интенсивности против проамериканских вероотступнических режимов (Бали, Стамбул, Саудовская Аравия, Синай и т.д.). Эти акции призваны служить методом пропаганды для привлечения в «ряды джихада» новых поколений моджахедов. Главными преимуществами акций террора низкой и средней степени интенсивности являются их экономичность и то, что для их проведения не нужно контактировать с верховным руководством «Аль-Каиды» и вообще знать его. Комплекс этих мер приведет к наращиванию присутствия радикальных исламистских группировок в различных регионах, пропаганде джихада, США получит новый имидж — страны, которая неспособна защитить своих граждан и свои интересы в мире. «Бригады Абу Хафса аль-Масри» считают, что американцы, иудеи и крестоносцы Запада должны быть убиты в любом месте, где будут схвачены. Джихад — это обязанность каждого мужчины и каждой женщины. Если неверные пришли на земли мусульман, джихад становится обязательным для каждого, пока враг не будет изгнан. Пусть миллионы или больше умрут в бою, но те, кто останутся, будут жить достойно и свободно. Арабы и мусульмане, которые поддерживают крестоносцев или уподобляются им в поведении, должны быть убиты как вероотступники. Известный радикальный исламист, бывший амир арабских моджахедов в Боснии (под его командованием служили многие арабские боевики, впоследствии воевавшие в Чечне) Абд аль-Азиз, более известный как «Барбаросс», в статье « Тадаийят Хаджамат Танзим аль-Каида аля Британья» пишет, что главная стратегия — «создать пропасть» в рядах союзников и оставить США в изоляции. Теракты в Лондоне должны сделать войну в Ираке предметом всеобщих обсуждений, затем на очереди Италия. Другой исламистский автор, Льюис Атыя Алла (после терактов в Саудовской Аравии в 2004 году уехал в Лондон, где присоединился к известному саудовскому оппозиционеру Сааду аль-Факиху), в статье «Да, мистер Блэр, это историческая война» пишет, что «сопротивление в Ираке приведет к появлению «культуры джихада», так как эта война — исторический вызов исламу. «Симметрия морали лежит в симметрии страданий, эту войну моджахеды перенесут на территорию неверных». Абу Мусаб ас-Сури — известный исламистский идеолог, автор проекта «грязной бомбы для грязной нации (США)», за его поимку Госдепартамент США в 2004 году назначил сумму 5 млн долл., обозначает новые фронты джихада в арабском мире. Ас-Сури говорит, что главный удар следует направить на США в Ираке, и только когда главный враг будет повержен, акции террора следует перенести на «колонии» США в арабском мире (проамериканские режимы). Если же местные арабские правительства обретут новых союзников в Европе, то следует вести борьбу и с ними тоже. Таким образом, он считает главным врагом США, а местные режимы, европейские союзники, Израиль — цель второго этапа борьбы. Египет рассматривается в качестве одного из основных фронтов джихада, где следует наращивать силы. Известный последователь Абу Мусаба ас-Сури и сторонник «Аль-Каиды» Абу Мухаммад аль-Хилали объясняет позицию ас-Сури в отношении Египта. В «Рисаля иля ахл ас-сугур фи синай» («Послании к народу приграничных областей Синая») он пишет, что самые важные цели для джихада в настоящее время — это туристы, убийство которых направлено больше на воспитание новых поколений моджахедов, а не против Запада. На его взгляд, акции террора на Синайском полуострове были удачным примером такой стратегии. Атаки на Синае привели к арестам сотен бедуинов на севере полуострова, к вооруженным столкновениям между бедуинами и египетскими службами безопасности, к жертвам с обеих сторон. В то же время Абу Мухаммад аль-Хилали выражает недовольство по поводу очень слабой информационной поддержки акций террора на Синайском полуострове. На его взгляд, именно отсутствие должного уровня пропаганды позволило египетскому правительству представить эти акции как деятельность некой маргинальной группы. В результате они имели обратный эффект. Он предлагает брать пример с моджахедов Саудовской Аравии. «Моджахедам следует четко аргументировать свои действия, объясняя, что туристы — это заложники той политики, которую проводят руководители их стран в отношении мусульман». В то же время он предупреждает моджахедов, чтобы они не совершали необдуманных, политически не выверенных акций террора. Критикует те группировки, у которых оказываются оружие и взрывчатка и они выбирают самые легкие цели без серьезного изучения ситуации, не приняв в расчет последствий. В отношении Египта, равно как и других арабских стран, он предлагает создавать ячейки модждахедов и наращивать свое присутствие. Абу Мусаб ас-Сури подверг некоторой критике теракты в Лондоне и Мадриде. Он обвиняет Абу Мусаба аз-Заркауи в нарушении принципов, заложенных А. Аззамом. В частности, основной критике подвергаются его атаки против шиитов. Один из самых авторитетных идеологов современного радикального исламизма Юсуф аль-Аири в 2003 году в своей книге «Ат-Таваджуд аль-Амрики фи-ль-Халидж: Хакикатуху ва Ахдафиху» («Присутствие Америки в Персидском заливе: ее цели и реальность») пишет, что наряду с США и их союзниками следует наносить удары по соседствующим с Ираком странам: Бахрейну, Катару и Кувейту, так как они предоставляют свою территорию и воздушное пространство для ударов по Ираку. Это поможет освободить мусульманский мир от крестоносцев. Это не единственная работа Юсуфа аль-Аири, посвященная войне в Ираке. Некоторые его называют «архитектором иракского джихада». В 2003 году Юсуф аль-Аири написал книгу «Ирак аль-Джихад: Аамаль ва Ахтар» («Джихад в Ираке: надежды и угрозы»). В ней автор анализирует политическую ситуацию в некоторых европейских странах, вероятность изменения политического климата Великобритании, Испании, Польши в связи с событиями в Ираке. Ввод войск союзников и передача иракской полиции и национальной гвардии функций обеспечения внутренней безопасности Ирака: охрана важных государственных объектов, работа с их соотечественниками — облегчает выполнение задач американских оккупантов. Эти шаги позволяют сократить численность американских войск в Ираке, а также избежать лишних материальных затрат и потерь в живой силе. Позволяет американцам сосредоточиться на главной цели, за которой они пришли в Ирак, — грабеже национальных природных богатств Ирака: нефти. Оккупация Ирака позволит окружить Сирию и заставить ее пойти на определенные уступки, отвечающие американским интересам в регионе. Великобритания признается сильной экономической державой, хотя и не способной самостоятельно, без помощи Европейского союза или США, отстаивать свои геостратегические интересы. У Великобритании в отличие от США нет особых причин тратить столько сил и средств на войну в Ираке. Более того, она экономически не способна длительный период времени оставаться в Ираке. Альянс таких стран, как Великобритания, Испания, Италия, с США — это прежде всего личные позиции их руководителей. Однако британские войска находятся в более спокойных южных районах страны, населенных шиитами, что несколько облегчает задачу оккупационных британских войск. Юсуф аль-Аири предлагает действовать через общественное мнение граждан Великобритании. Большие потери сделают проблему войны в Ираке предметом всеобщих обсуждений, выведут людей на улицы, уже в настоящее время, согласно статистическим данным, более трети британцев чувствуют, что их обманывают по поводу происходящего в Ираке и наличия там ядерного оружия. «Правительство не пойдет против мнения масс. Это единственный способ вынудить их вывести свои войска из Ирака». По его плану, непрекращающиеся атаки смертников в южных шиитских районах Ирака должны спровоцировать хаос, выступления против оккупантов. Более того, автор считает, что после того, как некоторые европейские страны начнут выводить свои войска из Ирака, по принципу «домино» у Великобритании также появится дополнительная причина для отзыва своей группировки. Автор книги детально рассматривает политическую ситуацию в Испании. Он говорит, что мусульмане Испании, которых там более полумиллиона, играют значительную роль в стране. Он упоминает, что перед началом войны в Ираке улицы крупных городов Испании напоминали «интифаду» в Палестине, более миллиона человек устроили демонстрации протеста в Мадриде, хотя жителей в нем всего около пяти миллионов. Юсуф аль-Аири дает также политическую расстановку сил в стране. Например, говорит о том, что социалистам и объединенным правым, выступающим против войны, иракский кризис дает возможность привлечь голоса избирателей. Однако он напоминает: несмотря на то что демократии в Испании уже около 400 лет, она, тем не менее, еще не достигла того уровня, какой существует в Великобритании. В отличие от Великобритании, где Тони Блэру фактически пришлось оправдываться за ту ложь, которая прозвучала из его уст накануне ввода войск в Ирак, в Испании этого не произошло. События в Ираке никак не отражаются на политической жизни страны. В отношении Испании Юсуф аль-Аири говорит, что самым эффективный способ заставить власть вывести войска из Ирака — нанести удары, которые своей разрушительной силой потрясут общественное мнение Испании. При этом необходимо обеспечить этим акциям информационную поддержку, которая даст наглядную картину происходящих событий в Ираке. Все это необходимо было сделать до всеобщих выборов в Испании. Так оно и произошло. Испании, несмотря на ее относительную экономическую слабость, автор придает важное значение, так как у Испании самый низкий уровень заинтересованности в войне, а значит, с нее следует начать вывод войск, а затем, глядя на нее, остальные европейские страны последуют ее примеру. Что касается Польши, то автор говорит, что этой стране необходимо заручиться поддержкой могущественных мировых держав, в первую очередь США. Польша претендует на роль лидера новой Европы, и поэтому война в Ираке — это очередная возможность доказать свою преданность США. Она будет поддерживать все «шаги американцев, причем с энтузиазмом». Он пишет также о нефтяных интересах Польши в Ираке. Так, например, польская компания «Браун & Рут» будет участвовать в разработках иракских нефтяных месторождений. Она в свою очередь является филиалом американской компании «Холибертон», которую возглавлял Дик Чейни. Юсуф аль-Аири пишет, что даже если произойдет смена польского правительства, политика страны в отношении Ирака скорее всего не изменится. Автор считает, что «новый мировой порядок подобен паутине, в которой пересекаются экономические, политические интересы различных стран и часто достаточно легкого ветерка, чтобы разрушить эти взаимосвязи». Исходя из этого и строится стратегическая линия современного движения джихада. В формулу глобальной борьбы с Западом современные исламисты вводят различные переменные. Главный акцент в настоящее время они делают на общественное мнение, увеличение военных расходов стран, участвующих в оккупации мусульманских государств, рост мировых цен на нефть.
Источник:
Институт Ближнего Востока
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий