Пока внешнеполитическая группа Джо Байдена обдумывает свои варианты ядерной сделки с Ираном, эксперты и иранские официальные лица предупреждают, что любая попытка использовать санкции Дональда Трампа в качестве рычага воздействия или отсрочить отмену этих санкций только усложнит ситуацию вокруг ядерной сделки 2015 года.
Во время своей предвыборной кампании, избранный президент США Джо Байден заявил, что он присоединится к ядерной сделке с Ираном, официально известной как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), в случае победы на президентских выборах в США в начале ноября. Он выиграл выборы, но в основном воздерживался от составления своего плана повторного присоединения к ядерной сделке. Вместо этого он неопределенно сказал, что по-прежнему считает, что Белый дом должен вернуться в СВПД, но он также сказал, что это возвращение будет трудным, замечания, которые широко интерпретировались как тактика, чтобы отступить от его заявленного обещания договориться с Ираном.
В сентябрьской статье для CNN Байден написал: «Я предлагаю Тегерану надежный путь назад к дипломатии. Если Иран вернется к строгому соблюдению ядерной сделки, Соединенные Штаты присоединятся к соглашению в качестве отправной точки для последующих переговоров. Вместе с нашими союзниками мы будем работать над усилением и расширением положений ядерной сделки, а также над решением других проблем, вызывающих озабоченность».
В начале декабря, почти через месяц после выборов в США, Байден впервые после выборов прокомментировал свою политику в отношении Ирана, заявив, что он по-прежнему придерживается своих взглядов на ядерную сделку, которые были сформулированы в статье, опубликованной в середине сентября.
В интервью обозревателю The New York Times Томасу Фридману, Байден затронул множество вопросов внутренней и внешней политики, включая ядерную сделку, от которой президент Дональд Трамп отказался 8 мая 2018 года.
На вопрос, придерживается ли он по-прежнему своих взглядов на сделку, которые он выразил в статье для CNN, Байден ответил: «Это будет сложно, но да».
Байден повторил эту позицию в недавнем интервью CNN, в котором он сказал, что, по его мнению, у него будут «очень сложные» проблемы, связанные с Ираном.
«Он [Трамп] отказался от чего-то более жесткого, и что они сделали? Они увеличили возможность владения ядерным материалом. Они приближаются к способности иметь достаточно материала для ядерного оружия. И есть проблемы с ракетами», - сказал Байден, добавив: «Я думаю, что все эти вещи будут очень сложными. Но я знаю одно: мы не можем сделать это в одиночку. И поэтому мы должны быть частью более крупной группы, занимающейся не только Ираном, но и Россией, Китаем и целым рядом других вопросов».
Эти замечания породили предположения о том, что Байден может отказаться от своего предвыборного обещания о присоединении к СВПД или попытаться использовать санкции Трампа в отношении Ирана в качестве рычага для заключения более долгосрочной и более выгодной сделки с Ираном, той самой сделки, которую Трамп не смог достичь.
Сообщения прессы предполагают, что Байден, возможно, уже нарушил свое обещание. Израильская газета Israel Hayom сообщила в понедельник, что несколько советников будущего президента США настаивают на новом подходе, который способствует принятию некоторых компонентов политики президента Дональда Трампа «максимального давления».
По данным газеты, среди некоторых советников Байдена есть убеждение, что принятие примирительного тона в отношении Ирана будет контрпродуктивным. Ссылаясь на официальных лиц в орбите Байдена, он добавил, что было бы ошибкой растрачивать достижения уходящей администрации, одним махом повернув время вспять и вернувшись к сделке на условиях, установленных официальным документом.
«Вместо этого они призывают использовать жесткие санкции США, которые были введены в течение последних нескольких лет, в качестве рычага воздействия на Иран, чтобы он согласился внести поправки в ядерную сделку», - заявил Israel Hayom.
Но эта стратегия была решительно оспорена экспертами, которые говорят, что использование санкций Трампа в качестве рычага воздействия на Иран не сработает.
«Наказание целевой страны независимо от ее поведения не создает рычагов воздействия... Именно это и делала администрация Трампа, отказавшись от своих обязательств по СВПД и резолюции 2231 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, хотя Иран полностью выполнял свои собственные обязательства», - написал Пол Пиллар, бывший офицер разведки США, в опубликованном эссе.
Он добавил: «Нынешнее предположение о том, что администрация Байдена пытается использовать санкции, введенные Трампом, - это всего лишь последняя версия идеи, слышавшейся в этой стране на протяжении четырех десятилетий истории Исламской Республики Иран, - что путем оказания еще немногого давления, иранские правители будут сговорчивы по любому вопросу, по которому мы хотим, чтобы они были сговорчивы. Эта идея не работала последние четыре десятилетия. Очевидно, что последние четыре года это не помогло. Нет причин ожидать, что она сработает в следующие четыре года».
По словам Пиллара, некоторые американские голоса подталкивают администрацию Байдена к использованию санкций Трампа, используя их как рычаг, чтобы каким-то образом выдавить из Тегерана соглашение, более благоприятное для Соединенных Штатов, чем СВПД.
Байден и его внешнеполитическая команда, похоже, играют на руку этим голосам, отказываясь сформулировать свою политику в отношении Ирана и объявить о возвращении США в СВПД. Хотя Иран ясно дал понять, что для возврата США к своим обязательствам по СВПД не нужно никаких новых переговоров и, следовательно, легко, и поэтому предположение Байдена о том, что повторное присоединение США к сделке с Ираном будет трудным, вызывает серьезные вопросы относительно стратегии Байдена в отношении Ирана. Воспользуется ли Байден наследием Трампа в виде санкций и принуждения, чтобы добиться от Ирана новых уступок? Будет ли Байден пытаться отложить отмену санкций, пытаясь дождаться, пока Иран не моргнет первым?
Эти вопросы особенно важны, учитывая молчание Байдена по СВПД. Президент Ирана Хасан Рухани заявил в последние дни, что возвращение США к соглашению не займет много времени, и это может быть сделано легко и без новых переговоров.
Однако похоже, что команда Байдена не видит этого, и этот шаг побудил президента Рухани предостеречь от создания предварительных условий для возвращения США в СВПД. Выступая на пресс-конференции в понедельник, Рухани сказал, что у Ирана нет предварительных условий для возвращения США в СВПД, и Иран также не примет никаких предварительных условий. Он также сказал, что другие вопросы, такие как ракетная программа Ирана и его влияние в регионе, не имеют отношения к СВПД.
Президент Ирана также указал на предположения, что Байден может продолжить дело Трампа, не сняв санкции быстро.
«Правительство не позволит некоторым людям откладывать окончание санкций. Некоторые люди хотят отсрочить окончание санкций. Мы не пойдем на это ни на часа, ни на минуты и будем противостоять им. Санкции надо нарушать, это право народа. Америка должна вернуться к своим предыдущим обязательствам, и мы много раз говорили, что, если все вернутся к своим обязательствам в полном объеме, мы вернемся к своим обязательствам в полном объеме», - отметил президент, сообщает государственное информационное агентство IRNA.
Источник: https://www.tehrantimes.com/news/455796/Legacy
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий