9 марта в Кремле состоялись переговоры президента России Владимира Путина и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который до этого побывал в Вашингтоне, и попытался использовать полученную у Трампа поддержку для давления на Россию в отношении Ирана. Израильский премьер не скрывал, что именно Иран, и в какой-то мере Сирия и «Хезболла» - основные вопросы для встреч с лидером РФ. Он опять довольно настойчиво попытался убедить Владимира Путина в необходимости для России выйти из достаточно тесного союза с Ираном в САР и без участия Дамаска решить вопрос оккупированных Голанских высот, которые Израиль с 1967 года захватил у Сирии. Однако, судя по всему, ему не удалось убедить российского президента сделать выбор в пользу израильской позиции.
Есть ли «шиитский терроризм»?
Израильский премьер заявил, что «Россия играет важную роль в борьбе с исламским суннитским терроризмом, но последний не должен быть заменен исламским шиитским терроризмом под руководством Ирана». Хотя известно, что такого понятия как «шиитский исламский терроризм» просто не существует. Как нет и суннитского терроризма. Существует терроризм салафитов, считающих не только шиитов, но и суннитов еретиками в исламе. А салафиты – это идеологические «извращенцы» суннитского толка ислама. Они близки к ваххабизму и радикальной идеологии экстремистской части «Братьев-мусульман».
Так что налицо элементарное непонимание или нежелание понять разницу между шиизмом, суннизмом и салафизмом, хотя уж кому-кому, а израильтянам это должно быть понятно. Тем более что мирное население Израиля подвергается ракетным обстрелам из сектора Газа или терактам не какими-то мифическими шиитами, а боевиками радикальной группировки ХАМАС, которая является палестинской ветвью «Братьев-мусульман».ХАМАС считает своими врагами не только еврейское государство, но и умеренных палестинцев из организации ФАТХ во главе с Махмудом Аббасом.
Ливанская шиитская партия «Хезболла», которая поддерживается Тегераном, не является террористической. Ее противостояние с Тель-Авивом связано не с попытками уничтожить еврейской государство, а с желанием добиться освобождения оккупированных Израилем территорий Ливана. Нельзя не отметить и того, что «Хезболла» является активным участником антитеррористической коалиции во главе с Россией в Сирии, а ее отряды воюют вместе с сирийскими правительственными войсками.
Израиль – посредник в отношениях Москвы и Вашингтона?
Надо сказать, что подобная антииранская линия Израиля в отношениях с Россией не является чем-то новым. Однако именно сейчас у Тель-Авива имеется новый «дополнительный козырь» в виде агрессивной антииранской позиции администрации Дональда Трампа. Белый дом при новом президенте демонстрирует близость позиций с Израилем в том, что касается «иранской экспансии» на Ближнем Востоке под шиитскими лозунгами. Да и антироссийский настрой Вашингтона становится все более очевидным. Поэтому необходимо рассматривать визит Биньямина Нетаньяху именно в этом контексте.
Тель-Авив беспокоит проблема Голанских высот, которые израильтяне оспаривают у Сирии, и возможное появление на этой территории иранских военных. Хотя более реален другой сценарий – туда придут боевики террористических организаций, включая ИГ, и развернут свои операции против Израиля, северная часть которого достаточно уязвима в плане возможной инфильтрации террористов исламистских группировок, выступающих за уничтожение еврейского государства. Так что Израилю логичнее не мешать Ирану в Сирии.
Кроме того, есть еще один важный вопрос - Голанские высоты находятся на территории, которую контролирует союзное России правительство в Дамаске, а их оккупированную часть – Израиль. А это означает, что у Москвы и Тель-Авива есть общая тема для диалога и по вопросу арабо-израильского урегулирования и установления мира на Ближнем Востоке.
Надо сказать, что ранее Россия уже шла на определенные уступки Израилю в иранском вопросе. Так, в 2008 году Москва не стала поставлять Тегерану зенитно-ракетный комплекс С-300, учтя выраженную неоднократно обеспокоенность Израиля. Дело в том, что тогда в Тель-Авиве, как и в Эр-Рияде всерьез рассматривали возможность нанесения ракетно-бомбовых ударов по объектам иранской ядерной инфраструктуры. Но после заключения сделки по ИЯП в 2015 году запрет на поставки С-300 был снят. Хотя, надо сказать и другое – Москва зря тогда пошла на срыв контракта с Тегераном, подорвав этим шагом доверие к себе не только у ИРИ, но и ряда других исламских стран.
Сейчас дела обстоят несколько иначе. Кремль ищет любые возможности нормализовать отношения с США и попытаться снять экономические санкции, введенные Западом из-за Крыма и Украины. Израиль – это важный канал выхода на влиятельные круги Республиканской партии и лично Трампа, который сильно благоволит к еврейскому государству, и при этом настроен решительно против Ирана. Москва, скорее всего, не делает выбор между Израилем и Ираном, а пытается найти ключ к улучшению отношений с США.
Вопрос состоит и в том, а что может РФ получить от Израиля взамен некоторого торможения в развитии союза с Тегераном? Серьезных экономических дивидендов, сопоставимых с перспективами сотрудничества РФ и ИРИ, пожалуй, нет. Разве что доступ Газпрома и других российских компаний к разработке газовых месторождений на шельфе вблизи израильского побережья Средиземного моря. Тогда как Иран может предложить в этом плане гораздо больше – от участия в разработке гигантского месторождения газа Южный Парс и нефтяных полей, до закупки российского оружия и подключения российских компаний к модернизации устаревшей транспортной инфраструктуры ИРИ.
По мнению ведущего эксперта Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодора Карасика, премьеру Израиля «предстоит вести большую битву с целью повлиять на Москву в вопросе Ирана». Однако вряд ли у Нетаньяху получится, — считает он. Кроме попыток найти компромисс по Ирану Израиль нуждается в помощи России в решении палестино-израильского конфликта, так как Москва является одним из ключевых посредников на переговорах с палестинцами. Известно, что усилия предыдущей администрации США сыграть посредническую роль в решении конфликта провалились. В свою очередь, нынешний президент США Дональд Трамп дал понять, что у его администрации нет четкого плана относительно того, может ли палестинский вопрос быть решен в рамках одного или двух государств.
Что в итоге московской поездки Нетаньяху?
Во встрече президента РФ и премьер-министра Израиля принимал участие начальник израильской военной разведки генерал-майор Герцель Галеви, который представил президенту РФ «доказательства» якобы того, что на сирийской территории строится сейчас иранский военно-морской порт. Причем будто бы в дополнение к сухопутным военным базам, которые иранцы тоже строят сейчас в Сирии. Как будто в Москве сами не знают, что происходит в САР на самом деле.
Биньямин Нетаньяху сообщил журналистам, что он сказал Владимиру Путину, что постоянное военное присутствие Ирана в Сирии «противоречит интересам всех, кроме интересов самого Ирана, и что оно помешает достичь мирного урегулирования». При этом он не сообщил журналистам, что же конкретно ответил ему российский президент по основной проблеме, ради обсуждения которой он и прилетал в Москву.
Обращает на себя внимание, что израильские журналисты не задавали премьер-министру каких-либо «неудобных» вопросов и довольствовались тем, что он сообщил им сам по собственной инициативе. Из-за этого впечатление, что ситуация с точки зрения Израиля весьма серьезная, и сейчас не надо раздражать премьер-министра вопросами, на которые он не даст действительно точных ответов.
Что же сказал Владимир Путин по поводу предостережений Биньямина Нетаньяху относительно Ирана. А скорее всего – ничего. Москва явно не готова выбирать между Израилем и Ираном. Ей важны обе эти страны. Но еще более важно нащупать почву для прохода к Трампу, от решений которого по России зависит во многом, к сожалению, будущая экономика нашей страны.
Фото: http://static.euronews.com
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий