Проблема шиитов может взорвать Саудовскую Аравию

14 октября 2013
A A A


Восточная провинция Саудовской Аравии, где сосредоточены основные нефтяные запасы королевства, уже с весны 2011 года находится на пороге гражданской войны между суннитами и шиитским меньшинством. Если волна арабских революций перекинется на королевство, это может взорвать рынок нефти, поставив мир на грань экономического коллапса. Причем эксперты убеждены, что на данном этапе США этого не допустят, пока в Персидском заливе не будет создана новая схема стабильности и безопасности, основанная на участии в ней и Ирана. Отсюда – начавшееся неожиданное сближение между Вашингтоном и Тегераном с сентября сего года. 

Арабская весна, приведшая к падению режимов в Тунисе, Египте и Ливии, не оставила в стороне и королевство. В Восточной провинции (самой крупной и самой богатой нефтью), где в основном живут шииты, довольно часто прокатывается волна их протестных выступлений. Составляющие до 15% населения Саудовской Аравии (т.е. не менее 4 млн.чел.) шииты являются жертвами дискриминации саудовских властей практически во всех сферах – от госслужбы и карьеры в силовых структурах до неуважения их религиозных прав. В Эр-Рияде же убеждены, что за подъемом шиитских волнений в королевстве стоит Тегеран, который стремится расшатать устои правящего режима Ас-Саудов и разжечь волну сепаратизма в местах компактного проживания местных шиитов. Конечная цель Ирана, полагают в КСА – вести дело к выходу Восточной провинции из состава Саудовской Аравии и ее вхождению в некую конфедерацию шиитских арабских анклавов наряду с Бахрейном и Южным Ираком под патронажем Тегерана.

Исторически сложилось так, что шиитское население КСА сконцентрировано именно в Восточной провинции, а в некоторых районах, где расположены важнейшие месторождения, оно составляет большинство. Если начнется шиитский вооруженный мятеж (а Тегерану, как полагают аналитики ССАГПЗ, вполне по силам его организовать), это нанесет серьезный удар по экономике королевства - нефть и нефтепродукты обеспечивают 90% его экспортных доходов.

Борьба Эр-Рияда с Тегераном за влияние в исламском мире идет не одно десятилетие. Саудовские правители в 2010-2012 г.г. не раз призывали США, а заодно и подначивали Израиль, нанести удар по Ирану. Не меньшее значение для Эр-Рияда имеют и монархии Персидского залива, где с наступлением “арабской весны” тоже активизировались шииты. В особенности в Бахрейне, расположенном в 18 км от побережья Саудовской Аравии и соединенном с ней мостом. Власть там принадлежит суннитской династии аль-Халифа, но три четверти жителей - шииты. Их выступления в 2011 году были столь мощными, что силы безопасности Бахрейна оказались не в состоянии самостоятельно навести порядок – и это удалось сделать лишь с помощью грубого вмешательство саудовских и эмиратских военных.

В Эр-Рияде были полностью убеждены, что волнения в Бахрейне спровоцированы Ираном, цель которого - сместить правящую династию и привести к власти представителей шиитского большинства. А это почти неизбежно произойдет, если в стране пройдут свободные выборы. Тогда Иран, по оценкам Эр-Рияда, достигнет своей давней стратегической цели - получит плацдарм на Аравийском полуострове и будет контролировать оба берега Персидского залива. После грубого и беспощадного подавления бахрейнской революции Тегеран обвинил Саудовскую Аравию в агрессии, а Запад и США - в двойных стандартах. При этом Вашингтон и европейские страны даже словом не обмолвились о жесточайших репрессиях Саудовской Аравии на Бахрейне.

Спецслужбы Эр-Рияда между тем предупреждают: шиитские активисты в Бахрейне и в Восточной провинции координируют свою деятельность и готовят совместные акции - как только получат отмашку от Тегерана. Кроме того, появились первые признаки недовольства шиитов и в Катаре, где на них приходится свыше 10% населения, причем многие шиитские кланы занимают ведущие позиции в строительстве, торговле, банковском секторе и сфере услуг. Один лишь Фардан, являющийся мультимиллиардером и владельцем крупнейшего коммерческого банка в Катаре, может серьезно «расшатать» катарскую экономику, если захочет поддержать собратьев по вере.

Вражда саудитов с Ираном уходит корнями в историю. Вскоре после образования их государства его первыми действиями были нападения на Кербелу и Наджаф, шиитские святые города в нынешнем Ираке. Затем, уже в период существования исламской республики в Иране, эта вражда проявилась в убийстве иранских паломников в Мекке. Они не требовали свержения саудовской династии, а всего лишь выкрикивали лозунги против США и Израиля.  Вражда саудитов с Ираном объясняется не политическими, нефтяными, ядерными или региональными вопросами. Саудиты опасаются, что ислам в толковании лидера Исламской Республики вскроет лицемерие и ложь ваххабизма как сектантского учения, на котором опирается власть Ас-Саудов.

Прежде у шиитов Восточной провинции Саудовской Аравии было свое государство, и они по собственной воле объединилось с ваххабитами в начале 20-го века. Сейчас же шииты КСА подвергаются серьезной опасности. В любой момент они могут поднять бунт и, тем самым, смогут стать угрозой для саудовской династии. Тогда на Аравийском полуострове - Бахрейн, Йемен и другие шиитские районы Аравии, объединившись, смогут создать большое, с точки зрения мощи и населения, государственное образование, очень даже дружественное Ирану.

Пока же дискриминация религиозного меньшинства остается одной из главных политических проблем Саудовской Аравии. Только в 1980-е годы шиитам Восточной провинции разрешили совершать обряды траурного дня Ашуры.  На сегодня шииты составляют 15% (или 4 млн. чел.) от общей численности саудовских граждан. В свою очередь, стоит отметить, что шиитский пейзаж также не однотонен. В граничащей с Йеменом провинции Неджран, например, проживают около 500 тыс. исмаилитов. Значимая шиитская колония сосредоточена в Медине. Шиитское же население Восточной провинции, представлено течением «иснаашарийя» – приверженцев двенадцати Имамов. Это течение господствует в Иране и составляет большинство в населении Бахрейна, Ирака и Кувейта.

В 1913 году шиитские районы нынешней Восточной провинции (в начале XX столетия подчиненные Османской империи) были включены в воссозданное королем Абдель Азизом саудовское государство. На их оседлое земледельческое население было распространено бедуинское покровительство новой власти. Лишь после 1926 года, когда в обретшей нынешние границы Саудовской Аравии были созданы ханбалитские религиозные институты, на шиитов была распространена ваххабитская система судопроизводства и норм жизни. Шиитская богословская традиция объявлялась «еретической», разрушение шиитских культовых зданий приобрело оттенок повседневной борьбы за «изживание порока», проведение важнейшей шиитской традиции – Ашура запрещалось.

Усилия пришедшего к власти в 2005 году короля Абдаллы бен Абдель Азиза содействовали снижению уровня маргинальности шиитского меньшинства. Проводимый им курс «осторожной открытости» включил шиитскую интеллигенцию в реализацию программ «национального диалога», сопровождающегося контактами богословов обоих направлений ислама. Однако эти изменения частичны, а их замедленность не может снять проблему дискриминации – армия, полиция и служба государственной безопасности остаются для шиитов закрытыми, антишиитские фетвы ваххабитских богословов, как и ограниченность религиозной свободы – реальность.

Неразрешенность шиитского вопроса связана с весомыми причинами – сопротивлением ваххабитских богословов, исключившим назначение шиитских правоведов в Совет высших улемов и саудовским видением Ирана как стратегического противника. Вхождение же в саудовское общество станет возможным, если эта ситуация радикально изменится. Но для этого Эр-Рияду необходимо интегрировать шиитов в общественно-политическую систему страны без всяких дискриминаций и прекратить обвинять Тегеран во всех внутренних бедах саудовского королевства.

Владимир Ефимов, Специально для Иран.ру

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.