Все актуальное и значимое, что происходило в мире вокруг Исламской республики – главная тема и краткая суть очередного, 32-го номера нашего журнала «Современный Иран». Происходило многое, но главным трендом следует все же считать интенсивный поиск оптимальных форматов партнерских отношений между Тегераном и Москвой. Медленно и неуклонно закладывается фундамент новых отношений между нашими странами, и эти отношения формируют новую архитектуру безопасности и экономического сотрудничества на огромном пространстве – от Персидского залива до Средней Азии и Китая.
Саммит глав внешнеполитических ведомств прикаспийских государств, включая Россию, Исламскую республику Иран, Казахстан, Республику Азербайджан и Туркменистан, прошел в Москве 22 апреля. Целью этого саммита министров иностранных дел было согласование юридических аспектов использования Каспийского моря, однако, как оказалось, до принятия полноценного соглашения требуются все новые консультации. О причинах разногласий и путях их преодоления – в статье «Астраханский саммит и ожидания прикаспийских государств», которая открывает новый номер журнала.
Визит российского министра энергетики Александра Новака в Тегеран и проведенные им в Иране переговоры вызвали в экспертной среде двойственную реакцию. Пессимисты с разочарованием отметили то обстоятельство, что «большой нефтяной контракт» так до сих пор и не подписан. Оптимисты сосредоточили свое внимание на новом совместном проекте по строительству тепло- и гидроэлектростанций, а также полной модернизации иранских энергетических сетей. «Реальное же состояние российско-иранских отношений сегодня находится ровно посередине между завышенными ожиданиями и пессимистическими прогнозами – в максимально конструктивной и деловой фазе», говорится в материале «По итогам визита Александра Новака в Тегеран».
Но внешняя обстановка, складывающаяся вокруг России накаляется, и виною этому – агрессивная позиция Запада, недовольного воссоединением Крыма с Россией. На горизонте замаячила угроза санкций в отношении Москвы, а кто как не Исламская республика в нынешнем мире умеет не только эффективно противостоять американским санкциям, но и при этом не снижать темпов экономического роста. «В борьбе с санкциями России нужен иранский опыт», − говорится в одноименной редакционной статье Iran.ru. «Санкции сегодня используются США чаще, чем традиционное дипломатическое давление, операции спецслужб, военные действия или угроза применения оружия. И в этом плане у Ирана есть успешный опыт противостояния давлению Запада, который должен быть востребован Москвой».
Встреча министров обороны Ирана и Китая в Пекине в рамках расширения сотрудничества в сфере безопасности и военной защиты стала важным шагом в обеспечении стабильности обоих государств и устранения их совместных опасений, связанных с распространением экстремизма и терроризма. На протяжении последних десятилетий Пекин является одним из основных политических, экономических и стратегических партнеров Исламской республики Иран, поэтому развитие двустороннего сотрудничества всегда имело огромное значение для обеих стран. Подробности – в материале «Иран, Китай и оборонная специфика шелкового пути в третьем тысячелетии».
Военные маневры Саудовской Аравии в конце прошлого месяца были оценены большинством экспертов под призмой сдерживания аравийцами угрозы со стороны Ирана. На это косвенно указывали как заявления представителей генералитета крупнейшей монархии Персидского залива, так и демонстрация некоторых средств поражения из военного арсенала саудовцев. По словам начальника генштаба страны Хуссейна ибн Абдаллы аль-Габайела, целью учений было повышение уровня подготовки и проверка возможностей вооружённых сил в сдерживании нападения. Наиболее вероятным противником семья аль-Сауд продолжает рассматривать Иран. Об этом и других особенностях военных угроз, исходящих от Саудовской Аравии, рассказывается в статье «Военная демонстрация Саудовской Аравии: Иран не единственная цель».
Май был месяцем активных дипломатических контактов Ирана с соседями по региону. Так, например, визит премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа в Иран пришёлся на период интенсивного поиска всеми ключевыми игроками Ближнего Востока новых возможностей продвинуть свои позиции в регионе. Предыдущие барьеры для налаживания межгосударственных связей постепенно теряют свою актуальность. Режим санкций против Ирана уже послаблён и можно ожидать его дальнейшего смягчения. Ни один из крупных соседей Ирана, включая его традиционных оппонентов в лице Саудовской Аравии и её ближайших партнёров в регионе, не намерен пренебречь удобным моментом улучшить свои отношения с Тегераном. Нюансам и тонкостям складывающейся ситуации посвящен материал «Треугольник Иран − Пакистан − Саудовская Аравия: острые углы сглаживаются».
Заявление российского и иранского министров обороны, Сергея Шойгу и Хосейна Дехгана о том, что «Россия и Иран будут развивать военное и военно-техническое сотрудничество, учитывая сложившуюся в мире политическую обстановку», сделанное в ходе двусторонней встречи в рамках международной конференции по безопасности в Москве на прошлой неделе, стало настоящей сенсацией. Военно-техническое сотрудничество, провозглашенное российским и иранским министрами обороны, является насущной потребностью и для Москвы, и для Тегерана, поскольку даже до самого неискушенного в политике обывателя «достучалась» простая мысль: без тесного партнерства и взаимодействия в самых различных отраслях, от экономики до обороны и борьбы с международной преступностью, Россия и Иран будут нести серьезные потери. О перспективах и особенностях происходящего диалога силовиков наших стран – в статье «Россия- Иран: Реанимация военно-технического сотрудничества».
Визит в Китай иранского президента Хасана Рухани стал основой расширения дипломатического спектра работы нынешнего правительства Исламской республики. Незадолго до этого президент сообщил о новой тенденции во внешней политике государства. Так, в одной из своих последних телевизионных бесед, касаясь дипломатической сферы, он неожиданно заявил, что Иран собирается начать новое сотрудничество с двумя восточными державами – Россией и Китаем. Подобное заявление Рухани стало неожиданностью для Запада, который предполагал, что в лице президента Ирана он имеет умеренного и чуть ли не прозападного политика. Если целью внешнеполитической команды Рухани, хотя бы в среднесрочной перспективе, является отмена санкций западного блока, осуществится ли эта мечта сторонников иранского президента на фоне его действий, намеченных параллельно с поездкой в Китай? На этот вопрос на страницах журнала пытается ответить автор статьи «Политика Рухани – движение к Востоку без вражды к Западу».
Переговоры иранских представителей с руководством Китая и России начались в условиях того, что уже на протяжении шести месяцев регулярных встреч с западными дипломатами в Женеве и Вене Исламская республика так и не смогла добиться хотя бы относительного доверия к себе со стороны Европейского Союза и Соединенных Штатов. Опыт прошлых лет научил Иран не ставить свою судьбу в зависимость от милости или гнева других держав, но современный мир диктует свои законы, главным из которых является наличие партнеров и союзников. Собственно, этой главной цели, партнерству и союзничеству между нашими странами и уделяет основное внимание наш журнал «Современный Иран», новый 32-й номер которого вы сможете прочитать уже сегодня.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий