27 сентября 2011
Секретарь Высшего Совета национальной безопасности Исламской Республики Иран Саид Джалили во время своего недавнего визита в Москву выступил перед студентами и преподавателями МГИМО. Ниже приводится текст его выступления: В этой университетской атмосфере вместо того, чтобы использовать дипломатическую риторику, я попытаюсь поставить некоторые вопросы и с вашей помощью получить на них ответы. Иран и Россия: 1. являются государствами, геополитический потенциал которых предоставляет каждому из них существенные возможности; 2. являются государствами, обладающими общими интересами и сталкивающимися с общими угрозами; 3. являются государствами, у которых имеются разногласия по некоторым позициям, однако имеется и немало общего во взглядах на большинство вопросов. Исходя из этих положений, представляется важным получить ответы на следующие вопросы: • каковы должны быть отношения между двумя странами, чтобы они могли максимально обеспечивать интересы обеих сторон? • соответствует ли нынешнее состояние отношений этой задаче? • каким образом можно достичь такого благоприятного состояния? • что препятствует достижению подобного благоприятного состояния отношений? • имеется ли у обеих сторон возможность выбора иной стратегической альтернативы? • в каких направлениях может осуществляться сотрудничество между двумя государствами? - в области двухстороннего сотрудничества - в области регионального сотрудничества - в области международного сотрудничества • каким образом можно добиться гармонии и согласия в осуществлении сотрудничества в этих трех областях? • могут ли обе страны сформировать стратегический подход к осуществлению долгосрочного сотрудничества, которое отвечало бы интересам обоих государств? • могут ли обе страны выработать тактику обеспечения долгосрочных интересов? • может ли у обеих стран иметься другая альтернатива стратегического выбора или же другой альтернативы не существует? Для ответа на эти вопросы требуется провести анализ нынешних мировых условий, поскольку: - я убежден в том, что любое сотрудничество требует наличия общих взглядов и проведения совместного анализа; - совместный анализ общих интересов и общих угроз не может ограничиваться исключительно двухсторонними отношениями; - подобный анализ возможен только при условии проведения тщательной оценки возможностей других мировых игроков, в частности, степени их силы и слабости, способов их расстановки и, особенно, динамики развития их силы с точки зрения того, находится ли их могущество на этапе подъема или, наоборот, спада. Сегодня в 2011 году наш анализ сводится к тому, что отношения между державами, сложившиеся после Второй мировой войны и победы Исламской Революции 1979 года, пережили в своем развитии три модели: Модель первая – холодная война и разделение государств на два блока: восточный и западный. В этот период Исламская Республика Иран, выдвинув лозунг «ни Запад, ни Восток», не примкнула ни к одному из лагерей. Под тем же лозунгом выступали государства члены Движения неприсоединения (NAM). Однако Исламская Республика Иран не только стояла на позиции отрицания существующего порядка, но и была убеждена в том, что следует изменить этот порядок. В те годы Ирану была навязана 8-летняя война, результатом которой стало стойкое сопротивление нашей страны… Вторая модель – отношения между странами после окончания холодной войны. В этот период США ощущали себя единственной сверхдержавой на международной арене и играли роль мирового жандарма и полицейского, называя это «управлением международным порядком». В те времена американские теоретики уже не довольствовались только лозунгом уничтожения Советского Союза. К примеру, Бжезинский в своей книге «Большая шахматная доска» откровенно вел речь о расчленении России на три части. В то же самое время США, опьяненные и воодушевленные своим успехом, начали осуществление своей военной стратегии, выразившейся в развязывании первой войны в Персидском заливе. Основу деятельности США составила оккупация Афганистана и Ирана, осуществленная без всякого разрешения со стороны Совета Безопасности. Декларируя в качестве основы своей политики два лозунга: демократию и свободный рынок, на международной арене Америка действовала прямо противоположным образом. Отрицание демократии в международных отношениях, сопровождавшееся односторонними военными действиями против государств, которые осуществлялись даже без ведома Совета Безопасности, и введение односторонних санкций против более, чем 40 государств мира – вот очевидный итог американской деятельности, который со всей наглядностью демонстрирует свое противоречие с декларируемыми лозунгами. В то время Исламская Республика Иран противостояла мощи США и серьезно выступала против американской политики, всеми легитимными способами высказывая свое несогласие с американскими действиями. Одновременно с этим, США применяли жесточайшее давление на Исламскую Республику Иран. В действительности, это давление осуществлялось в отместку за стойкость ИРИ в противостоянии США, НАТО и их корыстным целям, направленным на установление мировой диктатуры. Однако на сегодняшний день Исламская Республика Иран смогла не только выстоять против оказываемого давления, но и продвинуться вперед в своем развитии. Национальный, региональный и международный потенциал Исламской Республики Иран не только не сократился, но и возрос. Мощь ИРИ направлена на укрепление мира и противодействие продвижению США и распространению нестабильности. Третья модель – конец политики господства и одностороннего подхода. Мы убеждены в том, что периоду сверхдержав и односторонней политики США пришел конец. Несмотря на то, что США тщетно пытаются по-прежнему сохранять свое господство, период наращивания американской мощи остался далеко позади, и процесс спада этой мощи с каждым днем набирает все большую скорость. С каждым днем Соединенные Штаты теряют все больше позиций и бастионов, которые были приобретены ими за последние 60 лет. Модель поведения, избранная Исламской Республикой Иран и основанная на противостоянии высокомерным притязаниям США, сегодня получает все большее распространение. Мы становимся свидетелями падения одного за другим исторических союзников США в исламском мире. Да и в других районах мира, везде, где только появляется возможность свободного выбора, народ отторгает американских союзников. Итоги серии выборов, проведенных в странах Латинской Америки, таких как Эквадор, Венесуэла, Боливия, Никарагуа и т.д., идут вразрез с интересами США. Мы убеждены в том, что в подобной ситуации нахождение ответов на вопросы, поставленные в начале беседы, приобретает смысл. В условиях нового мирового порядка отношения между Ираном и Россией могут создать возможность для подкрепления запросов мирового сообщества, направленных на противостояние политике одностороннего подхода. Усилия по формированию новых отношений на международной арене, основанных на демократии и уважении прав народов, могут стать общей целью, а объединение потенциалов России и Ирана может сыграть эффективную роль в этом процессе. Мы уверены в том, что, если Исламская Республика Иран в период холодной войны и политики американского единовластия смогла в одиночку выстоять и достичь прогресса, то в новые времена подобная модель поведения может оказаться еще более эффективной. Я полагаю, что в противовес действиям, подобным политике «мирового расширения НАТО», смысл которой выходит за рамки только военных целей и направлен на то, чтобы при помощи новой риторики добиваться единовластия и мирового господства, укрепление региональных возможностей, имеющихся в распоряжении таких регионов, как Кавказ, Средняя Азия, Ближний Восток и Персидский залив, может создать такой потенциал, который, поставит заслон экспансионистскому и захватническому продвижению отдельных держав, служа интересам народов этих регионов. Ирано-российские отношения, без всякого сомнения, в состоянии стать основным ядром, вокруг которого мог бы формироваться и наращиваться региональный потенциал противостояния американскому гегемонизму.
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий