Россия отказывает Ирану в поставке С-300

18 июня 2010
A A A


Похоже, современная внешняя политика России в отношении Ирана, нашего близкого и влиятельно соседа, войдет в историю как пример непредсказуемости и непоследовательности, как пример действий, чреватых причинением Россией вреда самой себе, что именуется в быту членовредительством. Ведь трудно иначе оценить то, что разворачивается сегодня в российско-иранских отношениях перед изумленными взорами наблюдателей всего мира. Суть кратко: в 2007 году Россия и Иран заключили контракт на поставку Тегерану пяти дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300. Это очень хорошие комплексы, способные эффективно защищать воздушное пространство любой страны от практически любого внешнего нападения. Контракт заключался не очень публично, о нем долго никто ничего не знал, пока первые смутные сообщения об С-300 для Ирана не появились в конце декабря 2007 года. Через год, 21 декабря 2008 года, иранские СМИ сообщили о начале поставок российских ЗРК С-300 в Иран. Российская сторона сразу выступила с опровержением, заявив, что эта информация не соответствует действительности, однако затем признала факт того, что контракт на поставку существует. Как впоследствии выяснилось, за комплексы даже был получен аванс, а общая сумма контракта оценивалась примерно в 1 миллиард долларов. Сами поставки боевой техники должны были начаться еще в прошлом году, но так и не состоялись по причинам, связанным с политической неготовностью российской стороны это сделать. 9 июня этого года в Совете Безопасности прошло обсуждение и затем принятие пакета санкций международного сообщества против Ирана с целью принудить его свернуть его ядерную программу и сделать ее более прозрачной. Однако еще до начала обсуждения проекта было ясно, что подготовленный США и поддержанный их партнерами по пятерке постоянных членов Совета Безопасности ООН, включая РФ и Китай, проект резолюции о санкциях не запрещал поставку Ирану Россией комплекса С-300. Об этом в мае написала и «Вашингтон таймс», процитировав слова представителя госдепартамента США о том, что проект резолюции «не налагает (на Россию) юридического обязательства не передавать Ирану С-300». На следующий день после принятия Советом Безопасности этой резолюции, 10 июня, официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, отвечая на вопрос, вводит ли резолюция 1929 ограничения на поставки российских ракетно-зенитных комплексов С-300 Ирану, заявил, что «средства ПВО, за исключением переносных ракетно-зенитных комплексов (ПЗРК), не охватываются ограничениями новой резолюции СБ ООН в отношении Ирана». А директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Михаил Дмитриев в тот же день подтвердил его слова, сказав, что «в отношении поставок С-300 Ирану Россия никак не связана резолюцией Совбеза ООН, и работа по этому контракту идет». Однако уже на следующий (!) день, 11 июня, пресс-центр ФСВТС допустил серьезное нарушение служебной субординации и опроверг слова собственного директора, сделанные накануне — заявив, что содержащиеся в резолюции СБ ООН ограничительные меры и требования как раз затрагивают вопрос поставок Россией в Иран зенитно-ракетных комплексов С- 300. Но одновременно это опроверг уже министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Находясь в Ташкенте, он сообщил корр. ИТАР-ТАСС, что «строительство АЭС в Иране и поставка российских оборонительных вооружений не подпадают под резолюцию СБ ООН. Что касается военно-технического сотрудничества, то резолюция вводит ограничение на сотрудничество с Ираном по наступательным типам вооружений и оборонительные вооружения под эти ограничения не подпадают». Так сказал Лавров, имея в виду контракт на поставку Ирану комплексов С-300. Но на этих словах главы российского МИД эта некрасивая история не закончилась, ибо вчера, 17 июня, слова Лаврова опроверг уже один из его собственных заместителей, Сергей Рябков. Выступая перед журналистами в Москве, он сказал: «наше понимание таково, что резолюцией введен запрет на поставку этих комплексов (С-300) Ирану». «Все смешалось в доме Облонских»,— писал великий Лев Толстой. А баснописец Крылов по такому же поводу сказал, что плохо, «когда в товарищах согласья нет». Однако ясно, что в российской внешней политике, в верней ее части, происходит нечто очень странное, раз заместители публично правят своих министров, а сотрудники пресс-отдела Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству – собственного директора. Налицо то ли полное непонимание служебной субординации, то ли подтверждение активности, с которой трудятся в высших эшелонах власти сторонники и противники того, чтобы комплексы С-300 доехали-таки до иранских берегов. Кто эти заинтересованные лоббисты, объяснять не надо, но интересно, насколько сильно и одновременно они активизировались. Однако независимо от того, каковы причины этих взаимоисключающих заявлений, они наносят России крайне тяжелый урон – как экономический, так и репутационный, политический. Ведь если подписанный с Ираном контракт на поставку боевой техники выполнен не будет, Тегеран через суд потребует от России возмещения своих затрат, а также штрафных санкций. По разным оценкам, общая сумма прямых убытков может составить до 1миллиарда 300 миллионов долларов. И это еще будет не все, а только верхушка айсберга. Дело в том, что торговля оружием – дело крайне тонкое, ювелирное, это бизнес, связанный с обеспечением безопасности целых государств и их жителей. На рынок вооружений нельзя прийти просто так, с танком или ракетой под мышкой, и попытаться их продать. На нем хорошо известны все поставщики и покупатели, их потребности и возможности, известно, у кого кто и что может приобрести или не приобрести по причинам политических или иных противоречий. К сожалению, в последние годы России все с большим трудом удается продавать оружие за границей из-за не всегда высокого качества, затяжек и срывов сроков поставок и т. д. Вспомним историю с отказом Алжира от контракта на поставку 34 истребителей МиГ-29 на сумму 1,3 миллиарда долларов из-за того, что часть компонентов новых истребителей оказались якобы не очень новыми. Чтобы «сохранить лицо» и торгового партнера, России пришлось заменить «МиГи» на более дорогие истребители-бомбардировщики «Су». Многие годы тянется и до сих пор никак не закончится история с закупкой у нас Индией авианосца «Адмирал Горшков», который должен стать «Викмарадитьей» и который с течением времени все растет и растет в цене, не сходя со стапелей. Из-за этого Россия уже начинает терять ставший уже почти родным индийский рынок вооружений, испытывая трудности даже в участии в тендерах на закупку самолетов для индийских ВВС. Если теперь ко всем нынешним проблемам на оружейном рынке прибавится срыв контракта на поставку Ирану С-300, то ущерб может оказаться в несколько раз больше стоимости самого контракта. Поскольку всем известно, что Ирану С-300 понадобились вовсе не для того, чтобы показывать их на парадах, а для недопущения или отражения реального воздушного нападения на страну, в первую очередь, со стороны ВВС Израиля. В Тегеране убеждены, что одно лишь размещение на своей территории пяти дивизионов С-300 заставит Израиль и его союзников в Вашингтоне отказаться от воздушного нападения, спасет множество человеческих жизней и не даст разрушить страну. Так что отказ России в глазах ближневосточных государств, многие из которых Ирану сочувствуют, будет ими расценен как действие, облегчившее Израилю воздушное нападение на иранские объекты. Многие зарубежные наблюдатели давно считают, что контракт на поставку Ирану зенитно-ракетных комплексов стал для Москвы чем-то вроде разменной монеты в торговле с Соединенными Штатами. В связи с объявленной Вашингтоном «перезагрузкой» отношений с Россией Москва, видимо, надеется, что, проявляя уступчивость в вопросах санкций против Ирана и затягивая отправку в Иран С-300, получит от США равновесомые льготы. Однако практика наших отношений с Соединенными Штатами показывает, что такого рода ожидания обычно заканчивались полным разочарованием и громадными для России убытками политического и экономического характера. Так было и у Горбачева с Рейганом, и у Ельцина с Клинтоном. Американцы в отношениях с Россией уже давно применяют принцип не «кнута и пряника», а «пряника и дули», то есть делают широковещательные заявление о повороте наших отношений в сторону добрососедства и чуть ли не братства, а когда получают все необходимые уступки, забывают о своих обещаниях. Нам постоянно говорят, что заинтересованы в «сильной и процветающей России», но своими действиями заставляют ее нести потери экономические, политические и территориальные. И Барак Обама действует точно так же. Когда недавно Россия заявила, что в случае размещения американских объектов ПРО в Польше и Чехии поставит в Калининградской области свои знаменитые всепогодные комплексы С-400, администрация США объявила, что отказывается размещать свои противоракеты. Кремль тут же заявил об отказе направить С-400 в Калининград. А США после этого почти мгновенно сообщили о размещении в Польше ракет «Пэтриот», причем на самой ее восточной границе, по сути, направив их в сторону России! Вот такой «пряник и дуля» в действии. Нынешняя попытка России забежать «вперед паровоза» и отказаться поставлять Ирану комплексы С-300, которые даже не запрещены резолюцией ООН, чревата серьезными последствиями. В международных отношениях действует один из пока что незыблемых принципов – “pacta sunt sеrvanda”, что значит «договоры должны исполняться». То есть каждый подписанный договор обязателен для его участников и должен быть ими добросовестно исполнен независимо от обстоятельств. В противном случае сторона, не соблюдающая это правило, теряет лицо и репутацию надежного партнера и не может рассчитывать на то, что в дальнейшем с ней не поступят так же. Иран – наш сосед, большая и влиятельная региональная сила. Он может оказывать воздействие на рост или, наоборот, понижение экстремистской активности в регионе Ближнего Востока, может помогать или отказывать в помощи разного рода радикалам, пытающимся взрывать ситуацию на Северном Кавказе. Иран уже примерно лет тридцать-сорок считают Соединенные Штаты за их антииранскую политику врагом, называют «Большим Сатаной» и всячески противостоят попыткам Вашингтона контролировать Ближний Восток. Становясь в один ряд с Соединенными Штатами, Россия будет автоматически рассматриваться Тегераном и ближневосточными странами, которые сочувствуют Ирану, и их врагом. Нужно ли нам принимать на себя ответственность за то, что творят в регионе американцы, теряя при этом стабильность, относительную предсказуемость и безопасность, а также возможности нормальной торговли с регионом? Причем США, даже развязав в регионе любой конфликт, тут же укроются от него за Атлантическим океаном, а последствия его придется расхлебывать европейцам и азиатам, как уже было после вторжения США в Ирак. А если Россия станет помогать США и Израилю в их попытках нанести авиаудары по ядерным объектам Ирана, то это не только приблизит новую войну, но и сделает ее реальностью со всеми ее ужасами. И, наоборот, поставка Россией оборонительных зенитных комплексов С-300 не только не даст напасть на Иран, но и даст возможности не допустить войны. Источник:"km.ru"
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.