12 марта 2010
Министр иностранных дел Исламской Республики Иран Манучехр Моттаки, выступая на 17-м международном Форуме стран Центральной Азии и Кавказа, сказал: "Созданием таких организаций, как Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, ЭКО, АСЕАН и др. была подготовлена инфраструктура для интеграции азиатских стран. Для развития подобного сотрудничества необходимо предпринять меры, направленные на создание и инвестирование такого проекта, как Азиатский Союз". "Регион Центральной Азии и Кавказа со своим особым цивилизационным и геополитическим прошлым, всегда привлекал к себе внимание держав, считавшихся влиятельными в ту или иную историческую эпоху. Европейские страны в результате возникновения региональных споров, а в дальнейшем – Первой и Второй мировых войн, добились весьма важных результатов для решения своих проблем. Северные страны смогли представить свои интересы, основывающиеся на принципе европейской интеграции и создании двухполярного режима в государствах Центральной Азии и Кавказа или Ближнего Востока, а также в маргинальных странах в целом. Результатом этих шагов стало ничто иное, как внутрирегиональная интеграция и создание арены для конкуренции вне региона", - заявил Моттаки. "Результатом такого подхода стало то, что крупные державы стали направлять все свои усилия на создание кризисных очагов в маргинальных регионах. Они испытывают недовольство от любых проявлений интеграции в этих странах. Все это в комплексе подвигло южные страны к серьезному рассмотрению вопроса об интеграции, обеспечению общих интересов в рамках региональных структур, к устранению внутренних противоречий и трудностей с учетом принципа мирного разрешения споров". Моттаки сказал: "Настоящий семинар, с его интеграционным подходом, был организован с целью дальнейшего развития отношений, а также для рассмотрения потенциальных препятствий и трудностей в регионе Центральной Азии и Кавказа. Наши надежды и усилия направлены на то, чтобы в регионе Центральной Азии и Кавказа мы также стали свидетелями дальнейших успехов интеграционного подхода". Моттаки добавил: "Государства региона Центральной Азии и Кавказа обладают весьма богатыми запасами энергии. С каждым днем возрастает значение Каспийского моря как одного из богатейших резервуаров энергии. При условии выработки всесторонней и единой региональной стратегии можно воспользоваться этим важным элементом для максимального обеспечения общих интересов. Соединение линий передачи электроэнергии в регионе для осуществления сезонного обмена является еще одним общим мероприятием, которое, при поддержке и проработке этого вопроса со стороны государств Центральной Азии и Кавказа, а также Исламской Республики Иран, создает весьма благоприятные условия. Иран, помимо внутренних инвестиций в энергетический сектор, при помощи своих мощных компаний, предпринимает эффективные шаги в направлении улучшения ситуации с производством энергии в регионе". Моттаки подчеркнул: "Необходимость появления всеобъемлющей интеграции в регионе диктуются наличием государств с единой транспортной инфраструктурой. В течение нескольких последних лет государствами были предприняты весьма положительные шаги в области развития транспортных отношений, и эта политика продолжается с еще большим ускорением. Исламская Республика Иран уделяет особое внимание этой теме. В этой связи стоит отметить такие мероприятия, как: инвестиции в различные сектора автомобильного транспорта, в том числе в таких областях как: развитие автомобильных дорог Ирана, перестройка транспортного флота страны, значительный объем экспорта иранских технических и инженерных услуг в регион Центральной Азии и Кавказа, а также заключение многочисленных договоров в области транспорта с государствами региона". Говоря о том, что в числе мероприятий Ирана в области транспорта можно назвать укрепление и развитие южных портов на Каспии и увеличение потенциала проведения погрузочно-разгрузочных работ для укрепления морского транспортного флота, он отметил: "Исламская Республика Иран в области железнодорожного транспорта также проводит достойные внимания мероприятия, в числе которых можно отметить увеличение потенциала железнодорожного транспорта внутри страны. Особенно это касается таких железнодорожных веток, как: Бандар Аббас – Захедан – Мешхед – Сарахс, а также Казвин – Решт – Астара", добавив, что также Иран уделял серьезное внимание развитию транспортного коридора "Нострак" в качестве необходимого элемена для расширения транспортных отношений в регионе и предпринимает все необходимые шаги в этом направлении". Моттаки отметил: "Исламская Республика Иран всегда держала в поле зрения вопрос об обеспечении стабильности и безопасности в регионе в качестве гаранта регионального развития. После распада Советского Союза Иран играет основную роль в разрешении конфликтов и споров в регионе. В этой области можно указать на такие шаги как: подписание договора о мире и создание Комиссии по примирению в Таджикистане, а также действия Ирана по урегулированию Карабахского кризиса или недавние усилия иранских официальных лиц по обеспечению безопасности в Кавказском регионе после конфликта между Российской Федерацией и Грузией. Иран также тесно сотрудничает со странами региона в вопросах борьбы с терроризмом, контрабандой наркотиков, организованной преступностью, а также любыми проявлениями экстремизма". Моттаки отметил: "Помимо всего этого, нам представляется, что путь к достижению приемлемой интеграции является долгим и требует удвоенных усилий для достижения этой цели. Иран заявляет о своей готовности к достижению этой важной цели в рамках осуществления совместных проектов в регионе Центральной Азии и Кавказа и выступает с предложением о создании совместного инвестиционного фонда. Разумеется, совместное сотрудничество и осуществление капиталовложений в таких отраслях, как: энергетика, транспорт и инфраструктура приведет к улучшению качества жизни людей в регионе Центральной Азии и Кавказа, особенно в части обеспечения продуктами питания и медицинским обслуживанием. Надеюсь, что в этой области также будет проводиться совместная работа Ирана со странами региона с целью выработки и составления совместной стратегии сотрудничества". Манучехр Моттаки подчеркнул: "В этой связи я бы хотел особо отметить важные проекты, находящиеся на повестке дня. На трехсторонней встрече президентов Таджикистана, Афганистана и Ирана подчеркивалась важность железнодорожного и автомобильного сообщения, которое соединяет эти три страны, а в дальнейшем соединит и другие страны от Киргизии до Китая. В качестве продолжения темы участия Ирана в восстановлении Афганистана в наших планах – работа по сооружению железнодорожной ветки до Герата, значительная часть которой уже претворена в жизнь. Существует план сооружения железнодорожной ветки из Герата в Пяндж Паян (Таджикистан) и далее через Таджикистан в Киргизию и Китай, который находится в стадии изучения и может сыграть эффективную роль в возрождении Великого шелкового пути с использованием железнодорожного сообщения. Узбекистан и Турменистан – две страны, которые заявили о своей готовности присоединиться к данной железнодорожной сети". Он добавил: "Недавно во время отдельных переговоров, которые были проведены с Оманом, с одной стороны, и с Узбекистаном, с другой, был поставлен вопрос о льготных поставках товаров и сырья из стран Центральной Азии и Персидского залива. Вопрос о железнодорожном коридоре, а также изучение вопроса об усилении железнодорожного сообщения в регионе стоят на повестке дня и могут стать источником важных преобразований. Туркменистан, Казахстан и Иран во время саммита глав прикаспийских государств в Тегеране подписали договор, который находится в стадии выполнения. Железная дорога, связывающая между собой прикаспийские государства, имеет большое значение". Моттаки также отметил: "Железнодорожное сообщение с Азербайджаном, а также коридор, проходящий через территорию Армении, может стать источником важнейших преобразований на южном Кавказе. В целом, целью политики Ирана, направленной на создание тесных связей со всеми соседями, является все та же интеграция всех транспортных, энергетических и трубопроводных сетей, а также сетей электро- и водоснабжения. Эту тему можно расценивать в качестве модели всестороннего взаимовыгодного сотрудничества в регионе. Министр иностранных дел Исламской Республики Иран Манучехр Моттаки подчеркнул: «Начинающаяся азиатская интеграция, которая сегодня пока еще является предметом желаний, должна стать в не слишком далеком будущем реальностью, к которой придут страны Азии. Я хочу предложить осуществить логичную и практическую связь между Центральной Азией и Кавказом и странами бассейна Персидского залива. Вопрос качественного и конструктивного присутствия стран Персидского залива в Центральной Азии и на Кавказе, при котором Иран может играть роль транзитного и связующего звена в этом стратегическом плане, мог бы стать предметом рассмотрения в составе повестки дня нынешней или последующих конференций» Отметив, что за истекшие годы Институт политических и международных исследований провел две конференции по проблемам Персидского залива, Центральной Азии и Кавказа, Моттаки сказал: Мы можем стать мостом между этими двумя регионами, что принесет странам региона огромную пользу. В регионе Центральной Азии и Кавказа, большинство стран которого являются членами Организации экономического сотрудничества ЭКО, в повестке дня нашей работы вопросы выработки новых экономических решений. В целях использования национальных валют создать клиринговую палату. Даже найти решение по предложению президента Казахстана, внесенному на саммите глав стран-членов ЭКО, о создании региональной денежной единицы. Эти идеи позволяют продолжать целенаправленную работу по региональной интеграции, направленной на обеспечение интересов стран региона. Вместе с тем, наряду с имеющимися возможностями у нас есть и угрозы. Например, такое явление, как Риги, террористический элемент, чья злонамеренная деятельность в последние годы привела к гибели и причинила увечья более 400 иранских граждан. Те, кто хочет оградить свои метрополитены и свои столицы от терактов и диверсий, должны того же самого желать и для других. Мы видим, как тайные силы под лозунгом борьбы с терроризмом распространяют терроризм в регионе. Моттаки подчеркнул: Иран уже давно предупреждал об этой опасности, еще тогда, когда английские войска на юге Ирака и в Басре занимались подготовкой террористических элементов для экспорта террора и беспорядков в страны региона, включая Иран. Мы еще тогда предупреждали об этом. Спустя какое-то время они поняли, что не могут там оставаться, и заявили, что переправили свои войска из южного Ирака в Хирманд, в Афганистан. В те дни я был в поездке по странам Северной Европы, и на пресс-конференции сказал, что английские войска должны проявить бдительность, чтобы не совершить на юге Афганистана стратегическую ошибку, которую они допустили на юге Ирака, и не превратиться в связующее звено между террористическими группировками. Сомнительные события 11 сентября стали для американцев предлогом для навязывания миру некоего нового плана под названием борьбы с терроризмом и войны против терроризма. Они внушили миру, что идут в Афганистан для борьбы с терроризмом, для восстановления безопасности, снижения наркотрафика и для борьбы с экстремизмом. Я задам вам вопрос: за прошедшие 8 лет эти показатели и эти заявленные американцами позиции выросли или снизились? Статистика говорит о том, что эти показатели выросли. Моттаки сказал: Если целью присутствия в Афганистане является борьба с терроризмом, то в таком случае что означает присутствие руководителя террористов на военной базе США в Афганистане? Что делал Риги на военной базе США в Афганистане? В то время, когда в Евросоюзе шло обсуждение вопроса об исключении террористической (антииранской) группы из списка Евросоюза, и это решение было принято, о чем беседовал руководитель террористов в регионе с генеральным секретарем НАТО? Куда вы идете? Они полагают, что в мире никто ничего не понимает. Что собирались обсуждать и согласовывать американцы с этим главарем террористов на военной базе Манас? Что они собирались делать? Совершать новые теракты, новые взрывы и снова обезглавливать людей? Ведь вы еще раньше нас видели фильмы об их терактах. Разве народы региона не имеют права называть вас лжецами? Ведь вы говорите одно, а делаете другое. Вы ожидаете, что мировое общественное мнение будет равнодушно к вашим словам и лозунгам? Кто же тогда будет держать ответ за 400 человек убитых и раненых? Моттаки заявил: Я обвиняю США и Англию и их войска в Афганистане и Пакистане в поощрении терактов в регионе. Иначе почему вы не достигли успеха в своих широко объявленных задачах? Это доказывает, что иностранные базы в нашем регионе созданы не для поддержания стабильности и безопасности в странах региона и не для военного сотрудничества с ними. Эти базы размещены в целях экспансии и вмешательства в дела стран региона. Это предупреждение! Наши друзья в регионе должны быть очень внимательны. Договора, которые заключаются с иностранными силами, должны тщательно контролироваться, чтобы безопасность и интересы друзей в нашем собственном регионе не оказались под ударом. Мы должны контролировать их базы. Такой контроль необходим в регионе Центральной Азии, в персидском заливе и в целом во всем регионе. Исламская Республика Иран показала, почему и как она сумела сохранить свою безопасность среди полыхающих кризисов в регионе. Информационное превосходство Исламской Республики Иран дает возможность для укрепления региональных отношений и для противостояния любым попыткам экспансии и прочим проискам великих держав в регионе. Американское руководство должно дать ответ, как оно понимает и толкует понятие «терроризм», и как оно связано с террористами. Сколько лжи было употреблено под именем демократии и в защиту государственных переворотов и диктатур в самых разных частях света, и какие нарушения прав человека были совершены под лозунгом защиты прав человека во всем мире, и почему висит молчание при убийствах людей! Моттаки сказал: Мы убеждены, что мир в такой ситуации обязательно нуждается в пересмотре и в перестройке. В нынешнем году форум в Давосе прошел под тремя лозунгами: переосмысление, переоформление и восстановление доверия. Эти три слова дают нам представление о том, в каком мире мы живем. Господствующее в сфере международных отношений мышление нуждается в пересмотре. Система, сформированная после Второй мировой войны, нуждается в пересмотре. Утраченное доверие на международном уровне нуждается в пересмотре. Будьте мужественными и скажите об этом. Если вы сможете обозначить проблему, тогда станет возможным найти пути выхода из тупика и станет возможным выработка кардинальных решений этих проблем. Правильная постановка вопроса – это уже 50% решения проблемы. Далее Моттаки ответил на вопросы присутствующих. Касаясь роли России и Китая в регионе, Моттаки сказал, что Россия играет важную роль в решении важнейших проблем региона. Китай и Россия с двух сторон Центральной Азии и Кавказа имеют исторические, географические, культурные и экономические связи. У нас с вами имеется множество общих связующих и общих корней в этом регионе. Я убежден, что Центральная Азия и три страны – Иран, Китай и Россия коллективно участвуют в региональном сотрудничестве в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Министр иностранных дел Исламской Республики Иран Манучехр Моттаки, выступая на 17-м международном Форуме стран Центральной Азии и Кавказа, сказал: "Созданием таких организаций, как Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, ЭКО, АСЕАН и др. была подготовлена инфраструктура для интеграции азиатских стран. Для развития подобного сотрудничества необходимо предпринять меры, направленные на создание и инвестирование такого проекта, как Азиатский Союз".
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий