25 декабря 2009
Некоторые штрихи к религиозному портрету аятоллы Монтазери Важнейшим временем в новейшей истории Ирана был период с 1920 по 1945 гг. Именно в это время родились, пошли учиться в духовные семинарии и сформировались как мыслители и лидеры клерикалы нового типа. Они представляли собой ориентированное на национальные интересы, радикально антиколониальное духовенство, которое в отличие от традиционной шиитской пассивной оппозиции сформировало в своих рядах политическую волю и приняло в конце концов ответственность за судьбу страны. Первое двадцатилетие минувшего столетия было для Ирана временем цивилизационного кризиса и революций. Выдыхалась и теряла контроль двухсотпятидесятилетняя династия Каджаров, которая сделала ставку на тесное сотрудничество с Британской империей. Мощная демократическая революция потрясла Иран практически одновременно с первой русской революцией 1905 года. Полтора последующих десятилетия проходили в режиме непрерывных потрясений и гражданской войны, что, в конечном счете, привело к военному перевороту и захвату власти «казачьим» полковником Пехлеви, основавшим наиболее известную и самую короткую в истории Ирана династию. Именно по завершении этого исторического отрезка на свет появляется будущий Великий аятолла Хоссейн Али Монтазери. Он родился в 1301 году по исламскому солнечному календарю (шамси), принятому в Иране, что соответствует 1922 году РХ. Местом его рождения стал небольшой город Наджафабад, расположенный в 24 километрах к западу от Исфагана. Семья будущего сподвижника Имама Хомейни принадлежала к кругу относительно небогатых землевладельцев. Однако отец Монтазери отличался набожностью и серьезным религиозным образованием. Изучение Корана и Сунны определяло духовную атмосферу дома. С семи лет Хоссейн начал заниматься изучением персидской литературы и основ арабского языка, а в двенадцать поступил в исфаганскую семинарию. Когда ему исполнилось девятнадцать, Монтазери переехал в Кум и продолжил учебу в этом фундаментальном центре шиитского высокого богословия. Его учителями были выдающиеся теологи того времени, среди них Мохаммад Хасан Наджафабади, Дамад, Табатабаи и другие. В этот период происходит очень важное событие в жизни Монтазери: он встречается с другим ярким и талантливым юношей немного старше себя. Мортеза Мотаххари (будущий «Аллама»- кладезь божественной мудрости) учился в той же семинарии. Между молодыми людьми завязалась дружба, они выяснили, что их связывают многие вещи: неприятие политической ситуации родной страны, интерес к высокой теологии и тайнам «ирфана» (гнозиса), стремление освоить методологию философского мышления. Оба друга слушали курс лекций Табатабаи по философии, легшие в основу фундаментальной работы «Осуль-э-фельсефе». Они изучали тексты, собранные в «Асфар» - главном сочинении основоположника иранской теологической школы Моллы Садра. Но, вероятно, важнейшей частью их студенческой подготовки стало слушание лекций Рухоллы Хомейни по фикху и изучение под его руководством «Нахдж-оль-балага», собрания проповедей и посланий хазрата Али (АС). Именно в этот момент произошло превращение молодых пассионарных семинаристов Монтазери и Мотаххари в доверенных лиц и последователей будущего организатора иранской исламской революции. Время учебы Монтазери было, возможно, наиболее критическим в истории его родины после арабского завоевания и монгольского вторжения. Иран переживал время глубокого национального унижения. Видимо этот кризис, разворачивающийся в пространстве одной из древнейших цивилизаций мира на фоне мировой войны явного торжества тех сил, которые позднее будут названы «мировым высокомерием» и привели молодых клерикалов к принципиально новому пониманию своей роли и миссии в истории. Аятолла Монтазери прошел долгий и мучительный путь борьбы, ссылок и тюрем в то боевое давцатипятилетие, которое отделяет переворот, устроенный американцами против патриотического Премьер-министра Мосаддыка в начале 50-ых, от победы Исламской революции в 1979г. Во время пребывания Хомейни в иракской эмиграции Монтазери совершил к нему тайную поездку, информация о которой, тем не менее, дошла до САВАК. На обратном пути его арестовали, с этого момента начался долгий и мучительный путь, на котором Монтазери обнаружил удивительные для теолога бойцовские качества. В какой-то момент шахские власти выслали его в Тебриз, рассчитывая, что в азербайджанской среде персоязычный проповедник окажется в изоляции. Но уже через несколько месяцев мечеть, предоставленная ему для проповедей тебризским пятничным имамом, была полна прихожанами, как местными, так и приезжими. Под стать ему был и его старший сын Мохаммад Монтазери, впоследствии ставший шахидом. САВАК неоднократно арестовывала его и в какой-то момент шахские палачи решили сломить упорство обоих Монтазери. Мохаммада избивали на глазах отца, били по глазам и по ушам, рвали ногти (в результате он потерял слух и частично зрение). Когда они убедились, что их жертва переносит пытки со стоическим упорством, саваковцы принялись пытать отца теперь уже на глазах сына. Им так и не удалось добиться ни признаний, ни отречений. Отец и сын Монтазери, вынеся нечеловеческие мучения, поставили шахскую охранку перед фактом ее полной беспомощности. Неоднократно предпринимались попытки убить Монтазери во время арестов, но каждый раз гигантские демонстрации протеста заставляли режим отступить… После исламской революции Хоссейн Али Монтазери оказался ближайшим и наиболее доверенным сподвижником своего бывшего семинарского профессора Аятоллы Имама Хомейни. Никто в Иране не сомневался, что Монтазери является естественным преемником Хомейни на посту верховного лидера. Не все были этим довольны. Наиболее активно интриги против Монтазери проявились в 1982 г. после двух лет жестокой войны, навязанной Ирану Саддамом Хусейном. Именно Монтазери в самом начале войны предложил превратить ее из противоборства двух государств в войну иракского народа против своего тирана. «Мы должны вооружить иракских военнопленных и помочь восстанию иракских мусульман против Саддама. Это отнимет у него возможность вести пропаганду, будто речь идет о войне арабов против персов», - говорил Монтазери. Трудно переоценить роль, которую тогдашний преемник Хомейни сыграл в распространении диалога между шиитами и суннитами и расширении теологического кругозора в важнейших пространствах исламского мира. Так, вскоре после Исламской революции, именно к нему обратились лидеры иранского Курдистана, с чьей помощью он реализовал там проект религиозного центра. Фактически это избавило курдское суннитское духовенство от необходимости получать образование в Египте и Саудовской Аравии. Аналогичные центры были созданы Аятоллой Монтазери в зонах проживания туркмен и арабов, но курдский остался наиболее известным и эффективным. Особое внимание Монтазери уделял палестинскому вопросу. Мало кто знает о роли, которую он сыграл в разработке проекта «День Кодс» - всемирного исламского дня солидарности с борющейся Палестиной, который обычно связывают с именем Имама Хомейни. Благодаря усилиям аятоллы Монтазери были направлены серьезные человеческие и материальные ресурсы на укрепление исламской идеологии и теолого-правовой культуры в палестинском движении. Хоссейн Али Монтазери никогда не был понят до конца ни своими противниками, ни, тем более, своими так называемыми «друзьями». Многие полагали его либералом и реформистом, исходя из того, что он критиковал определенные аспекты политического устройства ИРИ. Так, в частности, Монтазери обращал внимание на то, что в организации верховной власти в Иране ни всё идеально, нет пока гармонии. Однако, было бы серьезной ошибкой видеть в этом «либерализм» усопшего аятоллы. В действительности, Монтазери такой точкой зрения лишь обозначал свою фундаментальную верность учению об ожидаемом Махди (да ускорит Аллах его приход), который вплоть до Своего проявления не имеет наместников, обладающих правом действовать непосредственно от Его имени. В этом и заключается суть учения о «великом сокрытии», которое в шиитской теологии никто не отменял. Никем не понятая политическая позиция аятоллы Монтазери была лишь оборотной стороной его безусловно ответственного подхода к тайнам гнозиса. Уход Мотазери с исторической сцены завершает эпоху великих аятолл, когда на какой-то период иранское духовенство вышло на передние рубежи исламской политической стратегии. Нет сомнения, что это одна из неоднозначных, но, тем не менее, славных страниц в истории мировой исламской общины. Иран.ру
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий