07 июня 2008
Конгресс США готовится рассмотреть законопроект, который запрещает сотрудничество с Россией в гражданской ядерной энергетике. Такой запрет мотивируется тем, что Россия, мол, взаимодействует с Ираном, Северной Кореей и Сирией в области ядерного партнерства и поставок вооружений. Об этом РИА «Новости» сообщил представитель секретариата Палаты представителей конгресса США. Притом, что ровно месяц назад, 6 мая 2008 года, в Москве Россия и США заключили межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии! Российскую сторону представлял глава госкорпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко, американскую - чрезвычайный и полномочный посол США в России Уильям Бернс. Договоренность определяет основные принципы, на которых в дальнейшем будут основаны отношения двух государств в области использования атомной энергии. Оно, кстати, открывает перед Россией широкие перспективы на атомном рынке США, капиталоемкость которого составляет миллиарды долларов. Во всяком случае, благодаря этому соглашению шансы наших атомщиков на получение выгодных заказов повысились. Кстати, достижение взаимопонимания в этой сфере высоко оценил президент США Джордж Буш. 13 мая он обратился к законодателям с просьбой поддержать это соглашение. И тут его инициатива натолкнулась на жесткую оппозицию. Конгрессмен-демократ Эдвард Марки распространил открытое письмо, в котором раскритиковал российско-американскую договоренность. Марки обвинил Россию в таких «смертных грехах», как содействие ядерной программе Ирана и поставки в эту страну систем противовоздушной обороны. Конгрессмен при этом опирался на данные из доклада директора национальной разведки США, в котором утверждается, что содействие России «помогло Ирану продвинуться в самодостаточности в производстве баллистических ракет», сообщает РИА «Новости». И, как видим, усилия Марки в деле срыва уже подписанного соглашения в какой-то мере увенчались успехом - теперь конгресс США будет обсуждать специальный законопроект, блокирующий московские договоренности. Отметим, что эксперты, оценивавшие соглашение, обращали внимание на то, что американская сторона не допустит на свой ядерный рынок российских бизнесменов в одностороннем порядке. А это означает, что взамен Вашингтон потребует от Москвы определенных уступок, которые на момент заключения соглашения не афишировались. Тогда высказывалось мнение, что США заинтересованы в том, чтобы Россия свернула или хотя бы ограничила свое сотрудничество с Ираном, и, возможно, именно это требование и было выдвинуто американской стороной. Данная точка зрения косвенно подтверждалась тем, что в начале мая Россия присоединилась к санкциям ООН против Ирана. Напомним, что 3 марта 2008 года СБ ООН принял резолюцию 1803, в которой отмечалось, что, несмотря на требования Совбеза, Иран не прекратил работы по обогащению урана и не возобновил полноценного сотрудничества с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). А 5 мая 2008 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о присоединении России к санкциям Совета Безопасности ООН против Ирана. Таким образом, если эксперты правы, то Москва выполнила свою часть договоренностей, а вот Вашингтон вполне способен отказаться выполнять условия московского соглашения. В очередной раз мы убеждаемся, что договороспособность американской стороны, как минимум, оставляет желать лучшего. В 1980-х годах, во время печально известной перестройки поведение Москвы характеризовалось целым рядом односторонних реальных уступок - в обмен на пустые обещания Запада. Данная практика перекочевала и в 1990-е годы. Широкую огласку в прессе, в частности, получили условия договоренностей, заключенных в 1995 году в рамках российско-американской Комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству, которая сокращенно именовалась «комиссия Гор-Черномырдин» (по фамилиям возглавлявших ее с обеих сторон лиц). Тогда Вашингтон уломал Москву свернуть многие выгодные направления сотрудничества с Ираном (по линии поставки вооружений и военной техники), а взамен обещал России снять запрет на импорт высокотехнологической продукции. Свои обещания Москва тогда выполнила, отказавшись от многих выгодных контрактов с Ираном. А вот Вашингтон и не думал следовать своим обязательствам. В последнее время Россия не давала поводов говорить о возврате к порочной практике 1990-х. Сегодня наша страна способна отстаивать свои интересы на мировой арене и уже не пойдет на односторонние уступки. Так что вполне возможно, что сейчас американцы проверяют Россию на прочность: смотрят, удастся ли провести нехитрую двухходовку, добившись от Москвы реальных шагов, выгодных Вашингтону, но не выполнив свою часть соглашений. В этой связи хотелось бы отметить, что экономический, политический и военный потенциал России действительно сейчас позволяет нашей стране следовать своим независимым курсом, поэтому нет никакого смысла поддаваться внешнему давлению. Журналист KM.RU обратился к гендиректору Центра изучения современного Ирана Раджабу Сафарову для того, чтобы он прокомментировал сложившуюся ситуацию. - Для специалиста очевидно, что у американцев была затея добиться от России присоединения к антииранской резолюции Совета Безопасности, которая была принята в начале марта. На протяжении новейшей истории США требовали от России уступок по всему спектру международных проблем. Взамен Вашингтон обещал очень многое, но ни по одной из этих позиций американцы своих обещаний не выполняют. Так было при расформировании Варшавского договора, так было и с обещаниями, что на территории СНГ не будет никакого присутствия НАТО и американских войск, так было и по отношению к экономическим и энергетическим интересам России в Ираке, и так далее, и тому подобное. И сейчас мы еще раз видим ситуацию, которая повторяется из года в год. Когда это соглашение было подписано, у меня было ощущение, что мы наступаем на те же грабли! Велика вероятность того, что конгресс не утвердит это соглашение, или - в лучшем случае - его обсуждение займет очень много времени. Фактически это - саботаж. Они (американцы. - Прим. KM.RU.) добились своего. Дело в том, что, присоединившись к резолюции СБ ООН, Россия примкнула к антииранской коалиции, и Иран это воспринимает как однозначный недружественный шаг. Кстати, решение России поддержать резолюцию СБ ООН было несколько неожиданно для Тегерана, поскольку между Ираном и Россией постоянно шли политические переговоры. Содержание этих переговоров предполагало углубленные и долгосрочные отношения, в том числе и в энергетической сфере. Иран готовился предложить России строительство еще двух новых атомных станций общей стоимостью в $4 млрд. Маловероятно, что теперь Иран предложит России эти проекты. Источник:"KM"
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий