Стратегическое планирование социально-экономического развития Ирана

10 октября 2007
A A A


О том, что иранский президент М. Ахмадинежад намерен уделять повышенное внимание вопросам стратегического планирования социально-экономического развития страны, было очевидно исходя из предвыборных программ и первых шагов молодого неоконсерватора на посту главы исполнительной власти. Новое подтверждение этому тезису нашлось в процессе согласования Пятого пятилетнего плана социально-экономического развития ИРИ, который не стал пустой формальностью и превратился сегодня в один из наиболее обсуждаемых и дискуссионных вопросов внутриполитической жизни иранского общества. Согласно политической практике, сложившейся в Иране после революции 1979 г., предусмотрено плановое развитие основных отраслей социальной и экономической сферы, которое отображается во всеобъемлющем документе, декларирующем основные задачи и приоритеты развития. В последние годы, особенно при правлении реформаторов, план превратился в еще большую формальность, поскольку местами не отражал реальную ситуацию, а в ряде случаев носил номинальный характер вследствие изначальной невыполнимости поставленных задач. Кроме того, многие либеральные начинания, которые предлагались реформаторами, либо не допускались цензорами из клерикальной верхушки, либо, даже если они и отображались в плане, не получали полноценного практического применения. Но главным недостатком предыдущих планов, который нынешний иранский президент, по-видимому, решил восполнить, было отсутствие серьезных стратегических наработок перспективы развития, недостаточность экспертизы и прогнозов, слабый просчет альтернативных сценариев и непрофессиональная научно-исследовательская база. Неслучайно в последнее время авторы Четвертого пятилетнего плана развития, равно как и сам документ, неоднократно подвергались жесткой критике со стороны главы исполнительной власти. С учетом этих погрешностей М. Ахмадинежад, вопреки ожиданиям, решил отойти от традиционной схемы подготовки очередного пятилетнего плана развития. Манкируя предстоящей в иранском парламенте презентацией основных направлений плана развития, иранский президент, действуя в характерной для себя манере, совершил неожиданный ход. Он предложил изменить схему подготовки проекта Пятилетнего плана и издал указ, согласно которому эта работа возлагается на некий Совет высокого уровня, специально учреждаемый с целью подготовки концептуального документа стратегического планирования социально-экономического развития страны. При этом президент расширил временные и содержательные параметры — пятилетний план должен быть готов для имплементации к 2010 г. и должен базироваться на концептуальном Обзорном плане за 20 лет. После подготовки данного документа он, по предложению М. Ахмадинежада, должен быть представлен на утверждение Верховному лидеру, а затем передан на одобрение в правительство и иранский парламент (меджлис). О значении, придаваемом иранским президентом работе по стратегическому планированию социально-экономического курса, свидетельствует состав нового органа. Совет высокого уровня, по предложению президента, должен возглавить один из его ближайших соратников — первый вице-президент Ирана Парвиз Дауди. Секретарем Совета назначен другой сподвижник президента — вице-президент по вопросам стратегического планирования и мониторинга Амир-Мансур Баргеи. Кроме них, в состав Совета планируется включить 27 экспертов высокого уровня, специализирующихся в области экономики и социальной сферы. Состав Совета представляет интерес, поскольку включает как членов президентской команды (в их числе министр экономического развития Д. Данеш-Джафари, министр торговли М. Мирказеми, председатель Центрального банка ИРИ. Т. Мазахери), так и ряд «отставников», в числе которых бывший руководитель Организации управления и планирования Ф. Рахбар, бывший председатель Центрального банка ИРИ. Э. Шейбани, бывший министр промышленности и рудников А. Тахмасеби. Таким образом, президент решил сбалансировать этот новый орган и предложил бывшим реформаторским идеологам социально-экономического планирования разделить ответственность за разработку нового стратегического плана. М. Ахмадинежад также дал понять, что, несмотря на свою официальную непричастность к процессам подготовки стратегического плана, он намерен стать ее главным координатором. По всей вероятности, выработка принципиальных элементов документа будет происходить если не при его прямом участии, то, по крайней мере, после согласования с ним. Другая важнейшая мысль главы исполнительной власти — процесс подготовки нового стратегического плана социально-экономического развития должен быть максимально транспарентным и интегрированным в общество. Совет не только должен привлекать экспертное сообщество к процессам его непосредственной выработки, но и в ходе работы учитывать общественные настроения и потребности. Также немаловажно, что президент потребовал от своей администрации внесения принципиальных изменений в содержательную часть пятилетнего плана развития. Он настаивает, чтобы новый план развития был эффективным, оперативным и гибким с точки зрения поставленных задач и алгоритмов их реализации. Главный акцент в новом документе, считает М. Ахмадинежад, должен быть сделан на проблемах национальной экономики, местных нуждах и потребностях. Неотъемлемой задачей плана должно стать укрепление национальной безопасности, содействие обеспечению справедливости в политической, экономической и культурной областях, стимулирование развития научного потенциала страны. Итак, новая инициатива президента в области внутриполитического и внутриэкономического развития, идущая в русле предвыборных обещаний неоконсервативного движения, нацелена на укрепление статуса и значимости одного из важнейших концептуальных документов в области экономики и социальной сферы — пятилетнего плана развития. Такая мера, по мысли президентской команды, позволит решить целый комплекс взаимосвязанных задач с целью повышения стабильности и устойчивости социально-экономического развития. В их числе: первое — обеспечение более профессионального, научно обоснованного и глубокого подхода при составлении планов развития; второе — повышение качества анализа и степени прогнозирования развития иранской экономики. Рост персональной ответственности руководства социально-экономического блока правительства, принимающего непосредственное участие в разработке политики развития; третье — изменение процедуры подготовки плана развития, передача этой функции от Организации управления и планирования в сферу компетенции специально создаваемого для этих целей органа — Совета высокого уровня, который возглавит первый вице-президент страны. И, таким образом, повышение уровня политической значимости и ответственности за подготовку важнейшего социально-экономического документа страны; четвертое и, пожалуй, самое главное — расстановка новых акцентов и выделение приоритетных задач иранского правительства в экономической и социальной сферах на долгосрочную перспективу. В частности, президент не раз критиковал предыдущий, четвертый план развития, называя его «оплотом либерализма» и полагая, что он не отвечает основным задачам и требованиям исламского государства, является неэффективным и непрактичным. Новая стратегия, по мнению М. Ахмадинежада, должна быть основана на религиозных принципах и установках в целях защиты интересов исламского строя. А. М. Вартанян Институт Ближнего Востока
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.