Иран и МАГАТЭ. Солтание: облака не могут навсегда скрыть солнце

24 ноября 2006
A A A


Ниже приводится полный текст выступления постоянного представителя Ирана в МАГАТЭ Али-Асгара Солтание на сессии Совета управляющих МАГАТЭ. Перевод выполнен сайтом IranAtom.Ru Господин председатель! Прежде всего, я хотел бы поблагодарить от лица моей делегации Генерального директора МАГАТЭ, заместителя Генерального директора госпожу Анна Мария Сетто и её сотрудников за представленный доклад и технические брифинги по предложенным программам. Мы высоко ценим департамент МАГАТЭ по техническому сотрудничеству за его беспристрастность и профессионализм в деле подготовки программ по техническому сотрудничеству на 2007-2008 годы. Присоединяясь к заявлениям, сделанным уважаемыми послами Боливии и Кубы от имени большинства государств-участников МАГАТЭ – «Группы-77» и Китая, а также Движения неприсоединения – я обязан выразить искреннюю благодарность моего правительства за их бесценную поддержку. Господин председатель! В соответствии со статьёй III Устава, агентство имеет полномочия поддерживать и помогать в проведении исследовательских работ, а также в развитии и практическом применении атомной энергии в мирных целях во всём мире. Техническое сотрудничество МАГАТЭ является краеугольным камнем, гарантирующим способность агентства продвигать мирные аспекты атомной энергии по всей планете. Техническое сотрудничество МАГАТЭ – это главное поощрение для развивающихся стран, входящих в агентство. Одной из серьёзных проблем МАГАТЭ является существующий механизм финансирования технического сотрудничества через добровольные вклады. Несправедливо то, что основной механизм агентства поддерживается на непредсказуемой и негарантированной основе, в то время, как деятельность по осуществлению гарантий ведётся из средств регулярного бюджета. Пожелания развивающихся стран в этой связи полностью игнорируются на протяжении последних десятилетий. Мы неоднократно наблюдали, как доноры брали на себя роль надзирателей, даже вмешивались и навязывали свои политически мотивированные и дискриминационные подходы к процессу технической оценки проектов в Секретариате, под тем предлогом, что они финансируют проекты технического сотрудничества. Такое положение дел должно быть незамедлительно исправлено. Господин председатель! Очень печально, что комитет по технической помощи и сотрудничеству политизирован. Я хотел бы вновь привлечь внимание к принципам, записанным в статье III Устава. При выполнении своих функций, агентство не должно увязывать помощь государствам-участникам с любыми политическими, экономическими, военными или иными условиями, несовместимыми с Уставом. Я хотел бы также напомнить о документе МАГАТЭ INFCIRC/267, принятом Советом управляющих, в котором говорится, что оказание технической помощи составляет существенную и высокоприоритетную функцию агентства, и ответственность за её реализацию лежит на всех департаментах Секретариата. Господин председатель! Последней по порядку, но не по значению, в моём списке стоит резолюция 50-ой Генеральной конференции агентства GC (5)/RES/10, где напоминаются цели и функции МАГАТЭ в этой связи: Поощрять государства-участники к осуществлению требуемой агентством деятельности по укреплению ядерной и радиационной безопасности, безопасности транспортировок и радиационных отходов; Поощрять Секретариат к исполнению более интегрированного процесса оценки приоритетов безопасности и встроить данный процесс во все свои виды деятельности; Поощрять Секретариат и государства-участники к эффективному использованию ресурсов технического сотрудничества с МАГАТЭ для дальнейшего укрепления безопасности. Господин председатель! Моя делегация разочарована действиями некоторых государств-участников, которые выступили с возражениями против проекта, предложенного Секретариатом после тщательного изучения различными департаментами агентства. Политически мотивированный отказ не только политизирует комитет по техническому сотрудничеству, но и ведёт к появлению серьёзных вопросов о беспристрастности и профессионализме департамента технического сотрудничества и ослабляет конструктивную роль агентства в продвижении мирного использования ядерной энергии в наиболее безопасной манере. Господин председатель! Несмотря на тот факт, что Секретариат убедительно описал все технические, финансовые и юридические аспекты проектов, предложенных Ираном, в ходе двух интенсивных технических брифингов, я хотел бы добавить следующие разъяснения для упрощения принятия решения комитетом по техническому сотрудничеству: Тяжёловодный реактор IR-40 предназначен для замены реактора TRR мощностью 5 МВт(тепловых) после завершения срока службы последнего; Реактор IR-40 спроектирован и сооружается для целей производства радиоизотопов для медицинского, сельскохозяйственного и промышленного применения; Потенциальные поставщики отказали Ирану в приобретении даже легководного реактора на замену TRR – поэтому Ирану пришлось полагаться на собственные возможности при строительстве нового исследовательского реактора; Причиной, по которой Иран принял решение выбрать тяжёловодный вариант, стал тот факт, что подобные реакторы могут работать на природном уране, в то время как легководные реакторы требуют обогащённый уран (порядка 22%); исходное топливо реактора TRR было получено из Соединённых Штатов и имело обогащение 93%; В момент принятия решения о строительстве реактора IR-40 – примерно десять лет назад – Иран не был уверен в том, что сможет добиться успеха в деле обогащения урана; Агентству была предоставлена полная и детальная информация о проекте и ходе сооружения реактора IR-40; инспектора посетили площадку реактора и завод по производству тяжёлой воды, так что необходимо сказать, что данный проект полностью соответствует требованиям соглашения о гарантиях; Предлагаемый проект по техническому сотрудничеству касается только получения рекомендаций агентства по ядерной безопасности, которая является первым приоритетом среди всех задач МАГАТЭ по укреплению безопасности эксплуатации ядерных реакторов во всём мире; Иран не просит ни о каком сотрудничестве при сооружении реактора, по поставке ядерного топлива или оборудования; Иран просит только о проведении миссий экспертов МАГАТЭ для оценки безопасности проекта; Иран делает вклад в размере почти половины от требуемого для проекта бюджета в виде правительственного взноса; Лаборатории и горячие камеры на реакторе IR-40 не предназначаются для химпереработки ОЯТ; детальная информация в этой связи была передана агентству; Небольшой исследовательский проект, существовавший в Иране, был закрыт более десяти лет назад, поэтому фраза «Приостановка деятельности по химпереработке» в резолюции Совета Безопасности ООН является неверной и противоречащей реальности. Как отмечал Генеральный директор МАГАТЭ в своём последнем докладе, в Иране не ведётся никаких работ по химпереработке. Таким образом, резолюция Совета Безопасности не имеет юридической основы. Господин председатель! Организация по атомной энергии Ирана решительно настроена продолжить строительство и ввести реактор IR-40 в строй как можно скорее для удовлетворения растущих нужд в радиоизотопах, особенно для лечения раковых больных. Предлагаемый проект по техническому сотрудничеству привёл бы к расширению присутствия МАГАТЭ на реакторе IR-40, поскольку к инспекторам там прибавились бы также специалисты по безопасности. Такое предложение является очередным доказательством политической воли Исламской Республики к полной транспарентности, а также озабоченности Ирана вопросами безопасности своей мирной ядерной программы. Господин председатель! Так как определённые государства, к большому сожалению, политизировали этот технический орган, то я вынужден сделать следующее заявление. Анализируя развитие событий за прошедшие четыре без малого года в МАГАТЭ и Совете управляющих, можно заключить – если бы Иран не являлся участником ДНЯО, то его «ядерное досье» не было бы включено в повестку дня, не были бы приняты резолюции, не проводились бы обширные инспекции, ядерное досье не передавалось бы в Совет Безопасности ООН, а предлагаемые гуманитарные проекты не анализировались бы столь тщательно в комитете по техническому сотрудничеству. Именно такая оценка оказывается справедливой для случая Израиля. Постыдно, что такие страны, что публично позиционируют себя как явных приверженцев ДНЯО – такие, как Канада или Австралия – не берут на себя труд задуматься над этим аспектом и хотя бы поднять вопрос об условиях технического сотрудничества с государством, не входящим в ДНЯО, имеющим тёмную репутацию из-за многочисленных нарушений резолюций МАГАТЭ и ООН, а также категорически отвергающим соглашение о гарантиях с МАГАТЭ – а именно, Израилем. Израиль располагает ядерными объектами, в том числе, тяжёловодным реактором, полученным от Европы и США. Израильский реактор не только не стоит под гарантиями МАГАТЭ, но и не эксплуатируется в соответствии со стандартами МАГАТЭ по безопасности. Израиль отвергает даже предложения посетить его реактор специалистам по безопасности для выдачи рекомендаций. В связи с этим, имеется серьёзная озабоченность по поводу работы израильского реактора и связанных с этим выбросов радионуклидов в атмосферу. Поразительно, что правительства вышеперечисленных стран считают, что эта горькая реальность может сохраняться в секрете от широкой общественности! Хотя западные СМИ пытаются скрывать факты об израильском реакторе, благодаря современным глобальным коммуникационным системам, такие новости распространяются по всему миру за считанные секунды и доходят даже до глухих деревень в развивающихся странах. Рано или поздно, правительствам вышеперечисленных стран придётся держать ответ за обман своих народов и международного сообщества. Иранская пословица гласит: «Облака не могут навсегда скрыть солнце». Господин председатель! В завершение, я хотел бы сказать, что комитету по техническому сотрудничеству следует воздерживаться от политики, которая, без сомнения, ставит под угрозу дух сотрудничества между государствами-участниками. Вместо этого, комитет должен работать над укреплением сотрудничества между развивающимися и развитыми странами. Принимая во внимание данные выше разъяснения, а также описания, разъяснения и заверения, представленные Секретариатом, принятие комитетом всех технических проектов, предложенных развивающимися странами, укрепит развивающиеся страны в мысли о том, что агентство предпринимает необходимые шаги для укрепления своей роли по продвижению безопасного применения атомной энергии в мирных целях во всём мире.
Источник: IranAtom.Ru

Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.