31 августа 2006
31 августа истекает срок ультиматума, предъявленного Ирану Совбезом ООН. Ровно месяц прошел с момента принятия резолюции, согласно которой до 31 августа исламская республика должна была прекратить работы по обогащению урана. В случае невыполнения этого требования, ей были обещаны суровые экономические санкции — на основании статьи 41-й, главы 7-й Хартии ООН. В ответе Ирана на предложение пяти постоянных членов Совбеза (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания) и Германии, переданном 22 августа, говорится лишь о возможности прекращения «урановых работ» после переговоров, а не в качестве условия для их начала. А будут ли санкции? Вопрос о санкциях пока остается открытым, но очевидно одно: Тегеран не собирается сворачивать свою ядерную программу. На днях президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что «момент использования группой «5+1» Совета Безопасности ООН в качестве инструмента давления на Иран миновал». На пресс-конференции в Тегеране он вновь повторил, что «никто не может запретить Ирану использовать мирные ядерные технологии». В итоге Совбез ООН намерен обсудить возможные санкции после рассмотрения соответствующего доклада Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) о продолжении Тегераном обогащения урана и других работ по ядерной программе. Опасная игра в кошки-мышки, затеянная Ираном со странами «шестерки», впрочем, может не иметь серьезных последствий. Большинство экспертов склонно полагать, что санкций не будет. А если будут – то формально-условные. Но в любом случае «иранская проблема» представляется столь масштабной, что, как ни крути, касается всех крупных игроков международной политики. И в немалой степени – России. Каждая «урановая новость» из Тегерана – головная боль для нефтяников. Скажет Иран, что готов к переговорам – мировая цена на нефть падает, пригрозит продолжением ядерной программы – взлетает. И так – до бесконечности. Москве, в определенной степени, такая ситуация на руку, но с другой стороны, крупнейшему в мире экспортеру нефти негоже полагаться на сиюминутную конъюнктуру. Слишком рискованно. С Ираном — дружить Но дело, понятно, этим не ограничивается, и для Москвы возможность применения к Тегерану жестких экономических мер – не пустой звук. Заинтересованность РФ в Иране как в надежном бизнес-партнере велика, и гипотетические санкции Совбеза грозят России неприятностями. Насколько серьезными – вопрос дискуссионный и даже немного виртуальный. Так или иначе дружить с Ираном надо и портить отношения с ним для России крайне нежелательно. Напомним, что сейчас кроме затянувшейся достройки Бушерской АЭС (подряд на $800 млн), РФ участвует в разведке газовых месторождений на юге страны, в Иране работают российские нефтяные компании. Еще есть сотрудничество в космической отрасли и ВТС (контракт на поставку 30 ракетных комплексов ТОР-М1 на сумму более $700 млн), реализуется проект по Каспию (морской транзит «Север – Юг»). Товарооборот двух стран в минувшем году превысил $2,5 млрд. Хотя надо признать, что эти цифры для России не особо и существенны. К примеру, товарооборот с Германией почти в 6 раз больше ($12,8 млрд), с Нидерландами и Италией– почти в 5 ($10,5 млрд и $9,5 млрд соответственно), с Китаем – в три раза — $7,5 млрд. Про США можно и не говорить. «Атомные» перспективы А вот перспективы экономического присутствия России в Иране — куда интереснее. По оценкам российского МИДа, в перспективе стороны планируют осуществить ряд проектов более чем на $ 8 млрд. Но и это – далеко не предел. Согласно иранской правительственной программе в ближайшие годы в стране планируется построить атомные электростанции, общая мощность которых составит 25 МВт. Проще говоря – 25 АЭС. Построить одну такую станцию без инфраструктуры стоит $800 млн, с инфраструктурой – уже $ 1,2 млрд. Умножаем на 25 и получаем $30 млрд. Это уже серьезно. Это подряды на долгие годы, и за такой куш стоит побороться. И у России в этой борьбе есть неплохие шансы. Как заявил «Росбалту» гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров, «на сегодня российские компании – кандидат номер один на эту работу». «Россия – один из основных игроком на иранском энергетическом поле, важный и стратегический партнер Ирана, — считает Сафаров. — Шансы на получение подрядов хорошие, но, безусловно, дипломатические отношения России с Ираном будут играть здесь немаловажную роль. В Тегеране отметили, что Россия подписалась под резолюцией Совбеза ООН от 31 июля. Подписался там и Китай. Скорее всего, это было сделано, чтобы поторопить Иран с ответом, но если РФ продолжит следование позиции США и их партнерам, ни к чему хорошему в экономическом сотрудничестве РФ и Ирана это не приведет». При этом эксперт подчеркнул, что участие России в строительстве этих АЭС – не только существенные прибыли, «это развитие и конкурентоспособность отечественной атомной энергетики, это престиж России». «Мы уже потеряли Индию и Китай как партнеров по этой отрасли. Иран – фактически единственная наша перспектива здесь», — считает эксперт. С Сафаровым солидарен вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин, который также считает, что у российских энергетических компаний есть «все шансы выиграть тендеры на строительство иранских АЭС». «Иран ориентируется на качество, а пример работы в Бушере – хорошее тому подтверждение. Испортить отношения с Тегераном для нас – значит потерять в перспективе эти контракты». Нефтегаз – кто на нас? Помимо атомной энергетики для России в иранской экономике есть и другие перспективные направления. В частности, нефтяная отрасль. В Иране катастрофически не хватает мощностей по переработке нефти. Парадокс, но один из крупнейших мировых экспортеров «черного золота» 80% готовых нефтепродуктов ввозит из-за рубежа. «Это также шанс для российских компаний, — считает Владимир Анохин. – Главный здесь конкурент для нас — Китай. Либо созданием этих мощностей займемся мы, либо китайцы. Пока наша кандидатура смотрится предпочтительнее, но в Тегеране будут смотреть на позицию РФ по антииранским санкциям. Этот момент может стать определяющим». Президент Института Ближнего Востока РАН Евгений Сатановский считает, что РФ и Китай будут конкурировать «за подряды на добычу нефти на иранских шельфах». «Здесь, правда, вопрос куда менее политический, а скорее чисто технологический, связанный с принципиально разнящимися технологиями переработкой нефти разных марок – нашей Urals, и иранской Iran», — указывает он. Сотрудничество в газовой отрасли таким же перспективным не назовешь. По сути РФ и Иран являются не только партнерами в этом секторе, но и реальными конкурентами. Так что в ближайшем будущем вряд ли стоит ожидать появления своего рода «газового ОПЕКа», в который бы вошли крупнейшие экспортеры газа — РФ, Иран и, возможно Туркмения. «В отдаленном будущем это возможно, но пока планка конкуренции между Россией и Ираном здесь высока. Когда она будет сбита, может, стороны и договорятся», — отмечает Сатановский. В целом же партнерство Москвы и Тегерана в нефтегазовом секторе в перспективе могло бы дать обеим странам существенные преимущества. По мнению Раджаба Сафарова, «в таком союзе РФ и Иран смогут задавать тон мировой политики ценообразования не только на нефтяном, но и на газовом рынке. «Это огромные преимущества», — подчеркнул эксперт. В сфере ВТС, по словам Сафарова, совместная работа могла бы быть намного активнее, «если бы Россия не так оглядывалась на США». «Из-за этой осторожности мы теряем контракты на миллиарды долларов, — полагает эксперт. — Россия не поставляет в Иран современное оружие, и ракеты ТОР-М1 – лишнее тому подтверждение». Лучше синица в руках... Потеряв Иран, Россия лишится, может, и не слишком существенных, но вполне реальных доходов, и весьма неплохих перспектив придать этим доходам существенность. Трудно представить, что Москва готова на это даже ради «заманчивых» обещаний США. «Вашингтон может пообещать и гарантированное устранение проблем при вступлении России в ВТО, и снятие всех ограничений по торговле между РФ и США, и многое другое, — считает Сафаров. – Теоретически, могут и уговорить (участвовать Россию в антииранских санкциях на условиях Совбеза ООН – «Росбалт»). Но это вряд ли случится по одной простой причине – в США не надеются, что Совбез введет санкции. У него нет доказательной базы военной направленности иранской ядерной программы, Иран готов к переговорам, и вполне аргументировано обосновал свою позицию в отношении трактовки странами «шестерки» норм международного права». По мнению же Сатановского, «доходы от сотрудничества с Ираном – они здесь и сейчас, и сегодня и завтра, а сомнительные обещания Запада не стоят того, чтобы отказываться от реальных прибылей». «При этом важно помнить, что Иран для России – это в первую очередь, перспективный бизнес, и это понимают в мире. Прибыль хороша в своем кармане, и ее никто не будет менять ее на абстрактные идеалы. По этим правилам живут все», — подчеркнул Сатановский. Оптимизм не покидает В то же время эксперт считает, что вопрос о санкциях «вряд ли вообще навредит российским экономическим интересам в Иране». «Без согласия России санкции не пройдут, — отметил Сатановский. — А это означает, что если Совбез все же решится их ввести, ему потребуются согласовать их с Москвой. Достижения отечественной дипломатии в дальнем зарубежье в последние годы можно охарактеризовать как выдающиеся, и это вселяет оптимизм. Здесь, скорее всего, Россия не поступится своими интересами, и легко сохранит отношения с Ираном. Ситуация в принципе беспроигрышная». Иран – важный партнер России. По словам президента РФ Владимира Путина, российско-иранское сотрудничество стало заметным фактором, способствующим укреплению безопасности и стабильности как в регионе, так и в мире. Иран нужен России, он выгоден. Тегерану также выгодна Москва. По мнению Евгения Сатановского, в этой ситуации, борясь за свой законный бизнес-интерес, РФ важно сохранить статус-кво, не став ни «зонтиком» Ирана от нападок Запада, ни «тараном», которым США и партнеры будут «взламывать ворота Тегерана». Илья Карлинский
Источник:
Росбалт.Ru
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий