25 февраля 2006
Шила Батт На следующей неделе в индийскую столицу прибудет президент США Джордж Буш. Но накануне визита американского лидера остаются нерёшенными множество вопросов. Какова судьба индо-американского ядерного соглашения, требующего от Индии разделить свою ядерную программу на военную и мирную части? Что ожидает индийскую ядерную программу в целом? Какова судьба индийской бридерной программы? Находится ли Индия под давлением со стороны Америки? Какие конкретные результаты могут быть достигнуты в ходе визита Буша? На эти и другие вопросы отвечает управляющий директор индийской газеты «Rediff» Шила Батт. Каково нынешнее положение дел в ходе реализации ядерной сделки с США? Все мы – журналисты, учёные, политики, атомщики, эксперты по стратегическим вопросам, заинтересованные люди, критики правительства и обычные читатели – обсуждаем не собственно индо-американскую сделку, которая до сих пор находится в процессе доводки, но наше понимание этого соглашения. Начиная с 18 июля 2005 года, мы говорим о политике сделки – но не о самой сделке. Две отобранные группы переговорщиков – индийская и американская – занимаются сейчас обсуждением условий сделки в ходе тяжёлых переговоров. Они уже договорились о четырёх стадиях её реализации: Выработка соглашения по плану разделения; Изменение американских законов в части, связанной с реализацией сделки; Обсуждение и установление системы гарантий для индийских гражданских ядерных объектов; Обсуждение дополнительных гарантий. Все названные четыре стадии требуют тщательного осмысления и анализа, а также единой позиции обоих государств. Отметим, что Китай прошёл через подобные переговоры с Америкой. Детали индо-американских ядерных переговоров пока не доступны широкой общественности. До настоящего момента, только руководитель атомного ведомства (DAE) Индии Анил Какодкар публично выразил свою озабоченность потенциальной передачей бридерной программы в гражданский сектор. Помимо Какодкара, никто из индийских официальных лиц не предавал гласности никаких подробностей переговоров. Статьями о ядерной сделке в Индии, США и остальном мире уже исписаны тонны бумаги, но ни одна газета и ни один эксперт не смогли назвать хотя бы одного имени участника двусторонней ядерной рабочей группы, помогающей Шияму Сарану и Николасу Бернсу. Ядерная сделка жива или мертва? Мы надеемся, что в ходе визита Буша в Дели появятся новые результаты. Мы рассчитываем, что будет достигнуто такое соглашение, которое позволит убедить американский конгресс внести требуемые поправки в национальное законодательство США. Индийцы не должны забывать о том, что США, Китай и другие государства, владеющие ядерным оружием, обеспокоены ядерной программой Индии, так как подозревают – Индия продолжает накапливать плутоний. Озабоченность «ядерной пятёрки» – это один из главных тормозов, сдерживающих выход Индии из режима международных санкций. До тех пор, пока мир не приобретёт уверенность в связи с гарантиями для всех атомных энергоблоков в Индии, которые будут сооружаться в стране с иностранной помощью, а также в связи с гарантиями для уже имеющихся в Индии мирных энергоблоков, о сделке с США не может быть и речи. В те годы, когда США рассматривали своё потенциальное участие в развитии мирной атомной программы Китая, высказывались практически такие же аргументы, велись такие же споры и выдвигались такие же аргументы. Однако есть и важное отличие от примера с Китаем. КНР участвует в ДНЯО и с недавних пор входит в ГЯП. Это означает, что условия ядерных сделок с Пекином будут несколько другими, чем условия сделок с Дели. И Индии нужно с подобающим вниманием отнестись к смыслу и логике аргументов США. Если США могут помочь атомной программе Китая, то почему они не могут сделать того же для Индии? Мы верим, что президент Буш и премьер-министр Манмохан Сингх смогут открыть новую главу в индо-американских отношениях, в том числе, и в областях безопасности и энергетики. В ходе нынешнего визита Буша, лидеры двух стран, вероятно, сделают новое совместное заявление. Мы также можем предположить с большой уверенностью, что 03 марта 2006 года в индийских газетах не будет заголовков типа «Ядерная сделка между Индией и США сорвалась». Как говорят высокопоставленные источники в индийском правительстве, ястребы от нераспространения потерпят поражение. Не только США, но и Китай может принять участие в развитии индийской ядерной программы. В ходе своей поездки в Пекин, секретарь МИД Индии Шиям Саран сделал всё возможное, чтобы убедить Китай в острой нужде Индии в энергии. «Не стоит удивляться, если китайские ядерные технологии появятся в Индии вскоре после заключения индо-американской сделки», – говорит эксперт по китайскому направлению Срикант Кондапалли. Почему сомнения и страдания доктора Какодкара стали достоянием общественности? Почему у некоторых складывается впечатление, что правительство Манмохана Сингха работает под давлением Вашингтона? Прежде всего, не стоит забывать, что Индийский национальный конгресс (ИНК) не стал задействовать все имеющиеся у него возможности для поддержки действий кабинета Манмохана Сингха – в прямую противоположность действиям «Бхаратия джаната парти» (БДП), в своё время активно помогавшей своему правительству в те годы, когда премьер-министр от БДП Атал Бихари Ваджпаи вёл переговоры с США. Я хочу напомнить также слова американского эксперта Джорджа Перковича о том, что именно Индия была инициатором ядерной сделки с США. Программа «Следующие шаги в стратегическом партнёрстве» (NSSP), принятая в годы правления Ваджпаи, включала в себя упоминание о «диалоге в сфере мирной атомной энергетики». Между прочим, ранее Вашингтон не выказывал никакого интереса к ядерному сотрудничеству с Индией. Стоит отметить, что, в свою очередь, никто в Индии не обвинял Ваджпаи в действиях, идущих вразрез с национальными интересами страны. А ведь советник по национальной безопасности в кабинете БДП Браджеш Мишра признал публично, что вносил на обсуждение американцев предложение о разделении индийской ядерной программы. Нынешний премьер-министр Индии Манмохан Сингх – учёный, а не прожженный политикан. Он не способен донести свои идеи до широких масс, и ему всё ещё предстоит освоить искусство обращения с решениями общенациональной важности. Атмосфера вокруг ядерной сделки сильно испортилась из-за того, что ястребы в Вашингтоне зашли слишком далеко в своей кампании против Индии. Ни индийское правительство, ни политические круги в Дели не сделали ничего, чтобы противостоять аргументам своих критиков из США. Разумеется, атаки американских ястребов стали составной частью американского плана по получению психологического преимущества в диалоге с Индией. Но уже 02 марта 2006 года мы узнаем, кто из двух сторон – Индия или США – оказался лучшим переговорщиком. Но представляется, что вспышка эмоций со стороны доктора Какодкара помогла Индии. Иностранные дипломаты считают, что доктор Какодкар, отвечающий сейчас как за военную, так и гражданскую ядерную программу Индии, имеет право публично высказывать свои сомнения. Его аргументы расцениваются как «разумные и ясные». Высокопоставленный представитель индийского правительства напомнил нам, что Манмохан Сингх заверил народ Индии – ядерной сделке с США будет дан зелёный свет только после получения одобрения от доктора Какодкара и, в его лице, всего индийского атомного истеблишмента. Как представляется, два заместителя Какодкара, входящие в состав рабочей группы при Шияме Саране, уже смогли прийти к выводу, что в ходе разделения военные ядерные объекты страны не попадут в гражданский список. От Индии требуется представить «вызывающий доверие и транспарентный» план по разделению, однако международный контроль будет введён только для гражданских ядерных объектов, но не военных. В состав рабочей группы при Саране входит также старший офицер из Организации оборонных НИОКР (Defence Research and Development Organisation). Он находится в постоянном контакте с начальником Генштаба индийских вооружённых сил генералом Дж.Дж.Сингхом и информирует последнего о всех деталях обсуждаемого плана разделения. Доктор Какодкар ясно сказал, что программа быстрых реакторов-размножителей необходима для сохранения минимального сдерживания. Поэтому, бридерная программа не будет включена в список гражданских ядерных объектов. Однако, научно-исследовательские центры, участвующие в бридерной программе, будут, скорее всего, поставлены под гарантии МАГАТЭ. Что же произойдёт с индийской бридерной программой? Посол Индии в США Ронен Сен, в конце 80-ых годов работавший в индийской Комиссии по атомной энергии, дал чётко понять – бридерная программа не пострадает от ядерной сделки с США. В долгосрочной перспективе, более важно говорить о технической стороне гарантий. Какой тип гарантий может принять Индия? Насколько интенсивно будет их осуществление? Сколько различных гарантий может осуществляться на индийских атомных объектах? Эти и другие вопросы должны быть тщательно обсуждены в будущем, если сделка с США начнёт набирать ход. Стальных нервов от индийских переговорщиков потребует и обсуждение всех вопросов по сделке с представителями МАГАТЭ. Маловероятно, что индо-американская сделка сорвётся. Ведь оба государства поставили на неё слишком много. Таким образом, беспокоиться о разделении индийской ядерной программы не надо? Разделение – очень важный вопрос. Как отмечал доктор А.Н.Прасад, речь идёт о сфере национальных интересов Индии. Индия расценивает заявление Буша-Сингха от 18 июля 2005 года как своё признание в качестве державы, обладающей ядерным оружием. США, в свою очередь, смотрит на ядерную сделку с Индией сквозь призму нераспространения, бизнес-интересов и стратегического партнёрства в Южной Азии. И данное фундаментальное различие в подходах двух стран стало только более отчётливо выраженным за дни, прошедшие после 18 июля 2005 года.
Источник:
The Rediff
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий