04 февраля 2005
Пятое заседание Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (далее – Комиссия) состоялось в Москве с 14 по 17 декабря 2004 г., что соответствует с 24 по 27 азара 1383 г. Российскую часть Комиссии возглавлял Руководитель Федерального агентства по атомной энергии А.Ю. Румянцев, Иранскую часть - Министр экономики и финансов Исламской Республики Иран С.С. Хоссейни. Глава иранской делегации в ходе своего пребывания в Российской Федерации имел встречи с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым, Министром промышленности и энергетики Российской Федерации В.Б.Христенко, Министром транспорта Российской Федерации И.Е.Левитиным, и Президентом Российской торгово-промышленной палаты Е.М.Примаковым и обсудил вопросы, представляющие взаимный интерес. Стороны в ходе переговоров положительно оценили развитие торгово-экономических связей России и Ирана, подтвердили обоюдное стремление к их активизации и углублению, отметили важную роль Комиссии в достижении этих целей. В ходе переговоров, которые прошли в обстановке дружбы и взаимопонимания, были достигнуты следующие договоренности. 1. Договорно-правовая база сотрудничества Обе Стороны констатировали успешное развитие договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества. Было с удовлетворением отмечено, что в июле 2003 г. в ходе пребывания в Москве заместителя Председателя Иранской части Комиссии, заместителя Министра нефти Ирана г-на Хосейнияна был парафирован текст Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран (Меморандума). Стороны договорились завершить работу по подготовке текста Приложения к первой половины 2005 года. Стороны отметили, что в сентябре 2004 г. в Тегеране прошла встреча экспертов Сторон по согласованию проекта Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, и договорились завеМеморандуму в течение ршить работу по подготовке текста указанного Соглашения в течение первой половины 2005 года. Стороны выразили удовлетворение подписанием в марте 2004 г. в Москве Межправительственного соглашения о сотрудничестве в области карантина и защиты растений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельскохозяйственного джихада Исламской Республики Иран. 2. Сотрудничество в нефтегазовой отрасли Стороны отметили необходимость продолжения работы рабочей группы по энергетике, созданной на основании положений Меморандума, подписанного в ноябре 2003 года. Стороны пришли к соглашению о том, что заседание рабочей группы по энергетике на уровне заместителей министров двух стран состоится в Москве в середине февраля 2005 года. Стороны также согласились с тем, что направления сотрудничества, а также составы рабочей группы будут окончательно определены до конца января 2005 года. Учитывая, что Российская Федерация и Исламская Республика Иран располагают самыми богатыми в мире запасами природного газа, стороны пришли к соглашению о том, что будут сотрудничать должным образом в рамках Форума стран экспортеров природного газа, с целью сохранения экономических интересов двух стран. Стороны пришли к соглашению о том, что они окажут друг другу необходимое содействие в разведке, обустройстве, производстве, эксплуатации и торговле (trade), в том числе и торговле на основе замещения (SWAP) углеводородным сырьем Каспийского моря, а также в экспорте каспийских углеводородов на международные рынки. Рабочие детали будут обсуждены и согласованы на заседаниях рабочей группы по энергетике. 3. Сотрудничество в области электроэнергетики Стороны подтвердили необходимость продолжения сотрудничества между РАО «ЕЭС России» и организацией «Таванир» в рамках деятельности совместных рабочих групп с целью выполнения Протоколов и Меморандума от 11.12.04 в отношении взаимодействия в электроэнергетике. С целью соединения и синхронизации энергосистем Российской Федерации (РАО «ЕЭС России») и Исламской Республики Иран (организация «Таванир») через третью страну до конца 2006 года стороны договорились, что рабочие группы будут регулярно проводить заседания и примут соответствующие меры. Стороны договорились срочно распланировать пути эффективного взаимодействия и начать его между компаниями, относящимися к РАО «ЕЭС России», действующими в третьих странах, и соответствующими иранскими компаниями. Стороны, рассмотрев область сотрудничества двух стран в части новых энергий (нетрадиционных), в особенности геотермальной энергии и турбодетандеров, заявили о своей готовности ознакомиться с потенциалом друг друга и посетить соответствующие проекты двух стран. С учетом контракта на разработку ТЭО сооружения угольной ТЭС «Табас» мощностью 600-650 МВт и месторождения «Мазино-1» и принимаемых мер Стороны подтвердили продолжение работы по проекту сооружения вышеуказанной ТЭС российской стороной при соблюдении надлежащих условий и при обеспечении финансирования (Financing) проекта. Стороны подтвердили создание совместной рабочей группы для изучения вопросов развития индустрии мини-ГЭС, изготовления электрооборудования и оборудования для электростанций, использования оборудования иранского производства и выполнения совместных проектов в третьих странах. С учетом предложения российской стороны относительно использования управляемых шунтирующих реакторов на ЛЭП 400 кВ Стороны договорились оказать необходимое содействие в рассмотрении и изучении технических аспектов и путей реализации этого вопроса. С учетом соединения и синхронной работы энергосистем двух стран с соседними странами Стороны подтвердили расширение регионального сотрудничества в области торговли электроэнергией и договорились рассматривать вопрос и проводить работу на совместных рабочих группах до достижения положительного результата. 4. Сотрудничество в области мирного использования атомной энергии Стороны отметили, что сотрудничество в рамках Соглашения от 25 августа 1992 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в области сооружения на территории Исламской Республики Иран атомной электростанции реализуется и должно быть успешно продолжено. Каждая из Сторон в соответствии со своими обязательствами примет меры для осуществления физического пуска и ввода в эксплуатацию Блока 1 АЭС «Бушер» в сроки, которые будут согласованы руководителями Федерального агентства по атомной энергии и Организации по атомной энергии Ирана в ближайшее время. Принимая во внимание, что топливо для первой загрузки АЭС «Бушер» уже готово, Стороны отметили необходимость скорейшего подписания Межправительственного протокола о возврате отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и соответствующего изменения к контракту на топливо в целях своевременной отправки топлива на АЭС «Бушер». Конкретные сроки поставки топлива будут согласованы соответствующими российскими и иранскими организациями в ближайшее время. Стороны констатировали, что проведена технико-экономическая оценка сооружения второго Блока АЭС на территории Ирана. Стороны согласились с тем, что соответствующие организации Федерального агентства по атомной энергии и Организации по атомной энергии Ирана должны завершить выбор оптимального варианта сооружения второго Блока АЭС или новых АЭС на территории Ирана и наметить дальнейшие шаги по сотрудничеству в этом направлении, включая оценку безопасности. Стороны подтвердили готовность к реализации Соглашения о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии от 24 августа 1992 г., в частности к осуществлению совместных исследований в областях ядерной науки и технологий, относящихся к медицине, здравоохранению, сельскому хозяйству, промышленности и безопасной эксплуатации АЭС. Федеральное агентство по атомной энергии и Организация по атомной энергии Ирана определят проекты в вышеупомянутых областях, представляющие взаимный интерес. 5. Сотрудничество в области промышленности и технологий Рассмотрев состояние сотрудничества между двумя странами в области промышленности, стороны отметили, что нынешний уровень сотрудничества не отвечает потенциальным возможностям России и Ирана. Стороны подчеркнули необходимость развития взаимодействия с целью активизации сотрудничества и повышения его уровня. Стороны выразили намерение создать рабочую группу для рассмотрения вопросов по промышленности и технологиям и пришли к соглашению провести необходимые координационные мероприятия по созданию такой группы. Стороны согласились, что следует поощрять соответствующие организации к развитию сотрудничества в области реконструкции и модернизации заводов и промышленных предприятий Ирана, построенных при содействии СССР. Стороны выразили готовность расширять взаимовыгодное сотрудничество при реализации инвестиционных проектов в области автомобилестроения, вагоностроения, судостроения и в других отраслях. 6. Сотрудничество в области космоса Стороны продолжат работу по реализации ряда проектов в космической области, в том числе активизируют процесс совместной проработки вопросов создания геостационарной спутниковой системы связи для Телекоммуникационной Компании Ирана (проект «Зохре») с целью завершения переговоров и подписания соответствующего контракта. Стороны проявили заинтересованность в создании на территории Ирана комплекса приема космической информации дистанционного зондирования Земли с российских спутников, в том числе со спутника «Метеор-3М». Стороны подтвердили заинтересованность в налаживании сотрудничества в рамках российской программы создания системы прогнозирования землетрясений из космоса. Стороны выразили заинтересованность в участии в совместном проекте, включающем в себя проектирование, изготовление и запуск спутника «Компас-Ир», а также поставку наземного оборудования в Иран для решения вопросов оперативного краткосрочного прогнозирования землетрясений. 7. Сотрудничество в области авиационной промышленности Стороны договорились о продолжении сотрудничества в сфере авиационной промышленности. Стороны подтвердили заинтересованность в продолжении переговоров о партнерстве в производстве российских самолетов в Иране и международном маркетинге этих самолетов. Стороны выразили заинтересованность в использовании в Иране новых российских самолетов и вертолетов (в гражданской комплектации) и готовность продолжать обсуждение вопросов, связанных с реализацией конкретных совместных проектов. Стороны заявили о своей готовности оказывать содействие уполномоченным организациям России и Ирана в скорейшем заключении контракта на поставку в Исламскую Республику Иран 5 самолетов Ту-204-100. Российская сторона после подписания контракта на поставку в Иран самолетов Ту-204-100 окажет содействие в организации на территории Ирана базы технического обслуживания и ремонта самолетов российского производства, поставляемых в Иран. В продолжение имевшего ранее место сотрудничества «Общество Красного Полумесяца» Исламской Республики Иран рассмотрит возможность выбора «Казанского вертолетостроительного завода» в качестве основного партнера по пополнению парка грузовой и спасательной авиации. Иранская сторона выразила готовность содействовать оперативному рассмотрению предложений российской стороны. 8. Научно-техническое сотрудничество Стороны, рассмотрев состояние научно-технического сотрудничества, констатировали необходимость дальнейшей активизации российско-иранских связей в этой сфере. Стороны пришли к соглашению продолжать сотрудничество по следующим направлениям: информационные технологии, передовые технологии, такие как нанотехнологии и др., стандартизация, метрология, подготовка научных кадров, обмен научно-технической информацией. Стороны договорились провести восьмое заседание Постоянной подкомиссии по научно-техническому сотрудничеству в первой половине 2005 года в Тегеране. С учетом последних структурных изменений в государственных органах Российской Федерации российская сторона доведет по дипломатическим каналам до сведения иранской стороны имя сопредседателя российской части этой подкомиссии. Точная дата проведения заседания подкомиссии также будет согласована по дипломатическим каналам. 9. Сотрудничество в области торговли Стороны, обсудив состояние торговых отношений между двумя странами, с удовлетворением констатировали сохранение тенденции роста товарооборота и подтвердили необходимость принятия дополнительных мер и использования имеющихся возможностей для дальнейшего увеличения объема торговли и сбалансированности товарооборота. Стороны договорились провести третье заседание Рабочей группы по содействию развитию взаимной торговли в первом полугодии 2005 года, в ходе которого рассмотреть все проблемные вопросы, связанные с дальнейшим расширением товарооборота между двумя странами. Иранская сторона предлагает рассмотреть вопрос о взаимном принятии мер по снижению уровня таможенных пошлин на товары, список которых будет согласован между сторонами. Предложения по тексту проекта соглашения по данному вопросу и списки товаров будут официально направлены российской стороне по дипломатическим каналам. Российская сторона рассмотрит данные предложения. Стороны договорились оказывать необходимую поддержку организациям и компаниям двух стран, участвующим в международных выставках, и с этой целью рекомендуют фирмам-организаторам выставок развивать сотрудничество по взаимному предоставлению выставочных площадей на безвозмездной основе. Стороны договорились рекомендовать представителям деловых кругов двух стран развивать сотрудничество по созданию совместных компаний, что будет содействовать повышению общего уровня торгово-экономических отношений. Стороны, обсудив состояние сотрудничества в области стандартизации, договорились продолжить работу по стандартизации иранских товаров в России и способствовать обмену делегациями специалистов по данному вопросу. Иранская сторона выразила готовность активизировать свою деятельность по участию в осуществлении инженерно-технических проектов в России и при этом готова обеспечить частичное финансирование проектов, осуществляемых на тендерной или двусторонней основе в соответствии с действующим законодательством и в рамках контрактов, подписанных между компаниями двух стран. Российская сторона направит Организации развития торговли Ирана список предлагаемых проектов сотрудничества. Стороны, подтвердили целесообразность деятельности ирано-российской торговой палаты в Тегеране, отмечают необходимость создания российско-иранского делового совета в Москве. Проект соглашения по данному вопросу будет согласован между ТПП РФ и Палатой торговли, промышленности и рудников Ирана. Учитывая важность создания иранских торговых центров в Москве и других российских городах для продвижения иранских товаров на российский рынок и увеличения иранского экспорта, стороны договорились рассмотреть вопрос об открытии в Москве представительства Организации развития торговли Ирана, а также об открытии в 2005 году при содействии мэрии Москвы и московской ТПП иранского торгового центра. Стороны, подчеркивая важность улучшения информационного обмена между двумя странами, подтвердили необходимость продолжения выполнения Соглашения о сотрудничестве между ТПП РФ и Организацией развития торговли Ирана (январь 2003 года). Иранская сторона предложила, чтобы торгово-промышленные палаты России и Ирана выработали совместные предложения сторон по вопросу упрощения процедуры получения виз представителями деловых кругов двух стран. Иранская сторона предложила, чтобы в случаях строительства в Иране объектов при содействии российских компаний стоимость строительства частично возмещалась путем поставок иранских товаров в Россию и это положение было закреплено в подписываемых контрактах. По мнению иранской стороны, такие меры будут способствовать как устранению дисбаланса в торговле, так и привлечению иранских компаний к сотрудничеству с Россией. Российская сторона считает, что данный вопрос входит в компетенцию коммерческих организаций и должен рассматриваться ими в ходе заключения конкретных контрактов. Российская сторона сообщила о проблемах, возникающих при экспорте лесотоваров и связанных с проведением фумигации в иранских портах. Стороны договорились, что данный вопрос будет рассмотрен дополнительно уполномоченными организациями двух стран. 10. Сотрудничество в сфере финансов и банковского дела Стороны отмечают важность активизации сотрудничества между банками и финансовыми организациями двух стран, исходя из принципов международной практики, а также положений Меморандума и Протокола между Центральными банками Исламской Республики Иран и Российской Федерации от 23 ноября 2000 года. Российские банки подтверждают заинтересованность в финансово-кредитном и расчетном обслуживании крупных проектов российско-иранского торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Российская сторона обратилась с просьбой к банкам Ирана рассмотреть вопрос об установлении или увеличении сумм и сроков действующих документарных лимитов на ведущие российские банки (в первую очередь – с государственным участием) в целях создания наиболее благоприятных условий для развития двусторонней торговли. Стороны поручат компетентным организациям России (Минэкономразвития России, Минфину России и Внешэкономбанку) и Ирана (Министерству экономики и финансов Ирана, Банку Маркази, Банку Садерат Иран, Банку Мели Иран) провести переговоры с целью достижения договоренности об урегулировании взаимных финансовых требований. 11. Сотрудничество в области транспорта 11.1. Автомобильный транспорт. Стороны договорились активизировать работу по организации автомобильных и комбинированных перевозок между двумя странами. Стороны договорились продолжить консультации в решении проблемных вопросов в рамках Смешанной комиссии согласно статьи 17 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о международном автомобильном сообщении от 17.08.1992 г. в первом квартале 2005 года в Тегеране. Время переговоров будет согласовано дополнительно. 11.2. Морской транспорт Стороны пришли к соглашению о необходимости решения следующих вопросов: - сбалансированность и снижение тарифов, портовых и канальных сборов для судов в портах обеих стран; - сокращение простоев и порядок очередности захода, швартовки, погрузки и выгрузки судов в портах обеих стран; - упрощение режима временного пребывания для экипажей судов в портах обеих стран; - содействие сторон в целях открытия представительств транспортно-экспедиторских компаний в портах двух стран; - осуществление совместных проектов развития каспийских портов двух стран, в том числе портов Оля и Амирабад с привлечением частных инвестиций. Стороны договорились продолжить обсуждение проблемных вопросов в рамках двусторонних консультаций между Министерством транспорта Российской Федерации и Организацией портов и судоходства Исламской Республики Иран, второй раунд которых состоится в первом квартале 2005 года в Тегеране. 11.3. Авиационный транспорт Стороны согласились с необходимостью урегулирования несогласованных вопросов, касающихся Соглашения о воздушном сообщении между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран от 19 августа 1999 года путем внесения дополнений и изменений в него. Стороны предпримут всё от них зависящее для скорейшего проведения внутригосударственных процедур для подписания Протокола «О внесении изменений и дополнений в Межправительственное Соглашение о воздушном сообщении между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран от 19 августа 1999 года». 11.4. Железнодорожный транспорт Стороны с удовлетворением отметили, что морской порт Оля, находящийся в Астраханской области (Российская Федерация) и порт Амирабад, находящийся в провинции Мазендеран (Исламская Республика Иран) соединены со своими национальными сетями железных дорог вновь построенными железнодорожными ветками. Стороны договорились продолжить сотрудничество в области железнодорожных перевозок и транзита товаров по железнодорожным маршрутам. 11.5. Международный транспортный коридор «Север-Юг» Обе Стороны выразили удовлетворение увеличением числа участников Соглашения. В целях превращения МТК «Север-Юг» в конкурентоспособный маршрут Стороны договорились активизировать действия Координационного Совета МТК «Север-Юг», в рамках деятельности которого целесообразно принять меры по: - привлечению грузопотоков к данному коридору, включая оценку объемов перевозки минеральных ресурсов на прилегающих территориях; - совершенствованию основной и вспомогательной транспортной инфраструктуры, в том числе сооружение припортовых железнодорожных станций, строительство и модернизация портовых сооружений; - разработке нормативно-правовой базы в целях создания условий для упрощения таможенных и пограничных процедур, контроля за движением грузов с использованием современных информационных технологий; - координации действий для оперативного решения вопросов присоединения к Соглашению новых членов. Стороны согласились создать Рабочую группу в рамках Межправительственной комиссии для обсуждения существующих проблем и выработки рекомендаций в области транспорта. Стороны пришли к выводу о необходимости проведения первого заседания рабочей группы в Тегеране. 12. Региональное сотрудничество Отмечая положительные результаты состоявшихся визитов региональных руководителей двух стран, в том числе губернатора Санкт-Петербурга, мэра Москвы, премьер-министра Татарстана в Исламскую Республику Иран, а также визиты губернаторов иранских провинций Хорасан, Гилян, Исфаган и Хамадан в Российскую Федерацию. Стороны подтвердили заинтересованность в дальнейшем развитии регионального сотрудничества. Стороны, выражая удовлетворение подписанием Соглашений о побратимских связях между Москвой и Тегераном, Санкт-Петербургом и Исфаганом, высказались за дальнейшее развитие этой формы сотрудничества между другими городами. 13. Сотрудничество в области сельского хозяйства По вопросам сотрудничества в области сельского хозяйства Стороны договорились изучить возможности по налаживанию сотрудничества в области селекции и семеноводства овощных и бахчевых культур. При этом Астраханская область выразила готовность поставлять в Исламскую Республику Иран семена овощных и бахчевых культур астраханской селекции, устойчивых к различным заболеваниям, по более низким ценам по сравнению с зарубежными аналогами. Кроме того, Астраханская область предлагает провести на территории региона совместные научно-практические конференции по обмену опытом в возделывании овощных и бахчевых культур, а также по вопросам внедрения новых агротехнологий в растениеводстве. Стороны пришли к соглашению о развитии двустороннего сотрудничества в области управления лесами и пастбищами, механизации сельского хозяйства, улучшения качества сельскохозяйственной продукции, биотехнологий, торговли сельскохозяйственной продукцией, рыбного хозяйства, животноводства и ветеринарии. Иранская сторона доведет до сведения потенциальных инвесторов предложение Администрации Астраханской области о разработке и реализации совместных проектов по переработке сельскохозяйственной продукции астраханских товаропроизводителей, а также по организации производств по фасовке иранской продукции на производственных площадях астраханских промышленных предприятий. Стороны высказались о необходимости переговоров и скорейшего подписания Соглашения между двумя странами в области ветеринарии. 14. Сотрудничество в области рыбного хозяйства Стороны отметили необходимость выполнения положений протокола IV заседания Совместной комиссии по рыбному хозяйству. Согласно этому протоколу V заседание комиссии будет проведено в Москве в 2005 году, а точные сроки его проведения будут согласованы по дипломатическим каналам. 15. Сотрудничество в области здравоохранения Стороны выразили заинтересованность в сотрудничестве в области здравоохранения между соответствующими российскими и иранскими организациями и отметили необходимость создания рабочей группы по здравоохранению, вопрос о которой обсуждался на предыдущем заседании Комиссии. 16. Сотрудничество в области туризма Стороны приветствовали развитие сотрудничества между двумя странами в области туризма и высказались за проведение переговоров по подписанию соответствующего соглашения в этой области. 17. Сотрудничество в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Учитывая значение сотрудничества между нашими странами в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также проведённые в 2004 году переговоры между российскими и иранскими организациями, Стороны договорились о следующем: - одобрить работу по организации сотрудничества в области прогнозирования опасностей и рисков природных катастроф и в области оценки уязвимости и сейсмостойкости зданий и сооружений, проделанную в 2004 году МЧС России (ВНИИ ГО ЧС) и Бюро технологического сотрудничества Администрации Президента Исламской Республики Иран; - подтвердить заинтересованность Сторон в сотрудничестве в обмене опытом управления кризисными ситуациями в условиях чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также опытом организации деятельности Российского экспертного совета по прогнозу землетрясений; - развивать сотрудничество в сфере организации и проведения спасательных работ и рассмотреть предложения Агентства «Эмерком» МЧС России по поставкам в Исламскую Республику Иран российских технологий и средств проведения таких работ. Общество Красного полумесяца ИРИ выражает свою заинтересованность в развитии сотрудничества с МЧС России и предлагает подготовить к подписанию меморандум, который охватывал бы все направления в области ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. 18. Об очередном заседании Комиссии Стороны договорились провести шестое заседание Комиссии в Тегеране в четвертом квартале 2005 года. Протокол подписан в двух подлинных экземплярах в Москве «17» декабря 2004 г., что соответствует «27» азара 1383 г., на русском и персидском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. От имени Правительства Российской Федерации А.Ю.Румянцев - Руководитель Федерального агентства по атомной энергии Российской Федерации От имени Правительства Исламской Республики Иран С.С.Хоссейни - Министр экономики финансов Исламской Республики Иран
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий