21 января 2005
Если Исламская Республика Иран сумеет создать самостоятельную самолетостроительную индустрию, то благодарить за это ей надо будет Украину. На такую мысль наводит авиационный салон IranAirShow-2005, завершающийся сегодня на острове Киш. Небольшую по международным масштабам отраслевую выставку, которая проводится в этой свободной экономической зоне Ирана всего во второй раз, почтили своим присутствием компании из Западной Европы (Германия, Франция, Италия, Англия и еще несколько менее значимых в авиационном отношении стран), а также из развивающихся исламских государств (ОАЭ, Малайзия), России и Украины. Американские фирмы по понятным политическим причинам в списке экспонентов отсутствуют. Зато Украина отметилась здесь очень широко. Причем с берегов Днепра в Иран прибывают не только готовые воздушные суда, но и проекты по развитию местных, иранских, авиастроительных мощностей. На IranAirShow киевский Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. Антонова, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и иранская авиастроительная компания HESA, расположенная неподалеку от Исфахана, продемонстрировали, что их совместный проект производства пассажирского самолета Ан-140 в Иране обрел второе дыхание. Соглашение о сборке Ан-140 из украинских комплектующих на заводе HESA в городе Ардистан (провинция Исфахан) было подписано еще в конце 1990-х годов, и до сих пор темп его исполнения отставал от намеченного. Но 29 ноября прошлого года первые два IrAn-140 (так называется иранская версия машины) начали летать на регулярном маршруте Тегеран--Горан авиакомпании Safiran. На прошлой неделе в Ардистане завершилось изготовление третьего самолета, а четвертая машина находится в цехе окончательной сборки. Заместитель управляющего директора HESA Джафар Зедвар заявил вчера «Времени новостей», что, по его мнению, выпуск самолетов идет как раз таким темпом, каким и нужно. «Мы сейчас исследуем потребности рынка, собираем заказы на IrAn-140. Нет никакой необходимости делать самолеты быстрее, чем клиенты могут их купить», -- сказал он в интервью на острове Киш. Инициаторы выпуска еще одного украинского самолета на иранской земле ориентируются на другие объемы работ. Компания Asmaneh, только что построившая свой завод в городе Мешхед, уже в будущем году намерена изготовить на нем сотню самолетов А-22 разработки украинской компании «Аэропракт». Правда, в данном случае речь идет о сверхлегких спортивных самолетах, покупателями которых, как рассчитывают в компании, станут летные школы Ирана. Параллельно Asmaneh собирается запустить в производство самолеты того же класса Eurofox и Jabaru, спроектированные западноевропейскими компаниями. Однако первым в плане стоит все же украинский проект. Российские участники IranAirShow совместных с иранцами производственных планов не рекламируют. Лишь замначальника коммерческого отдела Улан-Удэнского авиазавода (УУАЗ) Андрей Харламов вспомнил в разговоре с корреспондентом «Времени новостей», что в 2000 году иранская фирма IHSRC предлагала наладить у себя сборку вертолета Ми-171 (основной экспортный продукт УУАЗ). Идея отмерла через год переговоров. УУАЗ поставляет в Иран Ми-171 собственной сборки и с 1998 года продал их туда 38 штук. В выставке также участвует Казанский вертолетный завод, успехи которого на иранском рынке несколько скромнее. Как рассказал менеджер этого завода Александр Петров, в прошлом году завод подписал в этой стране первый прямой контракт на продажу трех Ми-8 для местной Организации Красного Полумесяца. Впрочем, вклад российских инженеров в развитие иранского авиастроения более существен, чем кажется после осмотра выставочных стендов. У многих разработок, представленных здесь как чисто местные, при ближайшем рассмотрении обнаруживаются связи с Россией. Malek Ashtar University of Technology показал на острове Киш проект реактивного учебного самолета Shafagh, своими очертаниями очень напоминающего маленький истребитель. Руководитель авиационных проектов университета Хусейн Рустаэди признался корреспонденту «Времени новостей», что в этом проекте иранцы сотрудничали с московским ОКБ им. Яковлева (в прошлом году влившимся в корпорацию «Иркут»), а «также с другими российскими фирмами». Г-н Рустаэди не захотел подробно рассказывать о текущем состоянии проекта Shafagh, зато не скрыл, что немного владеет русским языком. Кстати, удивительно много иранских авиационных инженеров, съехавшихся на остров Киш, в той или иной степени понимают по-русски... Михаил КУКУШКИН "Время новостей", 21.01.05.
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий