Шафеи: Ядерному оружию нет места в военной доктрине Ирана

01 сентября 2004
A A A


Как известно, тема завершения строительства ядерного реактора на Бушерской АЭС является причиной постоянно возникающих противоречий между Ираном, США и МАГАТЭ. По мнению Вашингтона, Иран имеет технические возможности по обогащению отработанного реактором топлива с целью его дальнейшего военного использования. Как следствие, США требуют передачи «ядерного досье» Ирана в Совет Безопасности ООН — для принятия соответствующих санкций, которые лишат Иран права завершить строительство реактора в Бушере. В июне МАГАТЭ потребовало от Ирана представить исчерпывающие доказательства того, что эта страна втайне не занимается разработкой технологий по обогащению урана. В связи с дополнительными проверками специальных комиссий МАГАТЭ, в августе 2004 года официальный Тегеран заявил, что строительство ядерного реактора задерживается, и атомная электростанция, мощностью 1000 мегаватт, будет сдана в эксплуатацию лишь в октябре 2006 года, то есть на год позже запланированного срока. В середине августа Совет директоров МАГАТЭ опубликовал доклад, из которого не следует, что иранские разработки в ядерной области носят военный характер, и не дал рекомендации представить дело на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Руководство МАГАТЭ планирует еще раз рассмотреть «иранский вопрос» на встрече в Вене в середине сентября текущего года. В интервью «Росбалту» Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в России Голямреза Шафеи рассказал о позиции официального Тегерана по ядерной проблематике, а также затронул тему взаимоотношений Ирана и России и другие актуальные международные вопросы. - Господин посол, прежде всего хотелось бы узнать, какие отношения складываются между Ираном и Ираком — после передачи власти в Ираке Временному правительству? - Учитывая политическую, культурную, историческую и религиозную общность, несмотря на взлеты и падения, наши страны имели на протяжении истории крепкие соседские отношения. В наши дни Исламская Республика Иран положительно смотрит на укрепление связей и продолжение братского сотрудничества с великим иракским народом. Никакие факторы не сдерживают нашего стремления к развитию этих отношений. Мы приветствовали формирование Временного правительства и выражаем надежду, что суверенитет иракскому народу будет возвращен как можно быстрее. - Можно ли считать попыткой внесения раскола в исламский мир предложение о направлении вооруженных сил мусульманских государств в Ирак? - Насколько я знаю, Саудовская Аравия, после повторного рассмотрения вопроса, отказалась от поддержки этой идеи. - Уместна ли критика США и Израилем ядерной программы Ирана? - Расследование в отношении ядерной программы любой страны регулируется международными законами и положениями. В соответствии с этими законами и положениями, единственным органом, который может вести такое расследование, является МАГАТЭ. Поэтому только МАГАТЭ, а не США или Израиль, может судить, в меру своей компетенции, о ядерных программах любых стран. Исламская Республика Иран ранее присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия и подписала Дополнительный протокол к нему, который неукоснительно выполняет. Ядерная программа Ирана находится под контролем МАГАТЭ. Инспекторы МАГАТЭ сотни раз посещали ядерные объекты Ирана и брали пробы. Результаты этих инспекций и доклад генерального директора МАГАТЭ свидетельствуют о том, что Иран верен своим обязательствам и не нарушал международных положений. Политика Исламской Республики Иран направлена на продолжение сотрудничества с МАГАТЭ. И мы ожидаем от мирового сообщества, что оно не допустит, чтобы США или Израиль оказывали политическое давление на международную организацию, которая выполняет специализированную техническую работу. Израиль, отказавшись от сотрудничества с МАГАТЭ и присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия, развернул широкую ядерную программу и, располагая сотнями ядерных боеголовок, превратился в серьезную угрозу для всего мира, особенно для Ближнего Востока. США следовало бы отказаться от надуманных претензий к Ирану и, отложив в сторону двойные стандарты в подходе к ядерной проблеме, совместно с мировым сообществом предпринять шаги к созданию Ближнего Востока, свободного от ядерного оружия. - Иран неоднократно обвинял США и Израиль в том, что они стремятся остановить иранские исследования в ядерной области. В чем, на ваш взгляд, причина такого жёсткого подхода этих стран к данной теме? - США и Израиль неоднократно обвиняли Иран в стремлении к обладанию ядерным оружием. Иран, в свою очередь, официально заявил, что ядерному оружию нет места в военной доктрине страны, и о том, что, в соответствии с исламским религиозным учением, Иран считает применение ядерного оружия запрещенным. МАГАТЭ ясно и недвусмысленно заявило, что нет никаких признаков того, что Иран разрабатывает ядерное оружие. Если США и Израиль искренни в своих претензиях к ядерной программе Ирана, то почему они не предоставят в распоряжение МАГАТЭ имеющуюся у них информацию? Распространяя дезинформацию, США и Израиль пытаются нанести ущерб репутации Ирана на международной арене и оказать давление на МАГАТЭ в ее подходе к Исламской Республике Иран. Они сами производят атомные бомбы и угрожают другим странам применением разного рода оружия, в том числе и атомного. В истории США имеется позорный факт применения ядерного оружия, и для того, чтобы избежать угрызений совести, они прибегают к такого рода пропаганде. Из исторической памяти народов мира не сотрется убийство почти 300 тысяч беззащитных японцев, погибших под американскими бомбами. В наши же дни народы мира стали свидетелями насилия, творимого израильтянами над народом Палестины. - Какие страны мира Иран считает своими основными партнерами? - Исламская Республика Иран считает развитие отношений с различными странами мира — на основе принципов Конституции и международных норм и правил, таких, как взаимоуважение и невмешательство во внутренние дела — одной из целей своей внешней политики. В этом отношении соседние страны занимают особое место. Российская Федерация, как страна, оказывающая серьезное влияние на события, происходящие на политической и экономической аренах, занимает особое место во внешней политике Ирана. Особенно в том плане, что возможности России сочетаются с ее ориентацией на противодействие созданию однополюсного мира и применению двойных стандартов при решении различных международных вопросов. Именно поэтому руководство Исламской Республики Иран всегда указывало на необходимость развития отношений с Российской Федерацией. Россия принадлежит к ограниченному кругу стран, с которыми Иран взаимодействует на трех уровнях — двустороннем, региональном и международном, а государственные лица наших стран проводят обмен мнениями и консультации по каждому из трех перечисленных выше кругу вопросов. Естественно, что отношения с европейскими, азиатскими и расположенными на Американском континенте странами и регионами, относятся к другим направлениям внешней политики Ирана, что, в общем, дает разнообразный выбор. Причем, эти отношения не противоречат отношениям с другими регионами, а дополняют друг друга. - В какой сфере могут сотрудничать Иран и Россия? - В наши дни у Ирана и России есть много общего в подходе к решению вопросов в политической, экономической, культурной и других сферах, и они могут наладить широкое взаимодействие во многих областях. Возможно, еще никогда в истории наши страны не имели таких благоприятных условий для углубления связей между ними. Воля руководителей, наличие дополняющих друг друга потенциалов, географическая близость и т.д. — вот факторы, укрепляющие отношения между нашими странами. Кроме этого, к факторам, способствующим более тесным связям между нашими государствами, можно отнести и нынешнее состояние мирового порядка, а также опасности, которые грозят всему миру, в том числе и регионам, соседствующим с Ираном и Россией, в связи с продолжающимися односторонними действиями, несущими нестабильность. Если взглянуть на перемены, происшедшие в мире после 11 сентября 2001 года, а также появление такого понятия, как борьба с терроризмом и новыми угрозами, то мы увидим, что, несмотря на то, что этой проблемой серьезно заняты многие страны, различные силы в мире злоупотребляют этим термином и предпочитают односторонние шаги. Это делает взаимодействие Ирана и России еще более насущным, чем прежде. С другой стороны, среди важных направлений хорошего и взаимовыгодного сотрудничества можно назвать такие экономические проекты, как поставка электроэнергии, международный транспортный коридор «Север — Юг», строительство обычных и атомных электростанций, а также участие России в крупных нефтегазовых проектах Ирана. Как вы знаете, во время визита в 2000 году Президента Исламской Республики Иран Его Превосходительства господина Хатами в Российскую Федерацию, был подписан рамочный документ о сотрудничестве, на основании которого и развиваются отношения между нашими странами. В настоящее время стороны планируют подписать документ об экономическом сотрудничестве на 10-летний период, в соответствии с которым объем товарооборота между нашими странами достигнет $10 млрд., что внесет коренные измерения в историю отношений наших стран. - Осуществляются ли в настоящее время совместные с Россией проекты, которым Иран придает особое значение? - Как уже было сказано, Иран и Россия в настоящее время осуществляют несколько крупных совместных проектов, важнейшим из которых является развитие международного транспортного коридора «Север — Юг». Этот коридор, который проходит через территорию Ирана и России, произведет революционные изменения в транспортном сообщении между Азией, Африкой и Европой. В настоящее время за этим проектом пристально наблюдают соседние страны Центральной Азии и Кавказа, арабские страны Ближнего Востока и Персидского залива, а также страны Юго-Восточной Азии, и с каждым днем выражают всё большее желание присоединиться к этому проекту. Среди важных проектов, имеющих очень хорошую перспективу, можно назвать иранский проект по развитию атомных электростанций. Как вы знаете, Россия в настоящее время завершает строительство атомной электростанции в Бушере. Приобретенный здесь очень важный опыт дает России исключительную возможность стать активным игроком на иранском энергетическом рынке. Для диверсификации источников энергии Иран запланировал строительство и других атомных электростанций. Приоритетным является строительство второй очереди атомной электростанции в Бушере, о чем сейчас ведутся переговоры с российской стороной. Надеюсь, что соответствующие документы будут подписаны в ближайшем будущем. Участие России в развитии иранских нефтегазовых месторождений — другое направление расширения сотрудничества между нашими странами. Здесь заслуживает внимания участие российских компаний в 15-й и 16-й фазах освоения газового месторождения Южный Парс, а также участие компании «Лукойл» в освоении нефтяных месторождений Ирана. - Какими вы видите перспективы развития ирано-российских отношений? - Как я уже говорил, совокупность факторов, проистекающих из новых международных условий, обстановки в регионах, примыкающих к нашим странам, а также воли руководителей наших стран, создает прекрасную перспективу для развития сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран. В этой связи, такие важные договоры, как договор о долгосрочном сотрудничестве, заключаемый на 10-летний период, являются необходимой правовой основой для дальнейшего развития дружественных связей. Перемены в регионе, который является доминирующим на Ближнем Востоке, ситуация в Ираке, а также претензии на создание Большого Ближнего Востока — вот темы, которые служат сближению интересов Ирана и России. Среди других факторов, побуждающих наши страны к сотрудничеству, можно назвать ситуацию в Центральной Азии, на Кавказе и вокруг Каспийского моря, а также явное стремление транснациональных сил, противостоящих интересам Ирана и России, навязать свою волю странам этого региона. В настоящее время одним из важных направлений взаимодействия Ирана и России является деятельность в области атомной энергии и доступа Ирана к мирным ядерным технологиям. Мнения наших стран в этой области полностью совпадают. В этой связи российские официальные лица неоднократно отмечали право Ирана на обладание этими технологиями и их использование, а также заявляли о несогласии России с приданием этому вопросу политического характера. В связи с тем, что Иран, считает важными свои отношения с Россией, было принято решение объявить о присоединении к Дополнительному протоколу Договора о нераспространении ядерного оружия на встрече Секретаря Совета национальной безопасности, Его Превосходительства господина Рухани с Президентом Российской Федерации, Его Превосходительством господином Владимиром Путиным, которая состоялась в декабре 2003 года. Европейские же страны предлагали, чтобы это заявление было сделано в Европе. Конструктивное взаимодействие с Россией продолжается, а руководители соответствующих ведомств двух стран проводят консультации и обмен мнениями с тем, чтобы противостоять корыстным действиям некоторых стран. Несомненно, благодаря воле и побуждающим мотивам, наши страны в будущем углубят отношения, существующие между ними. - Возлагают ли в Иране надежды на помощь со стороны России в урегулировании разногласий по поводу иранской ядерной программы? - Мы уверены в том, что стабильность и безопасность могут утвердиться в мире только в том случае, если все страны будут уважать положение и престиж международных институтов, в том числе Совета Безопасности ООН. Опыт человечества, особенно в наше время, показывает, что игнорирование этих институтов сильно вредит разным странам и народам. Вот последний пример: мы стали свидетелями истории с Ираком и претензиями США и некоторых других стран к правившему в этой стране баасистскому режиму. Эти силы, постоянно обсуждая угрозы, которые несет миру этот режим, практически выключили из работы институты, призванные обеспечивать безопасность в мире, в том числе и Совет Безопасности. Они не позволили этим институтам исполнять свои основные обязанности в поисках истины. В конце концов, отодвинув в сторону ООН и показав свое презрение к мировому общественному мнению, они развязали войну в Ираке, которая несет народу этой страны разрушения и человеческие жертвы. Помимо этого, они столкнули Ближний Восток с многочисленными угрозами, в том числе и с ростом экстремистских настроений, а также увеличением числа сторонников идей «Аль-Каиды». Мы полагаем, что Россия, как страна, признающая ключевое значение ООН при разрешении возникающих ситуаций, в сложившихся условиях сможет сыграть важную роль. Разумеется, в этих институтах существует особый порядок принятия решений, и председательство одной страны (Россия председательствовала в Совете Безопасности ООН в августе. — Прим. ред.) не означает изменение общего процесса принятия решений. Тем не менее, мы ощущали и ощущаем эту поддержку. Само собой разумеется, что Исламская Республика Иран, как член международного сообщества, подписавшая важнейшие договоры этого института, всегда считала, что она обязана уважать все их положения. В то же время, Иран отвергает использование двойных стандартов в подходе к различным странам и проблемам и считает, что он должен как выполнять взятые на себя обязательства, в том числе и в атомной области, так и пользоваться предусмотренными преимуществами и возможностями для достижения своих мирных целей. Одним словом, Исламская Республика Иран ожидает, что ей не будут навязываться требования, выходящие за рамки международных обязательств. Как мы заявляли ранее, мы являемся сторонниками Договора о нераспространении ядерного оружия и полного выполнения его положений. Подписав Дополнительный протокол, мы заявили о своей готовности ответить на любые вопросы международного сообщества относительно своей деятельности в области атомной энергии и оказали полное содействие международным инспекторам, направленным МАГАТЭ. Мы уверены, что вопрос о ядерной активности на Ближнем Востоке должен рассматриваться в комплексе и применительно ко всем странам этого региона. Все страны Ближнего Востока находятся под пристальным вниманием, на них оказывается сильное давление. То же, что на израильский режим, располагающий ядерным арсеналом, не обращается никакого внимания, мы считаем порочной политикой, ведущей к проблемам. Александра Шубенкова, Мария Уралова, ИА «Росбалт», 31.08.04
Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.