16 августа 2004
Посол Азербайджана в России в интервью "Интерфаксу" накануне визита в Москву главы МИД этой страны Эльмара Мамедъярова рассказывает о различных аспектах азербайджано-российского сотрудничества, комментирует ситуации в Нагорном Карабахе и зоне грузино-осетинского конфликта, оценивает перспективы интеграционных процессов в рамках СНГ. Г-н Посол, как в Баку оценивают динамику азербайджано-российских отношений в этом году, насколько активно, на Ваш взгляд, они развиваются на высшем политическом уровне? Прослеживая динамику отношений Азербайджана и России за минувшие годы, нужно выделить два этапа - до и после того, как Владимир Владимирович Путин стал главой российского государства. С первых же дней его прихода к власти появилось хорошее взаимопонимание между нашими странами, понимание общих задач, стоящих перед нами. В международных отношениях очень важную роль играют личные отношения лидеров. Здесь нам очень повезло, поскольку общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиевич Алиев и Владимир Владимирович Путин очень быстро пришли к взаимопониманию, прониклись симпатиями друг к другу и азербайджано-российские отношения начали развиваться по восходящей линии. Можно сказать, что именно с того времени начинается ясная и прямая дорога в отношениях наших государств. Состоялся обмен визитами наших лидеров, был сделан сильный упор на развитие торгово-экономических, культурных отношений, решались таможенные вопросы, проблемы границ, двойного налогообложения и многое другое. Наши политические отношения находятся на стабильно высоком уровне, на данный момент между нами не осталось ни одного принципиально важного нерешенного вопроса. Президенты Ильхам Алиев и Владимир Путин очень хорошо друг друга понимают, их прекрасные личные отношения способствуют успешному развитию отношений наших стран. Очень важно, что плавная смена власти в Азербайджане предопределила и четкую преемственность внешнеполитического курса, проложенного Гейдаром Алиевым. В отношении России - это курс надежного стратегического партнерства. Конечно, остаются некоторые шероховатости, связанные с избыточными административными барьерами. Например, в 1999 году правительство России, в связи с ситуацией на Северном Кавказе, приняло постановление о тщательной проверке всех грузов, идущих из Азербайджана. Это постановление до сих пор не отменено и очень сильно препятствует развитию наших торгово-экономических отношений, поскольку традиционные экспортные товары Азербайджана - продукты сельского хозяйства, которые портятся при длительной задержке. Это сильно сдерживает желание многих потенциальных поставщиков в Азербайджане доставлять фрукты и овощи в Россию. Если бы это, ничего кроме вреда в нынешних условиях не дающее постановление было отменено, то продукция азербайджанских тружеников села на столы россиян поступала бы гораздо лучшего качества и стоила бы им значительно дешевле. Я думаю, что мы этот вопрос поднимем в ходе предстоящего визита нашего министра иностранных дел в Москву. Президент России недавно заявил, что СНГ в своем развитии подошло к определенному рубежу, за которым должно последовать либо качественное укрепление Содружества, либо его окончательное размывание. Какой сценарий в Баку видят более реальным? Азербайджан сразу после прихода к руководству страной Гейдара Алиева обратил пристальный взгляд на структурирование в СНГ. Мы исходили из того, что государства, входящие в Содружество - это республики бывшего СССР, которые были весьма тесными узами связаны друг с другом, знали свои возможности, экономику и специфику. Никакая страна дальнего зарубежья не может в этом смысле и сегодня составить конкуренцию взаимодействию стран, десятилетиями до этого действовавшими как единый организм. Предприятия на пространстве бывшего СССР очень пострадали от обвала интегрированности хозяйственного комплекса, не был здесь исключением и Азербайджан. С вхождением в 1993 году Азербайджана в СНГ и восстановлением связей наши предприятия получили импульс для работы и развития. Мы считаем, что сейчас Содружество находится на правильном пути, но еще есть резерв, для достижения более глубокой и мощной интеграции в рамках СНГ. Президент России сказал об СНГ действительно очень правильные вещи. Нам нужно превратить Содружество в эффективно действующую организацию государств, в которой каждый свободен выбирать свой путь, но в тоже время осознавать насущную необходимость развития экономических связей. Весьма важным условием этого представляется и следующий момент. За годы функционирования СНГ выработано и принято огромное количество документов, призванных дать мощный толчок решению многих экономических проблем, развязать сложные узлы. Увы, очень многое из этого так и осталось на бумаге. Нужен строгий контроль за выполнением этих правильных решений. Там, где существуют хорошие экономические отношения, политический диалог будет тоже позитивным. Экономика - это важнейший элемент для того, чтобы отношения между государствами находились на высоком уровне. Как в Баку оценивают на сегодняшний день переговорный процесс по решению проблемы Нагорного Карабаха при посредничестве Минской группы ОБСЕ? Что, на Ваш взгляд, должно в большей степени способствовать урегулированию конфликта - двусторонние переговоры между Арменией и Азербайджаном, или же необходимо более активное вмешательство международного сообщества? Более того, в Азербайджане звучат призывы прекратить переговоры с Арменией и возобновить военные действия. Рассматривают ли официальные власти перспективу такого развития событий? Мы исходим из того, что нормальные переговоры нельзя проводить в ситуации, когда одна страна захватила у другой значимую часть ее территории. Речь идет не только о Нагорном Карабахе, но еще и о семи районах Азербайджана - Лачинском, Кельбаджарском, Агдамском, Физулинском, Джебраильском, Губатлинском и Зангеланском, которые аннексированы Арменией. С этих исконно азербайджанских земель беспощадно изгнано более миллиона жителей. Эти районы не имеют никакого отношения к собственно Нагорному Карабаху. Армянская сторона после захвата каждого из этих районов, всячески скрывала этот факт. Только благодаря нашим усилиям правда становилась достоянием мирового сообщества. После чего Совет Безопасности ООН последовательно принимал соответствующие резолюции, всего четыре (№№ 822; 853; 874; 884), предписывающие немедленно освободить захваченные азербайджанские районы. Армянская сторона до сих пор игнорирует эти резолюции, откровенно попирая международные правовые нормы. Как неоднократно заявлял Гейдар Алиев, как и сегодня подчеркивает президент Азербайджана Ильхам Алиев, Минская группа ОБСЕ, сопредседателем которой является и Россия, должна занять более принципиальную позицию в этом вопросе, открыто и громогласно заявив об оккупации этих земель. Давно пора назвать агрессора агрессором. Азербайджанское руководство неоднократно подчеркивало, что мы должны освободить свои земли, но сделать это мирным путем. Это вовсе не риторика, мы действительно не ищем альтернативы мирному пути, но всякому долготерпению есть предел, нас вынуждают идти на те шаги, делать которые мы не хотим. Что же касается права наций на самоопределение, на что все время ссылается армянская сторона, то здесь все тоже обстоит совсем не так, как они утверждают. До 1988 года, когда Армения подняла вопрос в Карабахе, в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР проживало наряду с 120 тысячами армян и порядка 60 тысяч азербайджанцев. Так вот, существующее международное право гласит, что никакого"отделения", "самоопределения" и т.д. одной группы населения невозможно в принципе без учета желаний других групп, без согласия этнических меньшинств, проживающих в данной местности. Но азербайджанцев, к сожалению, никто не только не спрашивал, их просто жестоко изгнали с отчих земель. Армянский народ давно "самоопределился", у него есть государственность - Республика Армения. Но, по логике армянских идеологов получается, что "самоопределиться" может любой, кто хочет, без учета обстоятельств, которые сложились. Но, тогда таким же правом должны обладать и азербайджанцы, которые проживали в Нагорном Карабахе. В связи с этой проблематикой хотел бы подчеркнуть, что мы также полностью разделяем точку зрения России по проблеме территориальной целостности и права наций на самоопределение. Могу процитировать заявление представителя РФ на Генеральной Ассамблее ООН в 2001 году: "Право на самоопределение, при всей своей важности не может и не должно истолковываться как разрешение или поощрение любых действий, нарушающих, полностью или частично, территориальную целостность или политическое единство, суверенность и независимость государства". Некоторые наблюдатели сравнивают конфликт в Нагорном Карабахе с грузино-осетинским конфликтом. Как в Азербайджане оценивают ситуацию, сложившуюся в Южной Осетии и в целом регионе? Если в соседнем доме вспыхивает пожар, то его стремятся как можно быстрее потушить еще и из-за опасности распространения огня, расползания пожарища. Если конфликт будет разрастаться, то в него может втянуться весь Кавказ. Ситуация в Южной Осетии - это очень нехороший симптом и необходимо приложить все усилия для мирного решения проблемы. Сохраняется ли обеспокоенность в Баку сближением Москвы и Еревана в военной сфере? Каковы, по Вашему мнению, перспективы военно-технического сотрудничества между Азербайджаном и Россией? Не буду утверждать, что беспокойства нет. Это особенно тревожно на фоне все еще нерешенного конфликта в Нагорном Карабахе. Мы знаем, что в российских военных частях в Армении и раньше состояли и сейчас состоят на службе много армян. Этот фактор сыграл исключительно негативную роль в нагорно-карабахском конфликте. Вспомним хотя бы кровавую историю с Ходжалы, когда в конфликт вмешался 366 полк советской армии, более чем, на 70 процентов состоявший из армян. Была "спущена на тормозах" и история незаконной передачи Армении российского вооружения более чем на миллиард долларов США. Но мы надеемся, что и в этом серьезнейшем вопросе наконец восторжествует мудрость нынешнего руководства России, и это проблемы, оставшиеся нам в наследство из давних времен, будут также решены. Что же касается азербайджанско-российского сотрудничества в военной сфере, могу напомнить один весьма существенный факт. Мы успешно решили все вопросы, связанные с дальнейшим функционированием российской Габалинской РЛС в Азербайджане. Это очень важный наш шаг в сторону России. По официальным заявлениям азербайджанской стороны, на данный момент говорить о членстве страны в НАТО не стоит, но Азербайджан намерен продолжать сотрудничество с альянсом на реальной основе. Рассматривают ли в Баку возможность вступления Азербайджана в НАТО в более отдаленной, но обозримой перспективе? Мы не видим для себя необходимости участвовать в каких-либо военных блоках и организациях. Если же говорить о сотрудничестве, отвечающем интересам сторон, то это нормальная практика современности. В сегодняшнем мире действуют новые реалии. Например, Россия в своих взаимоотношениях с НАТО опережает нас намного шагов вперед. Могу предположить, что если бы у нас не было карабахского конфликта, то, возможно, Азербайджан заявил бы о своем военном нейтралитете. В чем Вы видите причины того, что пяти прибрежным государствам уже многие годы никак не удается найти взаимоприемлемое решение проблемы правового статуса Каспия? Это не совсем так. Три государства - Азербайджан, Россия и Казахстан уже давно пришли к взаимопониманию по вопросу определения статуса Каспия. Итоги недавнего визита в Азербайджан президента Ирана вселяет надежду на то, что Иран также предпримет позитивные шаги в этом направлении. Думается, что после этого будет найден консенсус и с Туркменистаном. Какие еще итоги визита президента Ирана Мохаммеда Хатами в Баку Вы бы отметили? Итоги визита очень хорошие. Было подписано 10 соглашений о сотрудничестве в различных сферах. Среди важнейших - договоренность о развитии транспортной магистрали "Север-Юг", проходящей и по территории России. Запуск этого проекта обеспечит быстрое прохождение больших потоков грузов многих стран на Ближний Восток, к берегам Средиземного моря. Также пришли к согласию по целому ряду других вопросов. Президенты Ильхам Алиев и Мохаммед Хатами подписали документ о выделении Ираном кредита в 75 млн. долларов на строительство четырех подстанций и линий электропередач Имишли-Алибайрамлы-Астара: соглашение о сотрудничестве в обмене природным газом. Стороны заключили меморандум о взаимопонимании между экологическими ведомствами двух стран, соглашение о сотрудничестве в области культуры. "В результате реализации этих соглашений в Азербайджане будут созданы тысячи новых рабочих мест. Азербайджан очень заинтересован в еще большем развитии взаимоотношений с Ираном", - заявил после окончания переговоров президент Ильгам Алиев. Хорошие, взаимовыгодные отношения государств между собой должны быть нормой в современном мире. Интерфакс, 13.08.04
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий