08 июля 2004
В сентябре 2004 года должны начать функционировать первые системы Национальной противоракетной обороны (НПРО) США. Они должны обеспечить защиту американской территории от одной-двух северокорейских боеголовок. Проект создания НПРО - один из самых старых, наиболее известных и дорогостоящих проектов Пентагона, реализация которого всегда вызывала волну критики. Создатели системы НПРО утверждают, что эта система жизненно необходима для обеспечения безопасности США, потому что в последние годы в мире стали широко доступными ракетные технологии. Это позволяет многим государствам и даже частным структурам создавать ракеты, в том числе баллистические, которые теоретически могут быть использованы для атаки на США. Эта опасность возрастает и из-за того, что террористические структуры или страны-изгои могут оснастить подобную ракету боеголовкой с ядерным, химическим или биологическим оружием. Ныне по данным ЦРУCIA более 30 государств обладают технологиями создания ракет. Примерно 25 государств обладают или предпринимают усилия, чтобы получить доступ к оружию массового уничтожения. Противники этого подхода утверждают, что эта система бесполезна потому, что будет не в состоянии остановить ракетную атаку государств, обладающих значительными ракетными арсеналами (например, России и Китая). На страны с небольшими ракетными арсеналами (например, Северная Корея или Иран) возможно воздействовать экономическими и дипломатическими средствами, чтобы заставить их отказаться от идеи атаковать Америку. Против террористов НПРО также бессильна, потому что они могут атаковать США любым иным образом, не используя ракеты. Кроме того, на первом этапе НПРО будет прикрывать лишь западное побережье США. Система НПРО должна состоять из шести главных компонентов, сообщает "Washington Profile". Во-первых, радаров раннего предупреждения, способных немедленно обнаружить запуск вражеской ракеты, Во-вторых, военных спутников, которые способны отследить траекторию полета ракеты и момент разделения ракеты и боеголовок. В-третьих, радаров, которые должны навести на цель ракеты-перехватчики и боевые самолеты. В-четвертых, ракеты-перехватчики, перед которыми стоит задача уничтожить вражескую ракету через 3-4 минуты после ее запуска. В-пятых, центр управления и контроля, который должен быть в состоянии в считанные минуты время получить информацию о ракетной атаке, проанализировать ее и принять верное решение. В-шестых, ракеты-носители, задачей которых является вывод ракет-перехватчиков в космическое пространство, где они должны встречать баллистические ракеты противника. США начали работы по созданию подобной системы полвека назад и затратили на эти цели колоссальные средства. Точные суммы, затраченные на НПРО, неизвестны. К примеру, по подсчетам Brookings Institution, на противоракетные программы 1950-1960-х годов было затрачено более $34 млрд. Исследовательская служба Конгресса США пришла к выводу, что за десять лет (с 1984 по 1994 год) Пентагон затратил не официально заявленные $32.6 млрд., а $70.7 млрд. В 1993-2000 годы на исследования в этой сфере было израсходовано $10.8 млрд. Однако в последние годы ассигнования были значительно увеличены. По оценкам Агентства противоракетной обороны, за период с 1985 по 2002 год на эти цели было истрачено более $65 млрд. В 2005 году США предполагают израсходовать на НПРО $10.2 млрд., что более, чем на $1 млрд. больше, чем в 2004 году. Впрочем, по оценкам Центра Контроля за вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения, реальные затраты могут быть еще больше и достигнуть $10.8 млрд. Считается, что ежегодно на НПРО США будут тратить $8 - $10 млрд., а к 2030 году общие расходы на этот проект составят от $100 млрд. до $1 трлн. - точной суммы не знает никто, потому что Министерство Обороны СШАDepartment of Defense не сообщало о своих финансовых расчетах. Однако, несмотря на то, что в этот проект были вложены колоссальные средства, результаты его достаточно скромны. До сего дня неизвестно, насколько действенна будет новая система. В рамках ее проектирования Пентагон провел 8 испытаний, лишь пять из которых были успешными. В общей сложности планировалось провести 20 подобных испытаний, однако они были отменены – частично по финансовым соображениям, частично из-за недостатка ракет-перехватчиков. В результате, система никогда не испытывалась в условиях, приближенным к боевым, а сроки ввода в строй некоторых ее элементов неоднократно переносились. Кроме того, появились ряд исследований, которые доказывают низкую эффективность этой системы. К примеру, Американское физическое общество в конце 2003 года опубликовало доклад, в котором делался вывод о том, что имеющиеся ракеты-перехватчики теоретически не способны перехватывать баллистические ракеты, поскольку для их наведения на цель требуется несколько сот спутников, находящихся на определенных орбитах. Общественная организация "Союз объединившихся ученых" опубликовала результаты своего исследования, в котором пришла к выводу, что "нет оснований говорить, что у этой системы есть возможности защитить США от реальной атаки". Опросы общественного мнения, проводимые в США, показывают, что большинство американцев выступают за создание этой системы. К примеру, исследование Program on International Policy Attitudes, проведенное в марте 2004 года показало, что 68% опрошенных считают, что нелобходимо провести больше научных исследований, чтобы эта система стала эффективной. 21% жителей США считают, что НПРО должна быть создана немедленно, даже в ограниченном и непроверенном варианте. Исследование службы Gallup показало, что 46% американцев выступают за то, чтобы США тратили средства на НПРО, 21% вытспуают против подобного расходования средств, у 33% опрошенных нет определенного мнения на этот счет. REGIONS.RU, 07 июля 2004 г.
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий