04 февраля 2004
В Москву с первым официальным визитом прибывает президент Азербайджана Ильхам Алиев. Он был избран на этот пост в октябре прошлого года. Тем внимательнее присматриваются к его первым шагам как непосредственные соседи, так и страны Евросоюза. В силу происходящих в регионе масштабных геополитических изменений роль Азербайджана не только в рамках СНГ, но и в масштабах Европы - прежде всего с точки зрения его более активного включения в качестве важного участника рынка энергоносителей (стратегический нефтепровод Баку-Джейхан скоро вступит в действие) - может значительно возрасти. О ключевых направлениях азербайджанской политики Ильхам АЛИЕВ рассказал накануне визита в эксклюзивном интервью корреспонденту 'Известий' Олегу ЦЫГАНОВУ. - В последнее время акценты внешней политики России сместились в сторону региональных проблем. Что преобладает в азербайджано-российских отношениях - политика или бизнес? Как вы относитесь к продвижению российских фирм на энергетический рынок Азербайджана? - Для успешного развития экономических связей существует отличная база - политическое взаимопонимание между руководством России и Азербайджана. Уровень отношений очень высокий. Основы заложили президенты Владимир Путин и Гейдар Алиев. Я, со своей стороны, буду делать все, чтобы это развить. У меня уже были неоднократно встречи с Владимиром Владимировичем Путиным, у нас полное взаимопонимание по двусторонним отношениям и региональным проблемам. Вот вы затронули тему российских компаний. Они участвуют во многих энергетических проектах в Азербайджане. Сегодня азербайджанская нефть транспортируется через Россию. Газ из России поступает в Азербайджан. Товарооборот с каждым годом увеличивается очень большими темпами, я уверен: в будущем еще больше будет увеличиваться. Экономики России и Азербайджана с каждым годом становятся все более крепкими, это создает хороший потенциал для увеличения товарооборота. Если вспомнить период до 2000 года - тогда было много проблем, которые казались неразрешимыми: и по энергетике, и по трубопроводной политике, и по Каспию, и т.д. Мы все решили. Сегодня между Россией и Азербайджаном не существует проблем. Абсолютно. Спорных, вызывающих различные подходы. Россия для нас - стратегический партнер. Это была позиция Гейдара Алиева, эта же позиция и моя. - Господин президент, удовлетворяет ли вас нынешняя российская политика на Кавказе? В чем наши общие интересы? - Мне бы не хотелось выходить за рамки тем двусторонних отношений и оценивать отношения России с другими странами. Стабильность и мир на Кавказе одинаково нужны России и Азербайджану. Россия прилагает большие усилия для достижения такой стабильности. И в рамках посреднической миссии группы по нагорно-карабахскому конфликту, и в отношении других болевых моментов в Южно-Кавказском регионе. Кавказ - уникальный регион. К сожалению, на этот небольшой участок планеты обрушилось столько проблем, столько войн, крови. - Вы часто говорите: Каспий должен стать зоной мира. А как сделать Кавказ зоной мира? Ведь вы посмотрите: армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе, в Грузии - Аджария, Абхазия, Южная Осетия, в России - Чечня. Возможно ли сделать его зоной мира в обозримом будущем? - Это очень серьезная проблема. Наверное, много будет вариантов решений, самое главное - чтобы каждая страна занималась своими делами и не мешала друг другу. Многие беды в мире происходят от того, что одни страны вмешиваются в дела других. Например, Нагорный Карабах - это внутреннее дело Азербайджана. Чечня - внутреннее дело России. Вопрос Абхазии - дело Грузии. Но когда существуют внешние силы, как в нашем случае - Армения, тогда и разгораются такие очаги. - Ваш визит в Россию состоится сразу после успешного визита во Францию. Он стал одним из свидетельств того, как Азербайджан резко активизировал усилия по интеграции в европейские структуры. Каковы стратегические цели страны в этой связи? Готов ли он ставить вопрос в будущем о вступлении в Евросоюз? - Мы подойдем к этому вопросу, когда будем готовы к вступлению в Евросоюз. Наш курс на интеграцию в европейское сообщество неизменен. Когда это может произойти? Пока трудно ответить, но мы непременно будем рассматривать вероятность вступления в Евросоюз, политически это очень важно для нас. - Почти все бывшие советские республики так или иначе сотрудничают с НАТО. Некоторые - например, Украина и Грузия - поставили вопрос о возможности вступления в альянс. Планирует ли Азербайджан вступление в НАТО в отдаленном будущем? - Мы, как и многие страны СНГ, тоже участвуем в программе 'Партнерство во имя мира'. Неоднократно проводили семинары, сессии, поддерживаем учения НАТО и совместные американо-азербайджанские учения НАТО, но я не хочу сейчас подробно обсуждать тему нашего вступления в альянс, это тема будущего, об этом пока рано говорить. Это преждевременно. Прежде чем принять такое решение, нужно серьезно все взвесить и осмыслить. Необходимо тщательно взвесить это решение, выработать наиболее эффективные пути. Поскольку серьезных обсуждений на сей счет пока не ведется, то и разговор на эту тему преждевременен. Забегать вперед я бы не хотел. - Активность США на пространстве бывшего СССР растет. К этому в России отношение неоднозначное: одни политики считают, что времена 'холодной войны' прошли, а потому с Америкой можно налаживать сотрудничество, другие категорически против 'вмешательства США', считая СНГ зоной 'особых интересов России'. Какую, по вашему мнению, роль могли бы сыграть США в урегулировании конфликтов на Кавказе? - Армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха продолжает оставаться в центре нашего внимания. Америка и Россия являются сопредседателями Комиссии по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. США, Россия и Франция совместно должны подойти к выработке приемлемого решения этого вопроса. Мы надеемся, что их деятельность приведет к торжеству норм международного права. Они должны способствовать урегулированию проблемы, чтобы вернуть захваченные земли Азербайджана. Нам хотелось бы сотрудничать с Арменией, а не соперничать с ней. - Политика - искусство компромиссов. Во время своего визита во Францию вы подчеркнули, что решение карабахской проблемы целиком зависит от воли армянского руководства освободить оккупированные территории. Могли бы вы пойти на компромисс в случае поэтапного урегулирования конфликта? Что могла бы, на ваш взгляд, сделать Россия для активизации процесса карабахского урегулирования? Будете ли вы обсуждать эти вопросы с Путиным? - Я надеюсь, что эти вопросы будут затронуты в ходе моего визита в Москву. Существуют общепризнанные нормы международного права, они должны действовать. Не должно быть двойных стандартов. Не должно быть зависимости от политической конъюнктуры. Факт в том, что Армения является агрессором, она захватила наши территории. Эта агрессия должна быть прекращена. Мы выступаем за сохранение территориальной целостности любого государства. Но хотим, чтобы и наша территориальная целостность была соблюдена. Это не может быть предметом каких-то торгов, переговоров и разговоров. Мы должны вернуть наши территории и мирно урегулировать нагорно-карабахский конфликт. - И этого вы ждете от итогов встречи с Путиным? - Я думаю, мы эту тему будем обсуждать неизбежно. Я эту тему обсуждал и с президентом Франции, с другим сопредседателем Минской группы. Самое главное, чтобы Минская группа не превратилась в группу наблюдателей. Бывают такие наблюдатели, которые только наблюдают, не принимая никаких решений. Хотелось бы, чтобы Минская группа принимала конструктивные решения. - На зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, где членом бюро избран Самед Сеидов, заменив вас на этом посту, нагорно-карабахская проблема затрагивалась. Насколько, на ваш взгляд, теперь продвинется ее решение под воздействием Совета Европы? Поменяется ли само отношение Совета Европы к ней? - Обсуждение нагорно-карабахского конфликта было включено в повестку дня по нашему настоянию. Армянская сторона пыталась всячески противиться этому. Но нам все равно удалось включить его в конце концов в повестку политического комитета Совета Европы. Тэрри Девис, являющийся руководителем самой большой группы Совета Европы, назначил докладчика. Тот уже побывал в Баку и в Ереване. По итогам его поездки готовится соответствующий доклад. Мы надеемся, что там будет дана политическая оценка конфликта. Армения еще раз должна быть признана агрессором, страной-оккупантом. От Армении необходимо потребовать незамедлительного вывода своих войск с азербайджанских территорий, как это требуется уже не первый год. Мы питаем очень большую надежду на то, что Тэрри Девис будет объективен - а у меня нет оснований сомневаться в этом - и вся правда об армяно-азербайджанском конфликте найдет отражение в его докладе. Армянская сторона все время пытается уйти от правдивого освещения этого конфликта. Однако сегодня все знают, кто на самом деле является оккупантом. - В ходе глобальной кампании против распространения оружия массового поражения Иран оказался в центре внимания и критики со стороны мирового сообщества. Как Азербайджан отреагирует в случае возможных санкций против этого государства? - Не хотел бы гадать. Иран - наш сосед, у нас с ним протяженная граница, в Иране проживает много азербайджанцев. Мы заинтересованы в нормальных двусторонних связях с Ираном. Гейдар Алиевич в 2002 году установил дружеские отношения с Ираном, они будут развиваться. Мы заинтересованы в стабильности в соседней стране и в регионе в целом. Дестабилизация крайне нежелательна. - Недавние совместные азербайджано-американские морские учения были призваны обеспечить безопасность нефтяных платформ. В этой связи как вы вообще относитесь к геополитической ситуации на Каспии, где прикаспийские страны уже делают первые шаги по созданию собственных военно-морских сил? В январе Казахстан и Туркмения, к примеру, заявили о создании собственных ВМС. Иран вообще уже не первый год наращивает на море военное присутствие. Россия активно модернизирует Каспийскую флотилию. Вместе с тем необходимо создавать прочную систему прикаспийского международного сотрудничества... - В Азербайджане Военно-морской флот существует с советского времени, была Каспийская военная флотилия, которая потом была переведена в Астрахань. Перед нами стоит вопрос воссоздания военно-морских сил, мы будем проводить их модернизацию. Каспий должен стать ареной сотрудничества. Любое наращивание вооружений в Каспийском регионе ни к чему хорошему не приведет. Тем более что всеобъемлющее соглашение по разграничению Каспийского моря до сих пор не подписано. Существуют, правда, двусторонние соглашения между Азербайджаном и Россией, Азербайджаном и Казахстаном, Казахстаном и Россией. Остается надеяться, что и другие наши соседи, используя этот положительный опыт, присоединятся к заявленной в этих соглашениях позиции. Что касается любого наращивания вооружений на Каспии, то оно опасно и нецелесообразно. Мы выступаем за полную демилитаризацию Каспийского моря и призываем наших старых добрых соседей солидаризироваться с нашей позицией. Каспий должен стать зоной мира. - Ваш визит во Францию совпал по времени с итоговым отчетом ОБСЕ о состоянии демократии в Азербайджане. Был высказан целый ряд замечаний. Какое значение придаете вы этому аспекту внутренней политики, приветствуете ли вы деятельность мониторинговых групп ОБСЕ? В чем вы видите позитивную и негативную роль оппозиции в решении проблем современного Азербайджана? - Что касается доклада ОБСЕ, то я должен сказать, что за выборами в Азербайджане наблюдало более тысячи иностранных наблюдателей, представляющих различные международные организации. Сразу после выборов все эти организации наряду с критикой высказались в том смысле, что результаты выборов ни у кого сомнений не вызывают, они поздравили меня с победой. Но в дальнейшем, к сожалению, особенно в ОБСЕ они почему-то кардинально изменили свою позицию. Нам кажется, мы практически в этом уверены, что это связано с желанием оказать политическое давление на новое руководство Азербайджана. Ни для кого не секрет, что Азербайджан с геополитической точки зрения очень важное государство - и по географии, и по природным ресурсам. Через несколько лет значение Азербайджана после ввода в строй всех наших энергетических, транспортных проектов еще больше усилится. Поэтому понятно желание определенных кругов иметь рычаги давления на азербайджанское руководство, кое-кто заинтересован в его ослаблении. Поэтому я считаю, что доклад ОБСЕ был не вполне адекватен реальной ситуации. Однако в Азербайджане руководство твердое, политика проводится самостоятельная, давить кому-либо на нас бесполезно. Любое действие порождает противодействие. Население Азербайджана сделало свой выбор демократическим открытым путем. Просто надо, чтобы все это признали не только за закрытыми дверями, как это сейчас происходит, но и публично. А то получается лицемерие какое-то... - Благодаря проекту Баку-Тбилиси-Джейхан Азербайджан станет ключевым каналом транспортировки ресурсов для Центральной Азии. Каковы перспективы морского трубопровода с территории Казахстана? - Я бы не сказал, что ключевым. В регионе Каспия существуют другие трубопроводы. Баку-Новороссийск, Баку-Супса, существует КТК. Страны Каспийского региона, не имеющие выхода к мировым рынкам, вынуждены строить трубопроводы. Баку-Джейхан - такой же трубопровод, как и любой другой. Он имеет только экономический аспект, это позволит Азербайджану иметь третий альтернативный путь. Чем больше у нас альтернатив, тем больше возможностей для маневра. Но и остальные имеющиеся трубопроводы также будут действовать. Нефти в регионе много. А что касается морского трубопровода из Казахстана, то Казахстан этот вопрос не обсуждает. Мы свои трубопроводы строим для транспортировки азербайджанской нефти. Мощности трубопровода Баку-Джейхан позволят нам транспортировать азербайджанскую нефть. В будущем, если будет желание, будут рассматриваться и другие варианты, но это дело не сегодняшнего дня. Более 50 процентов трубопровода уже построено. В Азербайджане, Турции, Грузии соответствующие кредиты выделены. Азербайджан финансирует 25 процентов долевого участия в трубопроводе. Это порядка 750 миллионов долларов, из которых 250 миллионов мы живыми деньгами уже заплатили. Думаю, срок сдачи придется на конец этого года. Все идет стабильно, нормально. Всякие технические моменты и проблемы бывают, но все идет пока по графику. - Катастрофа в Ленкорани, где в ходе разрушения жилого дома погибли люди, произошла по причине разгильдяйства или ошибки строителей? - Я создал правительственную комиссию по расследованию этой трагедии. У меня есть своя версия случившегося, но пока не хочу предвосхищать события, потому что мнение президента иной раз может довлеть над независимым расследованием. Я считаю: были серьезные ошибки. Я встречался вчера с ранеными. У меня противоречивая информация - та, что официально передают, и от раненых. Возбуждено уголовное дело. На месте трагедии находятся представители наших правоохранительных органов, спасатели, медицинские работники. Я дал поручение в ближайшее время все это расследовать, все виновные будут наказаны. Самое же главное сейчас - это максимально быстро устранить последствия, расселить людей, для этого мы выделим компенсации, выделим новые квартиры, чтобы люди не остались на улице. - Политическая философия вашего отца Гейдара Алиева была одновременно в высшей степени гибкой и в то же время непоколебимо твердой. Каковы ваши принципы? - Я во всех своих выступлениях, и во время инаугурации, и после нее обещал азербайджанскому народу, что буду продолжать политику Гейдара Алиева, поскольку она - единственно верная. Она привела к тому, что Азербайджан из состояния хаоса, руин, гражданской войны перешел к созиданию и процветанию, миру и стабильности. Я очень многому у него научился и буду еще многому учиться, изучая его опыт, его видение вопросов. Я перед принятием любых решений думаю - а как бы поступил Гейдар Алиев в этом случае. Я стараюсь, чтобы те люди, которые в меня поверили, голосовали за меня, были довольны мною. Самая главная награда для президента - это вера в его идеи, без этого очень трудно работать, поэтому я буду стремиться к тому, чтобы все принципы Гейдара Алиева продолжали воплощаться в жизнь. Источник: Известия от 04.02.2004
Поделиться:
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий