
Несмотря на сотрудничество Тегерана с МАГАТЭ и прямые переговоры с Европой, Совет Безопасности ООН отклонил резолюцию России и Китая, направленную на сохранение дипломатического процесса, что показало тщетность стратегии Европы, основанной на давлении.
Тегеран использовал все рациональные и конструктивные дипломатические пути — от Каирского соглашения до прямых переговоров с тремя европейскими странами, даже в разгар израильских атак на иранскую территорию. Тем не менее Европа по-прежнему придерживается политики давления.
80-я сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и мероприятия в рамках этой сессии стали площадкой для последних попыток сохранить курс ядерной дипломатии Ирана. Иранская дипломатическая делегация во главе с Аббасом Арагчи и активная дипломатия президента Масуда Пезешкиана продемонстрировали, что Тегеран придерживается рационального и конструктивного дипломатического курса. Тем не менее европейцы продолжали придерживаться политики давления и перекладывания вины на Иран.
Приверженность Европы политике давления
Требованиям трёх европейских стран всегда не хватало логики; их целью было не урегулирование кризиса, а создание предлогов для оказания давления на Иран и уклонения от ответственности. Тегеран в рамках СВПД полностью выполнил свои обязательства и использовал все законные и рациональные дипломатические возможности.
Иран даже пытался сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии и в критические моменты вёл прямые переговоры с Европой. Однако с другой стороны не последовало никакого практического ответа.
Что произошло на пятничном заседании Совета Безопасности ООН?
В пятницу Совет Безопасности ООН собрался для рассмотрения совместного проекта резолюции России и Китая, в котором содержался призыв продлить действие резолюции 2231 на шесть месяцев. Проект, в котором подчеркивалась важность продолжения сотрудничества между Ираном и МАГАТЭ и предлагалась новая возможность для дипломатии, был отклонен: 9 голосов против, 2 воздержавшихся и 4 голоса «за». Это показало, что Европа не способна принять независимое решение без одобрения Вашингтона, что открыто подчеркнул представитель России.
За проголосовали Россия, Китай, Алжир и Пакистан, а против — США, Великобритания, Франция, Сьерра-Леоне, Словения, Дания, Греция и Сомали. Гайана и Южная Корея воздержались.
Дмитрий Полянский, посол России, обвинил Европейскую тройку в необоснованном давлении на Иран и заявил, что активация механизма возврата санкций является незаконной.
Министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи подчеркнул, что из-за одностороннего нарушения Западом своих обязательств Иран был вынужден частично отказаться от выполнения СВПД. Он добавил, что страны, поддерживающие проект резолюции, находятся «на правильной стороне истории», поскольку это искреннее стремление сохранить двери для дипломатии и диалога открытыми и избежать конфронтации.
Представители Китая, Пакистана и Алжира также подчеркнули важность дипломатии и СВПД как единственного устойчивого решения, предупредив, что отсутствие мирного урегулирования поставит под угрозу региональную и международную безопасность.
Представители США, Франции и Германии, напротив, обвинили Иран в нарушении обязательств и объявили о повторном введении санкций.
Реакция Ирана на давление со стороны США
В субботу, перед возвращением из Нью-Йорка, президент Ирана Масуд Пезешкиан сообщил журналистам, что Вашингтон потребовал полностью прекратить обогащение урана в обмен на трёхмесячную приостановку действия санкций.
Пезешкиан назвал это требование «неприемлемым» и отклонил его, подчеркнув: «Если нам придётся выбирать между их нелогичным требованием и ответными мерами, мы выберем ответные меры и будем решать наши проблемы соответствующим образом».
Он добавил, что Иран, опираясь на свои связи с соседями, странами БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества, а также при поддержке своего народа, способен преодолеть сложившуюся ситуацию.
Президент подчеркнул, что внешнеполитическое ведомство Ирана во главе с Аббасом Арагчи провело множество переговоров с различными европейскими и исламскими странами и что Иран никогда не поддастся давлению Запада. Он вновь заявил, что Иран никогда не был близок к созданию ядерного оружия и что его целью является сохранение мира и безопасности в регионе.
Он отверг обвинения в том, что Иран провоцирует группы Сопротивления, назвав их израильской пропагандой. Он заявил, что действия и реакция движений Сопротивления, таких как «Хезболла» и ХАМАС, являются прямым ответом на израильскую агрессию.
Президент подчеркнул необходимость национального единства, укрепления научного, культурного и коммуникационного потенциала страны, а также приверженности принципам дипломатии, заявив: «Легитимность Исламской Республики Иран заключается в том, что мы не стремимся к созданию ядерного оружия. Цель Запада — посеять страх».
Письмо Аракчи Генеральному секретарю ООН: возвращение санкций незаконно
Министр иностранных дел Ирана Сейед Аббас Аракчи в письме, направленном генеральному секретарю ООН и председателю Совета Безопасности ООН в субботу вечером, назвал действия трёх европейских государств и США по возобновлению отменённых санкций в соответствии с резолюцией 2231 «недействительными и не имеющими юридической силы» Он подчеркнул, что Иран не признает никаких попыток продлить или возобновить ограничения после 18 октября 2025 года.
Аракчи напомнил, что ни Иран, ни какое-либо другое государство — член ООН не обязаны подчиняться незаконным мерам западных стран. Он призвал Генерального секретаря не допускать злоупотребления Секретариатом ООН для оказания политического давления на Иран.
Он также предупредил, что любая попытка нанести ущерб Ирану повлечёт за собой соответствующую реакцию, и вся ответственность ляжет на тех, кто выбрал конфронтацию.
Последствия и новая глава в дипломатии Ирана
Результаты этой сессии проложили путь к возвращению санкций, фактически похоронив СВПД под шумихой и пропагандой Запада. Эту реальность признал сам Аббас Аракчи.
Быстрая реакция Тегерана — отзыв послов из Германии, Франции и Великобритании — ознаменовала начало новой главы в ядерной дипломатии Ирана. В этой главе Иран, полностью соблюдая свои обязательства и сохраняя дипломатические принципы, по-прежнему сохраняет возможность вести переговоры и поддерживать логический баланс в международных отношениях.
Этот этап отражает крайне сложный характер глобальной дипломатии и взаимодействия крупных держав, когда иррациональное поведение некоторых сторон создаёт новые условия и уникальные проблемы как для Ирана, так и для международного сообщества.
Однако опыт показывает, что возможность вернуться за стол переговоров и продолжить дипломатические усилия всегда есть и что Тегеран при разумном подходе может справиться с ситуацией.
Комментарии
гейропейцы недоговороспособны и увлеклись геноцидом собственного населения.
то, насколько СВПД не имеет никакой силы, было ясно уже давным-давно, особенно кристально ясно стало это с началом денацификации Свинарника несколько лет назад.
попытки договориться с недоговороспособными приводят только к тратам полезного времени и полезных ресурсов.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий