
По словам Мохсена Пакаина, основная цель присутствия США на Кавказе — изолировать Россию и спровоцировать страны региона, в том числе Азербайджан и Армению, выступить против России.
В условиях меняющегося геополитического ландшафта Южного Кавказа Иран продолжает подчёркивать свою приверженность региональному миру, стабильности и уважению суверенитета и территориальной целостности всех соседних государств. Признавая стратегическую важность региона и протяжённость своей границы с Южным Кавказом, Иран выступает за дипломатический диалог и сотрудничество в сфере безопасности, которые предотвращают иностранное вмешательство и защищают региональные интересы.
Чтобы лучше понять позицию Ирана в отношении недавних событий в Кавказском регионе, мы обратились к Мохсену Пакаину, иранскому политологу и бывшему дипломату.
Полный текст интервью, взятого Мохаддесе Пакраван, приводится ниже.
1. В целом, как вы оцениваете текущую ситуацию в сфере политики и безопасности на Южном Кавказе и какую позицию, по вашему мнению, занимает Иран в этих событиях?
Южный Кавказ после освобождения Карабаха и его возвращения в состав Азербайджанской Республики находится на пути к новой архитектуре безопасности, характеризующейся доминированием «мирного дискурса» в регионе. Фактически, после четырехсторонней встречи, проведенной в рамках Заседания Европейского политического сообщества в Праге в октябре 2022 года, и после встречи президента Азербайджана Ильхама Алиева, президента Франции Эммануэля Макрона, премьер-министра Армении Никола Пашиняна и Шарля Мишеля, тогдашнего президента Европейского совета, было опубликовано заявление, в котором говорилось, что Армения и Азербайджан привержены Уставу Организации Объединенных Наций, признают территориальную целостность и национальный суверенитет друг друга и подтверждают свою приверженность Алматинской декларации 1991 года.
В Алматинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 года после распада Советского Союза, подписавшие её страны, в том числе Азербайджан и Армения, обязались признавать и уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих международных границ. Соответственно, Карабах вернулся в состав Азербайджанской Республики, а эта республика признала суверенитет Армении над Зангезурским коридором. Таким образом, территориальные претензии Азербайджана на Зангезур, которые подразумевали возможную оккупацию этого коридора и нарушение границы Ирана с Арменией, были отвергнуты.
На данном этапе переговоры между двумя странами о заключении мирного соглашения продвигаются, и, что важно, обе стороны решили вести переговоры напрямую, без какого-либо посредничества.
2. Как вы считаете, какие последствия будет иметь Зангезурский коридор для различных сторон?
Нет никаких сомнений в том, что намерение Америки состоит в том, чтобы ослабить и изолировать Иран в регионе. Однако протяжённость границы Ирана с Южным Кавказом вдоль реки Аракс составляет более 400 километров, то есть у Ирана самая длинная граница на Южном Кавказе. Ни одна страна не доминирует в этом коридоре так, как Иран, и ни одна иностранная страна не может предпринять какие-либо конкретные действия против Ирана в этом регионе. Если западные страны войдут в этот регион, они подвергнутся серьёзному риску и станут уязвимыми.
США не будут вступать в военный конфликт ни с одной из стран Южного Кавказа, точно так же, как они не вступали в прямой конфликт с Россией на Украине, а использовали Украину как приманку для противостояния с Россией. Основная цель присутствия США на Кавказе — изолировать Россию и спровоцировать страны региона, в том числе Азербайджан и Армению, выступить против России, особенно на данном этапе, когда отношения между Арменией и Азербайджаном и Россией ухудшились. Поэтому Россия [вероятно] отреагирует жёстко и не так просто откажется от Кавказа. Конечно, если Россия не предпримет никаких действий, Иран в одиночку сможет помешать достижению целей США.
3. Чего можно ожидать от визита заместителя министра иностранных дел Армении в Тегеран?
Вполне естественно, что на данном этапе нам следует провести консультации с Арменией, Азербайджаном и Россией. В ходе консультаций с заместителем министра иностранных дел Армении мы приветствовали установление мира между Арменией и Азербайджаном и сообщили о согласии Ирана устранить препятствия в коммуникационных сетях. При этом мы подчеркнули, что этот коридор не должен привести к геополитическим изменениям в регионе или лишить Иран доступа к другим коммуникационным маршрутам. Мы также подчеркнули, что присутствие США в этом регионе не способствует безопасности Кавказа.
Армянская сторона также пообещала, что при принятии решений относительно маршрутов сообщения Ереван будет уделять первостепенное внимание миру, региональной стабильности, а также взаимным интересам и выгодам Ирана и Армении. Мы надеемся, что Армения будет действовать разумно в отношении невмешательства каких-либо военных сил или сил безопасности в реализацию Зангезурского проекта и будет бдительна в отношении возможных действий США, которые под прикрытием экономических инвестиций и заявлений об обеспечении мира преследуют гегемонистские цели в Кавказском регионе.
4. Если Азербайджан будет настаивать на реализации Зангезурского проекта, какие дипломатические меры или альтернативные действия может предпринять Иран?
Прежде всего мы проводим дипломатические консультации со странами региона, включая Азербайджан, Россию, Армению и даже Турцию, напоминая им об опасности присутствия США в этом регионе. Мы также стремимся к тому, чтобы Армения избегала любых действий, которые могут нарушить текущий мирный диалог на Кавказе.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий