Второй раунд переговоров между Ираном и европейской «тройкой» (Великобританией, Францией и Германией) начался в понедельник и продлится два дня.
К этим странам также присоединяется представитель Европейского союза.
В Женеве проходят переговоры, посвящённые Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД), региональным вопросам и международным событиям.
Казем Гарибабади, заместитель министра иностранных дел Ирана по правовым и международным вопросам, ранее подчеркнул, что «эти обсуждения — не официальные переговоры, а скорее возможность прояснить вопросы и провести более глубокие консультации».
Далее он пояснил, что основная цель этих переговоров — определить контекст, метод и структуру любых возможных будущих переговоров.
Этот раунд следует за недавними встречами в Женеве, на которых дипломаты из Ирана, Великобритании, Франции и Германии обсуждали различные события.
«Мы обсудили и подвели итоги недавних двусторонних, региональных и международных событий, в частности, вопросов, связанных с ядерной программой и снятием санкций», — заявил Гарибабади после ноябрьских переговоров.
Дискуссии начались после того, как в ноябре Совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) принял антииранскую резолюцию, инициированную США и европейской «тройкой» и обвинявшую Иран в несоблюдении СВПД.
СВПД — это соглашение, подписанное в 2015 году между Ираном и группой стран «П5+1», которое ограничивало ядерную программу Ирана в обмен на ослабление санкций. Оно было расторгнуто в 2018 году после того, как президент США Дональд Трамп отказался от него и вновь ввёл санкции.
В ответ, Иран спустя 1,5 года постепенно отказался от своих обязательств, сославшись на неспособность европейских стран, подписавших соглашение, противостоять санкциям США.
В ответ на резолюцию МАГАТЭ от ноября 2023 года, в которой Иран был осуждён за «недостаточное сотрудничество» без учёта несоблюдения требований со стороны Запада, Тегеран ускорил обогащение урана и установил новые усовершенствованные центрифуги — всё под наблюдением МАГАТЭ.
Гарибабади предупредил, что Иран может выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), если будет активирован механизм «возврата» Совета Безопасности ООН, который позволяет повторно ввести санкции. Иран утверждает, что, поскольку США в одностороннем порядке вышли из СВПД в 2018 году, ни США, ни европейские страны не имеют законных оснований для запуска этого механизма.
«Мы твёрдо намерены отстаивать интересы нашего народа, и мы предпочитаем путь диалога и взаимодействия», — повторил Гарибабади, подчеркнув позицию Ирана в отношении дипломатии.
В дополнение к этому министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи заявил в недавнем интервью: «Формула, которую мы предлагаем для решения ядерного вопроса, такая же, как и формула СВПД: укрепление доверия к ядерной программе Ирана в обмен на отмену санкций».
Он также предупредил: «Если другая сторона откажется от этого пути [честных переговоров], для нас будет естественно продолжать идти своим путём, как мы делали в последние годы и будем делать сейчас».
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий