Макранское побережье образует путь сообщения между Ираном и открытыми водами Индийского океана. Порт Чабахар, единственный иранский океанский порт в Макранском заливе, обладает большими возможностями для реализации геоэкономических преимуществ страны и развития торговых отношений с Россией и Индией.
Это преимущество, наряду с членством Ирана в БРИКС, может помочь определить общие интересы с этими странами и вхождение Ирана в азиатскую цепочку поставок.
Введение
Согласно пятилетнему плану развития зон Макрана, к 2027 году на этот регион должно приходиться 5% Валового внутреннего дохода страны. Кроме того, в рамках этой программы планируется развитие телекоммуникационной и логистической инфраструктуры, погрузка и транспортировка 15 миллионов тонн грузов в год из портов региона, создание 5 зон экономического развития, а также обеспечение 2,5% Валового внутреннего дохода Макрана за счёт предоставления международных финансовых услуг. В настоящее время в регионе Макран работают 8 портов, и порт Чабахар важен с точки зрения своего стратегического расположения на пути с севера на юг и возможности принимать океанские суда. Ниже мы рассмотрим роль развития побережья Макрана в экономических отношениях Ирана с этими двумя странами.
От геополитического удушья до зависимости Индии от прибрежных портов Макрана
С одной стороны, проблемы Индии в отношениях с Пакистаном и Китаем, а с другой — недавние изменения, произошедшие в Бангладеш, привели к смене правительства и изолировали Индию с точки зрения наземных маршрутов, усилив её стремление развивать свои морские преимущества. Благодаря своему стратегическому расположению и доступу к ключевым портам Индии, зона Макран обеспечивает прямое и активное деловое общение. Индийские инвесторы могут использовать эти регионы в качестве базы для выхода на более широкие рынки Ближнего Востока и Центральной Азии. Кроме того, Макранский регион может стать ориентиром для поставок энергии и сырья, необходимых для развивающейся экономики Индии. Согласно статистике за 2022–2023 годы, Индия импортировала нефть из России на 31 миллиард долларов. Завершение строительства и расширение иранских нефтепроводов от портов Каспийского моря до побережья Макрана поможет сократить расходы на транзит энергоресурсов между двумя странами. Развитие побережья Макрана может привести к расширению промышленного и технологического сотрудничества между Ираном и Индией. Создавая коммерческие и промышленные свободные зоны на этих побережьях, индийские компании могут сотрудничать в рамках совместных проектов с Ираном и получать выгоду от новых рынков. Двусторонняя торговля между Индией и Ираном в 2022–2023 финансовом году составила 2,33 миллиарда долларов, что на 21,76% больше, чем в предыдущем году. За этот период экспорт Индии в Иран составил 1,66 миллиарда долларов (рост на 14,34%), а импорт Индии из Ирана — 672,12 миллиона долларов (рост на 45,05%).
Украинский кризис и изменения на рынке российской продукции
Кризис на Украине и экономические санкции Запада против России и транзитных маршрутов этой страны изменили рынок сбыта российской продукции из Европы в другие регионы и страны, такие как Индия, Китай, Центральная Азия и Африка. Кроме того, транзитные санкции, введённые против России, желание этой страны активизировать коридор «Север-Юг», чтобы синхронизировать транзитные маршруты с изменением рынка сбыта российской продукции из открытых вод Макранского побережья. Из-за блокировки Черноморского маршрута во время украинского кризиса Индия и Россия стали использовать порт Чабахар для транзита товаров и энергоносителей, что значительно снижает транспортные расходы.
Коридор «Север-Юг» — это мультимодальный маршрут, который может соединить Мумбаи в Индии с Хельсинки в Финляндии. Этот коридор, проходящий через Иран, соединяет экономики Индии и России. Время в пути по этому маршруту составляет от 25 до 30 часов, а его стоимость оценивается на 30% ниже, чем у традиционных маршрутов.
Заключение
Рынок иранской продукции на крупных рынках Индии и России стал важным. К таким изменениям относятся:
Украинский кризис: начало специальной военной операции России на Украине вызвало волну западных санкций против России. Этот конфликт, наряду с препятствиями и сокращением закупок российской нефти и газа в Европе, изменил стратегию российского энергетического рынка, сместив его с Европы на Китай, Индию и других азиатских потребителей. Заключение контракта на покупку российского газа Ираном является позитивным шагом в направлении превращения Ирана в газовый хаб в регионе, который состоялся после украинского кризиса.
Нападение ХАМАС на Израиль в октябре: операция вооруженных сил ХАМАС против сионистского режима имела множество последствий для этого режима и мировой геополитики. Эта операция показала неспособность Израиля обеспечить собственную безопасность и, как следствие, потерю доверия западных держав и Индии к этой стране, которая должна была играть роль основного звена коридора МПК. Этот коридор, соединяющий Индию и Аравийский полуостров с Европой через Израиль, был альтернативным маршрутом для инициативы «Один пояс, один путь», соединяющей Азию с Европой. Альтернативный маршрут Индия-Иран-Турция может соединить Индию с Европой с аналогичной целью. Реализация этого маршрута требует развития прибрежных портов Макрана и активизации экономической дипломатии для определения общих интересов со сторонами, участвующими в маршруте.
Членство Ирана в БРИКС: членство Ирана в БРИКС может обеспечить доступ к крупным и растущим рынкам стран-участниц. Это может способствовать увеличению экспорта иранской продукции и валютных поступлений. Кроме того, привлечение иностранных инвестиций и упрощение доступа к финансовым ресурсам и банковским услугам группы БРИКС может привести к развитию инфраструктурных проектов в Макранском регионе в рамках пятилетнего плана развития прибрежной зоны Макрана.
Использование преимуществ развития отношений между Индией и Россией требует определения общих интересов сторон в рамках геоэкономических преимуществ страны на берегах Макрана. Создание общей цепочки поставок между тремя странами — Россией, Ираном и Индией — за счёт развития производственных мощностей и свободных экономических зон на побережье Макрана.
Мохаммадмахди Эхсанталаб
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий