Объяснены избирательные механизмы Ирана

27 июня 2024
A A A


Президентские выборы в Иране состоятся 28 июня, их перенесли после трагической гибели президента Раиси в результате крушения вертолета 19 мая, когда он находился на третьем году своего правления.

Статья 6 конституции Ирана подчеркивает важность участия общественности в политических делах Исламской Республики, заявляя, что "делами государства следует управлять, полагаясь на общественное мнение посредством выборов, таких как выборы президента, представителей Исламской консультативной ассамблеи, членов местных советов, а также посредством референдумов". Конституция Исламской Республики Иран, принятая в 1979 году и измененная в 1989 году, вместе с пятью законами о выборах обеспечивают правовую основу для проведения выборов.

Статьи 114-120 конституции определяют избирательную систему для избрания президента, требования к кандидатам, максимальный период между выборами и условия переизбрания. Согласно этим положениям, избиратели избирают 270 депутатов сроком на 4 года, оставляя пять мест за признанными религиозными меньшинствами (зороастрийцами, евреями и христианами).

Кроме того, конституционные положения, касающиеся парламентских выборов, гарантируют право на прямое и тайное голосование и в значительной степени устанавливают условия для разграничения избирательных округов. В статье 99 уточняется, что "Совет стражей несет ответственность за надзор за выборами в Ассамблею экспертов по вопросам руководства, президентства, парламента (меджлиса) и референдумов".

Наряду с конституцией эти пять законов о выборах составляют правовую основу для управления выборами в Иране и надзора за ними:

- Закон о президентских выборах
- Закон о выборах в Исламскую консультативную ассамблею
- Закон об организации, функциях и выборах исламских советов и мэров
- Закон о наблюдении со стороны Совета стражей за президентскими выборами в Исламской Республике Иран
- Закон о наблюдении со стороны Совета стражей за выборами в Исламскую консультативную ассамблею

Закон о президентских выборах устанавливает положения, касающиеся права голоса, организации и управления выборами, избирательной системы, регистрации и квалификации кандидатов, избирательной кампании, разрешения избирательных споров, а также нарушений на выборах и наказаний за них.

Согласно статье 1, президентский срок составляет четыре года с момента утверждения Лидером полномочий президента. В статье 10 уточняется, что президент должен быть избран прямым и тайным всенародным голосованием. Президентам разрешается баллотироваться только на два срока подряд, но у них есть возможность добиваться переизбрания по истечении одного срока.
Президентские выборы в Иране основаны на системе конкурса абсолютного большинства, где кандидаты соревнуются за получение абсолютного большинства голосов. Согласно статье 14 закона, если абсолютное большинство не достигается в первом туре, в пятницу, следующую за днем выборов, проводится второй тур выборов между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов.

Закон о выборах в Исламское консультативное собрание устанавливает правила проведения выборов в законодательные органы Ирана. Меджлис, широко известный как Исламская консультативная ассамблея, представляет собой однопалатный парламент, состоящий из 290 депутатов, избираемых по одномандатным или многомандатным избирательным округам. Представители избираются по системе голосования в два тура сроком на четыре года без ограничений на переизбрание. Кандидаты, получившие не менее одной четвертой голосов, поданных в первом туре, избираются в Меджлис. Если один или несколько кандидатов не достигают этого порога в первом туре, проводится второй тур голосования.

Закон о выборах в местные советы, принятый законодательным собранием в 1999 году, состоит из пяти глав, посвященных таким темам, как организация советов, проведение выборов, полномочия и функции советов, а также процедуры расследования нарушений, связанных с советами. Согласно статье 1, местные советы несут ответственность за "продвижение социальных, экономических программ, программ развития, общественного здравоохранения, культурных и образовательных программ в соответствии с местными потребностями". Кроме того, закон предусматривает четырехлетний срок полномочий членов совета и определяет условия формирования советов с учетом численности населения на деревенском, районном, городском и провинциальном уровнях.

Законы, регулирующие надзор Совета Стражей за президентскими и парламентскими выборами, дополняют статью 99 конституции. Принятые в 1985 и 1986 годах, эти законы предоставляют Совету стражей надзорные права и определяют уровни наблюдательных комитетов, создаваемых для каждых выборов. Кроме того, они определяют состав, функции и ограничения полномочий этих комитетов.

Организации, ответственные за управление выборами
В Иране за управление деятельностью, связанной с президентскими и парламентскими выборами, отвечают два органа: Совет стражей и Министерство внутренних дел. Совет стражей обладает автономией для надзора и разработки политики проведения выборов, в то время как Министерство внутренних дел проводит избирательные операции под руководством Совета. Кроме того, выборы в муниципальные и сельские советы контролируются парламентом, а Министерство внутренних дел отвечает за организацию и администрирование этих избирательных процессов.

Совет стражей - это орган, состоящий из двенадцати членов: шести квалифицированных теологов в области исламской юриспруденции и шести юристов, специализирующихся в различных областях права. Лидер напрямую назначает богословов, в то время как юристы назначаются главой судебной власти и избираются множественным голосованием в парламенте.

Совет стражей обладает обширными законодательными и исполнительными полномочиями. Он рассматривает все законодательные акты, принятые парламентом, и имеет право одобрить или отклонить законопроект на основе его соответствия исламским принципам и конституционному праву. Согласно статье 4 конституции, "Все законы и подзаконные акты, включая гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные и политические, должны основываться на исламских принципах", и "теологи Совета Стражей должны решать, соответствуют ли такие законы и подзаконные акты этой статье".

Толкование конституции также входит в компетенцию Совета стражей. Согласно статье 98 конституции, "Полномочиями по толкованию конституции наделен Совет Стражей, что должно осуществляться с согласия трех четвертей его членов", и может быть инициировано по запросу Лидера - Президента, спикера парламента, главы судебной власти или члена Совета Стражей. Решение о рассмотрении запроса требует большинства голосов всех членов Совета.

В соответствии со статьей 99 Конституции, Совет стражей играет решающую роль в политическом наблюдении за выборами в Ассамблею экспертов, Президиум, Меджлис (парламент) и референдумами.

В дополнение к проверке полномочий кандидатов, Совет стражей осуществляет значительные надзорные полномочия, которые включают:

- Установление даты выборов.
- Рассмотрение жалоб и разрешение избирательных споров.
- Надзор за деятельностью Комиссии по наблюдению за избирательной кампанией, которой поручено регулировать поведение кандидатов в президенты и их деятельность во время кампании.
- Аннулирование выборов в избирательном округе или приостановление избирательного процесса.
- Утверждение поправок ко всем законам о выборах.
- Подтверждение результатов выборов.

Во время президентских и парламентских выборов Совет стражей выполняет свою надзорную роль, формируя специализированные комитеты. Для проведения президентских выборов он учреждает Центральный наблюдательный комитет (CSC), состоящий из семи членов, избираемых абсолютным большинством. В состав этого комитета входят два члена Совета стражей и пять человек, признанных в мусульманском сообществе за их знания, надежность и уважение.

Центральный наблюдательный комитет отвечает за надзор за всеми этапами избирательного процесса, а также за поведением Министерства внутренних дел и любыми вопросами, связанными с действительностью выборов. Кроме того, CSC поручено назначить наблюдателей за выборами в каждом из 368 избирательных округов Ирана. Эти контролеры, которые должны быть знающими, надежными и уважаемыми мусульманами, контролируют избирательный процесс на уровне округа и сообщают о любых нарушениях в Центральный наблюдательный комитет.

Министерство внутренних дел играет решающую роль в избирательном процессе, отвечая за управление всей деятельностью, связанной с выборами, под наблюдением Совета стражей. В течение избирательного цикла на национальном и местном уровнях создаются временные органы для проведения голосования. Кроме того, существует постоянное избирательное бюро, состоящее из профессионалов, которое работает круглый год, в задачи которого входит планирование и организация материально-технических аспектов выборов.

Избирательный штаб является постоянным подразделением Министерства внутренних дел, расположенным при Управлении по политическим вопросам. Он состоит из постоянного персонала, включая директора, двух заместителей директора и 25 старших экспертов, специализирующихся в таких областях, как статистика, выборы, юридические вопросы, логистика и бюджеты. Основной функцией Избирательного бюро является планирование и подготовка национальных и местных выборов.

Президентские выборы
Поправка к конституции 1989 года внесла существенные изменения в политическую структуру Ирана. Должность премьер-министра была упразднена, и президент был назначен главой исполнительной власти, избираемым прямым всенародным голосованием. Согласно конституции, президент занимает "высшую официальную должность в стране после Верховного лидера". В его обязанности входит соблюдение конституции и выполнение функций связующего звена между судебной, исполнительной и законодательной ветвями власти. Президент избирается на четырехлетний срок и не может занимать должность более двух сроков подряд.

Чтобы баллотироваться на выборах в Иране, кандидат должен соответствовать следующим требованиям:
- Быть иранского происхождения или иметь иранское гражданство.
- Обладать управленческими и лидерскими навыками.
- Быть уважаемым, надежным и набожным.
- Исповедовать верность принципам Исламской Республики и официальной государственной религии.

Правила, регулирующие президентские выборы в Иране, основаны на мажоритарной системе со вторым туром: кандидату необходимо абсолютное большинство (то есть 50% плюс один) для победы в первом туре. Если ни один кандидат не наберет такого большинства в первом туре, проводится второй тур голосования.

Голосование граждан Ирана, проживающих за пределами страны, осуществляется через иранские консульства и посольства за рубежом.

Кандидаты в президенты должны заполнить форму о выдвижении кандидатуры и представить ее в Министерство внутренних дел в течение пяти дней после объявления о начале выборов. Впоследствии Министерство внутренних дел собирает все заявления и направляет их в Совет стражей для рассмотрения и утверждения.

Пока Совет стражей изучает список кандидатов, у них также есть возможность представить информацию или свидетельства, подтверждающие их право на участие в выборах и квалификацию. Совет стражей рассматривает заявления в течение пяти дней и впоследствии отправляет список квалифицированных кандидатов в Министерство внутренних дел. Наконец, Министерство внутренних дел объявляет общественности окончательный список кандидатов.

Президентские кампании в Иране начинаются с публикации окончательного списка кандидатов и завершаются за 24 часа до дня выборов. Как правило, эти кампании длятся менее месяца.

Закон обеспечивает равные условия предвыборной кампании для кандидатов, включая равный доступ к государственным СМИ Ирана, таким как Islamic Republic of Iran Broadcasting (IRIB). Комиссия по наблюдению за избирательной кампанией (CMCE), временный орган, учрежденный Министерством внутренних дел, осуществляет надзор за избирательной кампанией, чтобы гарантировать, что все кандидаты имеют справедливый доступ к государственным ресурсам.

Комиссия по наблюдению за избирательной кампанией (CMCE) состоит из Генерального прокурора или их представителя, министра внутренних дел или их представителя, директора телерадиовещательной компании Исламской Республики Иран (IRIB) и представителя Совета стражей.

В заключение, весь избирательный процесс в Исламской Республике направлен на обеспечение участия в политической жизни в рамках исламской институциональной структуры, поддерживаемой конституцией, различными законами о выборах и надзором со стороны Совета стражей.

Ксавье Виллар


Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.