Главной темой внеочередного арабо-исламского саммита в Эр-Рияде, очевидно, было тяжелое положение палестинцев. Но она также включала в себя важные дипломатические моменты для Ирана.
Хотя общественное настроение в дипломатическом аппарате Ирана было мрачным из-за израильских зверств в секторе Газа, дипломатические достижения Ирана были замечательными: иранский президент впервые за многие годы встретился с арабскими лидерами.
Президент Раиси прибыл в Саудовскую Аравию в субботу на арабо-исламский саммит по сектору Газа на фоне жестокой израильской кампании против гражданского населения в палестинском анклаве.
Начнем с того, что поездка президента Раиси в Саудовскую Аравию сама по себе стала прорывом. Иран и Саудовская Аравия уже давно находятся в состоянии соперничества и споров по ряду вопросов, что в конечном итоге привело к разрыву их дипломатических отношений в 2016 году. Два региональных тяжеловеса оставались без каких-либо дипломатических отношений в течение почти семи лет.
Несмотря на бесчисленные посреднические усилия со стороны таких стран региона, как Ирак и Пакистан, Эр-Рияду и Тегерану не удавалось наладить свои отношения до тех пор, пока в марте прошлого года соглашение при посредничестве Китая не растопило лед и не провозгласило новую эру в ирано-саудовских отношениях. С тех пор официальные лица двух стран заняты планированием взаимных поездок. Первым шагом стал обмен визитами на уровне министров иностранных дел. Несмотря на некоторые отвлекающие факторы, министры иностранных дел Ирана и Саудовской Аравии обменялись визитами в Тегеран и Эр-Рияд. Другие министры последовали этому примеру, но визиты на более высоком уровне остались закрытыми.
Израильская агрессия против сектора Газа дала шанс. Иран и Саудовская Аравия выступили инициаторами созыва арабо-исламского саммита, который состоялся в то время, когда всем мусульманским странам требовалась единая позиция не только по Израилю, но и по отношению к его западным союзникам.
В Эр-Рияде президент Раиси встретился с наследным принцем Саудовской Аравии Мохаммедом бен Салманом, чья страна принимала саммит. Встреча стала первой между президентом Раиси и принцем Мухаммадом бен Салманом. Визит Раиси в Саудовскую Аравию также стал первым визитом иранского президента в арабскую страну за 11 лет.
Согласно заявлению иранского президента, на этой встрече обсуждалось и подчеркивалось развитие двусторонних отношений и регионального сотрудничества, и стороны договорились подробно обсудить двусторонние и региональные вопросы в будущем.
Посол Ирана в Саудовской Аравии Алиреза Энайати сообщил, что президент Ирана пригласил наследного принца Саудовской Аравии посетить Иран.
Эта встреча стала не единственной важной встречей, состоявшейся на полях саммита Организации исламского сотрудничества (ОИС). Президент Раиси также встретился с президентом Египта Абдель Фаттахом Ас-Сиси, который находился в центре дипломатических усилий, направленных на деэскалацию войны между Израилем и сектором Газа с момента начала войны в начале октября.
Египет и Иран не имеют дипломатических отношений на уровне послов. У них есть разделы дипломатических интересов в столицах друг друга, которые намного ниже, чем полные дипломатические отношения. Несколько раундов дипломатических переговоров и посредничества между Тегераном и Каиром не принесли конкретных результатов в плане обмена посольствами.
На встрече с президентом Сиси президент Раиси выразил готовность улучшить отношения с самой густонаселенной арабской страной.
«Исламская Республика Иран не видит препятствий для развития отношений с дружественной страной Египет», – сказал Раиси своему египетскому коллеге.
Президент Раиси назвал проведение мирной встречи в Каире позитивной инициативой, которой западные страны помешали довести до конца. «Каирская мирная встреча могла бы стать поворотным моментом в прекращении сионистских преступлений, связанных с массовыми убийствами беззащитных и невинных женщин и детей в секторе Газа, но западные страны, поддерживающие сионистский режим, не позволили Совету Безопасности и другим международным организациям принять эффективные меры по прекращению этих преступлений, а также помешали встрече стать плодотворной», — добавил он.
Президент Сиси, со своей стороны, подтвердил желание Египта улучшить отношения с Ираном. «Наша определенная политическая воля состоит в том, чтобы установить реальные отношения с Ираном», — сказал он.
Он добавил: «Мы поручили соответствующим министрам развивать глубокие отношения между двумя странами».
Помимо Саудовской Аравии и Египта, иранский президент встретился с другими мусульманскими и арабскими лидерами, что еще раз подчеркнуло активность иранской дипломатии.
Мехран Шамсуддин
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий