Министр иностранных дел Ирана заявил, что Иран готов работать с МАГАТЭ для решения вопросов о трех предполагаемых объектах, если агентство решает эти вопросы технически, а не политически.
«У агентства есть вопросы о трех предполагаемых объектах, на которых, по их словам, был обнаружен уран, и мы готовы дать ответы на эти вопросы», — заявил министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир-Абдоллахян в интервью Al-Monitor в воскресенье вечером.
По его словам, как только будет достигнуто соглашение о возвращении к ядерной сделке, официально известной как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), Иран будет готов предоставить МАГАТЭ доступ «вне гарантий».
«Эти явно беспочвенные обвинения против Ирана, которые были включены в повестку дня агентства [МАГАТЭ], должны быть сняты в первую очередь», — сказал он. «Но мы верим и принимаем, что для этого необходимо проделать некоторую техническую работу».
«В то же время агентству нужно вести себя и действовать технически», а не политически, добавил он.
Он сослался на аналогичный процесс в 2015 году, когда МАГАТЭ завершило расследование прошлых военных аспектов (PMD) ядерной программы Ирана, приняв резолюцию, позволившую продолжить выполнение СВПД. Как и в 2015 году, сказал он, «необходима политическая воля, чтобы закрыть дело по этим обвинениям».
Выступая в понедельник на 66-й очередной сессии Генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене, глава Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Мохаммад Эслами решительно отверг все обвинения о наличии незаявленной ядерной деятельности или материалов в Иране.
«В Иране нет незаявленной ядерной деятельности или материалов. Все обвинения просто основаны на ложной и неверной информации, предоставленной узурпирующим режимом Израиля», — заявил глава ядерной службы Ирана.
Эслами сказал, что Иран всегда был готов к переговорам и конструктивному взаимодействию, подчеркнув, что Тегеран откажется от своих нынешних исправительных ядерных мер, в том числе связанных с оборудованием для наблюдения за рамками Соглашения о всеобъемлющих гарантиях и надежной системой проверки, только если будут сняты незаконные санкции и не будут беспочвенные обвинения выдвигаться против мирной ядерной программы страны.
На вопрос, почему Иран не решает нерешенные вопросы СВПД путем прямых переговоров с Соединенными Штатами, Амир-Абдоллахян ответил, что на прошлой неделе в Нью-Йорке американцы передали сообщение: «Давайте поговорим напрямую».
«Мы не боимся вести личные переговоры с Соединенными Штатами, но мы должны чувствовать, что это изменит правила игры, что это принесет нам какую-то выгоду».
«Если американцы настроены серьезно и готовы продемонстрировать свою готовность и желание вернуться к СВПД, этих [косвенных] сообщений будет достаточно».
На вопрос, поддержит ли Иран новый раунд непрямых переговоров при содействии ЕС в отсутствие прямых переговоров, Амир-Абдоллахян не обязательно видит в этом необходимость, заявив, что позиция Ирана в последних раундах заключалась в том, чтобы сделать соглашение более прозрачным и менее двусмысленным.
«Но если американская сторона считает, что необходим еще один раунд переговоров координаторов, я имею в виду [руководителя внешнеполитического ведомства ЕС] Жозепа Борреля и ЕС, то мы не собираемся отказываться от этого».
Что касается экономических гарантий, Амир-Абдоллахян сказал, что в последние недели был достигнут «некоторый прогресс» в результате обмена сообщениями с американцами.
«Мы действительно хотим, чтобы это произошло», — сказал министр иностранных дел, имея в виду возвращение к СВПД и экономические выгоды, которые будут получены в результате отмены санкций.
Соединенные Штаты при бывшем президенте Дональде Трампе отказались от соглашения в мае 2018 года и восстановили односторонние санкции, снятые соглашением.
Переговоры о спасении соглашения начались в столице Австрии Вене в апреле прошлого года, через несколько месяцев после того, как Джо Байден сменил Трампа, с намерением изучить серьезность Вашингтона в повторном присоединении к соглашению и снятии антииранских санкций.
Несмотря на заметный прогресс, нерешительность и промедление США стали причиной неоднократных перерывов в марафонских переговорах. Четыре дня напряженных переговоров между представителями Ирана и пяти оставшихся сторон СВПД завершились 8 августа вынесением на стол измененного текста, предложенного ЕС.
Иран представил свой ответ на проект предложения ЕС 15 августа, через неделю после завершения последнего раунда переговоров, который блок назвал «разумным». После представления своего ответа Тегеран призвал Вашингтон проявить «реализм и гибкость», чтобы договориться.
Соединенным Штатам, со своей стороны, потребовалось несколько недель, чтобы дать свой ответ на комментарии Ирана.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий