Отчет МАГАТЭ не отражает масштабного сотрудничества Ирана с агентством

31 мая 2022
A A A


Представитель Ирана в организациях, базирующихся в Вене, заявил, что последний отчет МАГАТЭ о запасах обогащенного урана в стране является односторонним и не отражает обширного сотрудничества Ирана с ядерной организацией ООН.

Постоянный представитель Ирана в базирующихся в Вене международных организациях Мохаммад Реза Гаэби сделал комментарий в понедельник после того, как МАГАТЭ заявило, что, по его оценкам, запасы обогащенного урана в Иране выросли более чем в 18 раз по сравнению с пределом, установленным в соглашении 2015 года между Тегераном и мировыми державами. 

Предел в соглашении с Ираном 2015 года, официально известном как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), был установлен на уровне 300 кг (660 фунтов) определенного соединения, что эквивалентно 202,8 кг урана.

В отчете Рафаэля Гросси, генерального директора ядерного агентства ООН, также утверждается, что Иран продолжает обогащение урана до уровней, превышающих предел в 3,67 процента, предусмотренный историческим соглашением.

«Доклад Генерального директора МАГАТЭ не отражает широкого сотрудничества Ирана с МАГАТЭ», — сказал Гаеби. «Отчет заключает именно то, что Генеральный директор представил Европейскому парламенту перед третьим раундом технических переговоров, даже до завершения шагов, изложенных в совместном заявлении».

Постоянный представитель Ирана в международных организациях, базирующихся в Вене, заявил, что отчет, отбрасывая подробные, аргументированные и технические аргументы, выдвинутые иранской стороной, и несправедливо называя их недействительными, продолжает полагаться на заранее определенные предположения агентства и представляет его однобокий вывод, соответственно.

«Исламская Республика Иран считает такой подход неконструктивным и разрушительным для тесных отношений и продолжающегося сотрудничества между Ираном и МАГАТЭ», — отметил Гаеби. «И считает, что МАГАТЭ должно осознать пагубные последствия публикации таких односторонних отчетов, которые могут стать необходимым предлогом для противников отношений Ирана и МАГАТЭ, а также для заклятых критиков возрождения СВПД».

В отдельном отчете, также опубликованном в понедельник, МАГАТЭ заявило, что у него все еще есть вопросы, которые «не прояснены» в отношении предыдущих незаявленных ядерных материалов на трех иранских объектах.

В сообщении говорится, что Иран предложил объяснение «акта саботажа третьей стороны с целью заражения» объектов, но добавлено, что не было предоставлено никаких доказательств, подтверждающих это.

Ссылаясь на второй отчет МАГАТЭ, Гаэби сказал, что вся мирная ядерная деятельность Ирана осуществлялась в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и в соответствии с юридическими компенсационными мерами в законе, принятом иранским парламентом после приостановки ядерных обязательств Ирана из-за невыполнения обязательств другими сторонами.

«Поэтому агентство не получит доступа к информации с памяти своих развернутых камер и другой информации в этом отношении, пока не будет достигнуто соглашение о возрождении СВПД», — подчеркнул Гаэби.

По словам высокопоставленного дипломата, Исламская Республика неоднократно предупреждала должностных лиц МАГАТЭ о необходимости воздерживаться от раскрытия подробной информации о ядерной деятельности страны, исходя из важности принципа конфиденциальности в отношении правил МАГАТЭ, но этот вопрос не получил серьезного внимания  Агентства.

Сообщения в понедельник появились, когда переговоры в столице Австрии Вене о возобновлении знаменательного ядерного соглашения 2015 года между Ираном и мировыми державами остаются в тупике после того, как зашли в тупик в марте.

Постоянный представитель России при базирующихся в Вене международных организациях Михаил Ульянов отреагировал на утечку отчетов агентства ООН в СМИ и сказал, что этот шаг вызовет много спекуляций до и во время заседания Совета управляющих МАГАТЭ на следующей неделе.

«Как всегда, доклад генерального директора МАГАТЭ по Ирану сегодня моментально просочился в СМИ. Мы можем ожидать много спекуляций в ближайшие дни и жарких дебатов в Совете управляющих МАГАТЭ на следующей неделе», — написал Ульянов в Twitter.

С апреля 2021 года в австрийской столице было проведено несколько раундов переговоров между Ираном и группой стран P4+1 — Великобританией, Францией, Германией, Китаем и Россией, чтобы вернуть Вашингтон к сделке. Переговоры, однако, исключают американских дипломатов из-за выхода их страны.

Переговоры приостановлены с марта, поскольку США настаивают на своем отказе исправить свои прошлые ошибки, включая исключение иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) из списка иностранных террористических организаций.

Иран утверждает, что назначение КСИР в 2019 году было частью так называемой кампании максимального давления администрации бывшего президента Дональда Трампа на Иран, и поэтому его необходимо безоговорочно отменить.

Администрация Джо Байдена с этим не согласна, хотя она неоднократно признавала, что политика максимального давления Трампа потерпела катастрофический провал. Она сохранила статус КСИР и экономические санкции в качестве рычага на переговорах.


Поделиться:

Ещё новости

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий

Подписка

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал для оперативного получения новостей.