Переговоры по восстановлению ядерной сделки с Ираном вступают в “заключительную стадию”, говорят официальные лица, поскольку участники переговоров возвращаются в свои столицы, чтобы получить политические рекомендации о том, какие шаги предпринять в ближайшие дни, сообщает Politico в пятницу.
Западные дипломаты сталкиваются с добровольным крайним сроком в середине февраля, чтобы попытаться возродить соглашение 2015 года, которое ограничивало ядерную программу Ирана в обмен на снятие санкций. Некоторые западные официальные лица обеспокоены быстрыми ядерными достижениями Ирана с тех пор, как США отказались от сделки в 2018 году, а также надвигающимся докладом Организации Объединенных Наций "Атомный сторожевой пес", в котором, как ожидается, будут подробно описаны дальнейшие достижения Ирана в ядерной области, что, вероятно, вызовет новые трения.
Это означает, что следующие несколько недель имеют решающее значение для определения того, будет ли сделка восстановлена — или переговоры вообще развалятся.
“Январь был самым интенсивным периодом этих переговоров на сегодняшний день”, - говорится в заявлении в пятницу трех европейских стран, участвующих в переговорах: Франции, Германии и Великобритании. “Все знают, что мы приближаемся к финальной стадии, которая требует политических решений”.
Американский чиновник, знакомый с этим вопросом, повторил ощущение срочности.
“Никого не должно удивлять, что мы подходим к заключительному этапу и что нам нужны политические решения по самым сложным вопросам, поэтому все возвращаются в столицы”, - сказал чиновник.
По этому вопросу все, казалось, были единодушны, а главный переговорщик России Михаил Ульянов заявил, что переговоры “достигли продвинутой стадии, когда необходимы политические решения”.
По словам официальных лиц, знакомых с ходом переговоров, исход может быть любым. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый после шаткого возобновления переговоров в ноябре, США и Ирану еще предстоит урегулировать все нерешенные вопросы.
“Мы ожидаем завершения этих переговоров, но важно понимать, что основные политические вопросы по всем темам все еще остаются нерешенными”, - сказал один высокопоставленный западный дипломат, который говорил на условиях анонимности.
С положительной стороны, высокопоставленный западный дипломат сказал, что был достигнут прогресс по ключевым темам, включая то, как снова ограничить ядерную программу Ирана, как отменить вновь введенные санкции и — самое главное — как последовательно осуществлять эти шаги.
Но вопрос о последовательности все еще не полностью решен. Эти переговоры продолжаются “вялыми темпами", признал дипломат. Проблема в том, что процесс определения последовательности требует, чтобы участники переговоров создали тщательный план для США и Ирана, наметив шаги, которые они должны предпринять в течение нескольких месяцев, если будет достигнут возврат к сделке.
Это может привести к тому, что США сделают первый шаг в отмене ряда санкций, в том числе подготовят почву для того, чтобы глобальный бизнес с Ираном снова стал жизнеспособным. Иран заинтересован в том, чтобы бизнес снова начал действовать, чтобы убедиться, что санкции сняты, — например, в том, что они могут загрузить нефтяной танкер и продать его за границу.
Иран, со своей стороны, должен будет предпринять шаги по сокращению своей ядерной программы, а также избавиться от своих передовых центрифуг, которые используются для обогащения урана.
Однако, как всегда, дьявол кроется в деталях, которые еще предстоит доработать.
Тем не менее, атмосфера на переговорах в Вене улучшилась с декабря, когда новое правительство Ирана выдвинуло дополнительные требования, которые поставили переговоры на грань провала и способствовали трениям внутри команды США.
В четверг Бретт Макгарк, координатор Совета национальной безопасности Белого дома по Ближнему Востоку, сказал: “Мы находимся на пороге возможной сделки”.
“Но опять же, я не собираюсь ставить на это ставку. Существует [также] очень реальная вероятность того, что эти переговоры могут очень скоро рухнуть”, - добавил он, выступая во время мероприятия, организованного Фондом Карнеги за международный мир.
По этому поводу иранские официальные лица в последнее время также делали более оптимистичные заявления, в том числе не полностью исключали возможность каких-либо дальнейших прямых переговоров с США в какой-то момент в будущем. В настоящее время обе стороны проводят челночную дипломатию через других участников сделки — три европейские державы, а также Китай и Россию. Европейский союз также осуществляет координацию.
Президент Ирана Эбрахим Раиси в среду заявил, что “если стороны готовы отменить репрессивные санкции, есть место для любого соглашения”.
Однако высокопоставленный западный дипломат заявил, что “в настоящее время нет никаких конкретных признаков” для прямых американо-иранских переговоров, даже если они не могут быть исключены в будущем.
Непрямой формат переговоров привел к тому, что дипломаты из других мировых держав потратили месяцы на то, чтобы донести предложения между делегациями Ирана и США в Вене, что является невероятно громоздким и трудоемким процессом.
Пандемия также нависла над переговорами, и нескольким участникам переговоров пришлось провести карантин после положительного теста на COVID, что еще больше замедлило ход переговоров.
Но после 10 месяцев прерывистых дискуссий, похоже, что движение вперед и назад так или иначе подходит к потенциальному завершению.
В дополнение к добровольно установленному крайнему сроку в середине февраля дипломаты в Вене осведомлены о предстоящем докладе Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Именно тогда агентство опубликует свои следующие отчеты по ядерной программе Ирана.
Ожидается, что в докладах будет подробно рассказано о дальнейшем увеличении запасов высокообогащенного урана в Иране, а также представлена дополнительная информация о количестве передовых центрифуг, работающих на основных ядерных установках Ирана.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий