Представитель министерства иностранных дел Ирана заявил, что продолжающиеся обсуждения между главой Организации по атомной энергии Ирана и главой МАГАТЭ привели к прогрессу и что пробелы по ряду вопросов, представляющих взаимный интерес, сократились.
Представитель министерства иностранных дел Ирана сообщил Press TV, что продолжающиеся обсуждения между главой ОАЭИ Ирана вице-президентом Эслами и генеральным директором МАГАТЭ привели к прогрессу, а разрыв по ряду вопросов, представляющих взаимный интерес, сократился.
Хатибзаде сказал: «Я не хочу вдаваться в подробности, но могу ожидать, что обе стороны скоро достигнут взаимопонимания».
Ранее в тот же день Эслами заявил журналистам в кулуарах мероприятия в иранской столице Тегеране, что сотрудничество между Ираном и МАГАТЭ будет ограничиваться только гарантиями ООН по надзору за ядерной деятельностью и Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Эслами также сказал, что запрос МАГАТЭ на доступ к комплексу TESA Karaj, производственному цеху компонентов центрифуг на севере центральной части Ирана, выходит за рамки соглашения о гарантиях и, следовательно, «неприемлем».
Он также отметил, что, если служба ядерной безопасности ООН попытается получить доступ к ядерному объекту в соответствии с ядерным соглашением с Ираном 2015 года, также известным как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), все другие стороны должны предпринять шаги для выполнения своих обязательств.
«Если СВПД планируется ввести в действие, все [стороны] должны выполнить свои обязательства, и дело не в том, что Иран полностью выполняет свои обязательства, а другая сторона не выполняет свои обязательства», - заявил он.
«Когда они не выполняют свои обязательства и вводят жесткие, незаконные и несправедливые санкции против Ирана и ежедневно расширяют их, нет причин заставлять нас выполнять их [обязательства Ирана по СВПД]. Мы действуем в рамках Гарантии МАГАТЭ и ДНЯО и не принимаем ничего, кроме этого», - добавил Эслами.
СВПД был подписан Ираном и шестью мировыми державами в 2015 году. По условиям сделки Тегеран согласился ограничить определенные аспекты своей ядерной деятельности в обмен на отмену драконовских международных санкций, введенных против страны.
Однако в 2018 году США вышли из пакта и возобновили санкции в рамках так называемой "кампании максимального давления'' против Исламской Республики, фактически лишив Иран выгод от сделки, вынудив третьи стороны прекратить вести дела с Ираном.
Иран оставался терпеливым в течение целого года, после чего он начал постепенно отходить от своих ядерных обязательств, особенно после того, как европейцы не смогли спасти сделку под давлением США.
Решение Исламской Республики активизировать свою ядерную деятельность побудило другие стороны возобновить переговоры в начале этого года.
Иран и пять оставшихся участников СВПД - Германия, Великобритания, Франция, Россия и Китай - начали переговоры в столице Австрии в апреле с целью снятия санкций после того, как США при президенте Джо Байдене заявили о своем готовность вернуться к соглашению.
Во время предыдущего раунда венских переговоров, первого при президенте Эбрагиме Раиси, Иран представил два проекта текста, в которых отдельно говорится об отмене санкций США и возвращении Ирана к своим ядерным обязательствам в рамках СВПД. Тегеран также сообщил, что готовит третий проект текста по проверке снятия санкций.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий