С самого начала новое иранское правительство аятоллы Сейеда Эбрагима Раиси ясно дало понять, что смена исполнительной власти приведет к сдвигу во внешней политике.
Новый министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахян указал, как этот сдвиг будет происходить при аятолле Раиси. В своем выступлении на саммите в Багдаде Абдоллахян повторил то, что его предшественник часто подчеркивал на таких региональных платформах: Иран хочет более тесного сотрудничества со странами региона, особенно с соседями Ирана.
Но в то же время он стремился дать понять, что это сотрудничество должно осуществляться в новом духе, который уважал бы законные интересы Ирана и воздерживался от игры с нулевой суммой. Кроме того, высокопоставленный иранский дипломат дал понять, что никто не должен стремиться изменить баланс сил в регионе, полагаясь на внешние силы.
Подчеркнув поддержку Ираном усилий Ирака по созданию областей для сотрудничества и взаимодействия между странами региона, Абдоллахян отметил: «Наш регион обладает всеми религиозными, культурными и цивилизационными характеристиками, а также материальными и духовными возможностями для регионального сотрудничества и сближения, но к сожалению, из-за иностранного вмешательства и доминирования идей, ориентированных на безопасность, у него много проблем, включая войны, нестабильность и небезопасность».
Указывая на иностранную роль в регионе, министр иностранных дел Ирана акцентировал внимание на основных направлениях багдадского саммита. Правительство Ирака приложило много энергии и усилий для проведения этого саммита, чтобы приблизить взгляды заинтересованных сторон в регионе, страдающем от политических разногласий и поляризации.
Иракцы представили саммит, как уникальную платформу для развития внутрирегионального сотрудничества и партнерства. С их точки зрения, объединение официальных лиц из соперничающих стран сделало бы Ирак более безопасным и избавило бы его от перспективы стать побочным ущербом для регионального соперничества.
Кроме того, иракское правительство стремилось донести мысль о том, что они хотят и могут работать со всеми странами региона, независимо от их политического положения.
Иран приветствовал усилия Ирака и подчеркнул необходимость укрепления региональной безопасности посредством диалога между игроками в регионе. «Сегодня нам больше, чем когда-либо, нужна« устойчивая региональная безопасность с участием стран региона. Региональная безопасность будет материализована в зависимости от использования экономических ресурсов для создания коалиции за мир и развитие», - сказал Абдоллахян на саммите.
Он добавил: «Исламская Республика Иран выражает свою поддержку правительству и народу Ирака и его внутренним решениям, включая вывод иностранных войск и проведение досрочных выборов, и приветствует конструктивную роль Ирака в продвижении культуры диалога и регионального сотрудничества. Иран рассматривает сотрудничество в регионе, как основу для установления стабильности и мира на этом пути. Исламская Республика Иран, подчеркивая важную роль других стран в регионе, заявляет о своей готовности продвигать эти цели».
В конце своего выступления высокопоставленный иранский дипломат подчеркнул, что Иран принимает новый подход к региону при аятолле Раиси, который неоднократно повторял, что внешняя политика Ирана должна быть сосредоточена на региональном сотрудничестве, особенно в экономической сфере.
Абдоллахян указал на этот новый поворотный момент и сказал: «С большим удовольствием заявляю на инаугурации нового правительства Ирана, что наша внешняя политика, будучи сбалансированной, активной и умной, подчеркивает приоритет отношений с соседями и другими странами в регионе, и мы тепло пожимаем руку всем соседним и региональным странам».
Приведет ли этот новый подход к нормализации отношений с региональными тяжеловесами, такими как Саудовская Аравия, еще предстоит увидеть. Но, похоже, впереди еще долгий путь до полной нормализации отношений.
На саммите в Багдаде произошли две вещи, которые ослабили надежды на более тесное региональное сотрудничество. Во-первых, Сирия не была приглашена на саммит, несмотря на то, что она является крупным соседом Ирака. В некоторых сообщениях прессы говорилось, что исключение Сирии было вызвано иностранным давлением на иракское правительство.
Иран возражал против этого исключения как до, так и во время саммита. «Мы считаем, что Сирия, как одна из важных соседних стран Ирака, тоже должна была быть приглашена на эту встречу», - сказал Абдоллахян перед отъездом из Тегерана в Багдад.
Во время саммита Абдоллахян еще раз упомянул об отсутствии Сирии. «Я хотел бы подчеркнуть роль и поддержку стран региона в стабилизации и обеспечении безопасности Ирака, в том числе дружественной и братской страны Сирийской Арабской Республики. Я хотел бы выразить сожаление, что Сирия не участвует в этом саммите», - сказал он.
Во-вторых, не было сообщений о встрече Абдуллахяна с его саудовским коллегой Фейсалом бин Фарханом в Багдаде. При этом на полях саммита было проведено много важных встреч. Одна из таких встреч была между эмиром Катара и президентом Египта. Очередная встреча произошла между эмиром и губернатором Дубая, который также встретился с Абдоллахяном.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий