Подписывая стратегический долгосрочный план сотрудничества с Китаем в разгар возобновленной ядерной дипломатии с Западом, Иран закладывает основу для выработки нового внешнеполитического курса, который укрепит позиции страны на международной арене.
Пока мир затаил дыхание, чтобы увидеть, как Иран и США выйдут из ядерного тупика, Тегеран удивил мир, подписав всеобъемлющий план сотрудничества с Пекином и резко высказавшись по заявленному плану Соединенных Штатов по «удлинению и укреплению» ядерной сделки с Ираном 2015 года, официально известной, как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД).
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и Государственный советник Китая и министр иностранных дел Ван И подписали план 27 марта, подняв отношения Тегерана и Пекина в различных областях на новый, стратегический уровень.
План, официально известный как «Всестороннее сотрудничество между Исламской Республикой Иран и Китайской Народной Республикой», был широко воспринят почти всеми иранскими официальными лицами как стратегическое решение, хотя они так или иначе разошлись по причинам, лежащим в основе цементирования связей с Китаем.
По словам посла Китая в Иране Чанг Хуа, первые переговоры по плану начались в 2016 году, когда президент Китая Си Цзиньпин нанес успешный визит в Иран, в ходе которого Китай и Иран объявили о создании всеобъемлющего стратегического партнерства. С тех пор, как сказал Чанг в интервью Tehran Times, обмены и сотрудничество в различных областях двух стран становятся все более тесными.
Иранские официальные лица, представляющие весь политический спектр, высказали две точки зрения на план. Некоторые из них рассматривают это в более широком контексте проблемных отношений Ирана с Западом.
«Подписание Дорожной карты стратегического партнерства Ирана и Китая является частью политики активного сопротивления. «Мир - это не только Запад, и Запад - это не только нарушающие законы Америка, Великобритания, Франция и Германия», - написал 29 марта в Твиттере секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани.
Спикер парламента Мохаммад Бакер Калибаф поддержал то же мнение, заявив, что стратегический план Иран-Китай является «важным предупреждением» для США.
«Мы уточняем, что приветствуем этот шаг. Если подписание документа будет основано на убеждении, что мир - это не только Запад и что будущий век (21 век) будет веком Азии, это будет считаться стратегическим шагом», - сказал спикер.
Другие иранские официальные лица заявили, что план сам по себе является «стратегическим выбором».
«Иран придает большое значение своим отношениям с Китаем, и укрепление сотрудничества с Китаем - это стратегический выбор, сделанный Ираном», - заявил министр иностранных дел Ирана во время встречи со своим китайским коллегой.
Посол Чанг отметил, что Тегеран и Пекин полны решимости продвигать этот план.
«Недавний успешный визит Ван И в Иран продемонстрировал, что обе стороны придают большое значение всеобъемлющему стратегическому партнерству двух стран и имеют политическую волю для его дальнейшего продвижения», - сказал китайский посол в интервью Tehran Times.
Он также отметил, что Ван много раз подчеркивал во время своего недавнего визита в Иран, что независимо от того, как изменится ситуация в мире, готовность Китая развивать китайско-иранские отношения не изменится.
Это может объяснить, почему Китай в настоящее время перешел к подписанию плана с Ираном. Некоторые политические круги, близкие к правительству Хасана Рухани, заявили, что полная реализация ирано-китайского плана может зависеть от улучшения отношений с Западом, в основном за счет возрождения СВПД и отмены санкций США. Но Китай дал понять, что его стратегическое сотрудничество с Ираном не будет зависеть от международного развития.
Вместо того, чтобы сосредоточить внимание на международных событиях, в том числе связанных с СВПД, Китай, похоже, придает большее значение региональным событиям, что очевидно из инициативы из пяти пунктов, предложенной министром иностранных дел Ван И во время его недавнего визита в Иран. По словам посла, китайская инициатива способствует взаимному уважению между странами региона, поддерживает равенство и справедливость, поддерживая разумное решение палестинского вопроса, способствует усилиям по нераспространению, способствует коллективной безопасности и ускоряет сотрудничество в целях развития.
«Китай готов оставаться в тесном контакте со всеми сторонами по инициативе из пяти пунктов и тесно сотрудничать в целях содействия миру, безопасности и развитию на Ближнем Востоке [в Западной Азии]», - заключил посол Чанг.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий