«Американцы не хотят, чтобы ни Иран, ни Россия выступали в качестве региональных держав, - сказал иранский эксперт в интервью Mehr News. - США также не хотят, чтобы Тегеран и Москва были партнерами».
Отмечая 100-летие установления дипломатических отношений, Иран и Россия становятся свидетелями непрерывного развития их взаимных связей. Они ведут конструктивные переговоры по СВПД, сирийскому кризису, текущим делам в Ираке, Йемене, Ливии, а также о региональном и международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом.
Обе страны верят в принципы, включая сопротивление гегемонии ведущих западных держав в регионе, сохранение региональной стабильности и безопасности, уважение суверенитета других стран и невмешательство в их внутренние дела.
Тегеран и Москва заинтересованы в расширении общих экономических и торговых связей, а также в сотрудничестве в парламентской, энергетической, культурной, научной и политической сферах, помимо военной. Стороны планируют в будущем обновить документ о сотрудничестве, создать коридоры Иран-Россия-Европа, Иран-Ирак-Россия и Россия-Иран-Афганистан, а также создать таможенный «зеленый коридор» друг с другом.
В интервью информационному агентству Mehr, иранский эксперт по России Шуайб Бахман подробно остановился на различных аспектах экономического и политического сотрудничества между двумя странами.
Полный текст интервью приводится ниже:
Вопрос: Не могли бы вы дать общее представление об экономических сделках между Ираном и Россией?
Ответ: Чтобы получить всесторонний обзор экономических связей Ирана и России, мы можем изучить их с разных сторон.
Одна из них - это товарообмен между двумя сторонами, в котором в последние годы не наблюдалось заметного роста. В последние два-три десятилетия эта цифра была ниже 2 миллиардов долларов, что очень мало. Объем торговли между двумя странами не продемонстрировал заметного роста по ряду причин, среди которых я могу назвать банковские и таможенные препятствия, а также санкции США, политические вопросы и нежелание менеджеров обеих стран расширять такие связи. Я считаю, что последний фактор наиболее актуален. Конечно, у обеих сторон была возможность, в частности после одобрения соглашения между Ираном и ЕАЭС, осуществлять свои финансовые операции независимо от SWIFT или других западных каналов и через собственные финансовые механизмы, то есть иранскую SEPAM и российскую платежную систему "Мир".
Стоит отметить, что между Тегераном и Москвой подписаны взаимно подписанные соглашения на сумму более 25 миллиардов долларов, однако они пока не реализованы. Я могу сказать, что основная причина проблемы - это склонность некоторых иранских менеджеров к представителям Запада, которая коренится в их незнании технологических и технических достижений, потенциала и возможностей России. Например, россияне разработали ГЛОНАСС (глобальную навигационную спутниковую систему), которая является конкурентом американской GPS (глобальной системы позиционирования), или у них есть уникальные и современные технологии для расширения сети морских трубопроводов природного газа из России в Германию через Балтийское море.
В последние годы, Иран импортировал из России различные виды масел, крупы, сталь, бумагу, запчасти для железных дорог и т. д. Но на самом деле российский рынок намного больше, и, если лучше с ним познакомиться, наш импорт может быть более разнообразным, и Иран может импортировать из страны многие другие товары, в том числе технические и технологические.
Мы не должны забывать, что в настоящее время развитие и модернизация основных отраслей промышленности Ирана, включая железную дорогу, сталелитейную промышленность, машиностроение и т. д., осуществляются с помощью восточных стран, таких как Китай и Россия.
Это при том, что жители Запада не были склонны передавать знания и технологии Ирану, даже когда эта страна была среди их союзников. Если мы изучим внешнюю торговлю России за последние годы, то увидим, что страна расширила свои экспортные направления, а также количество товаров для экспорта.
Говоря о двусторонних экономических отношениях, можно также упомянуть строительство различных фаз Бушерской АЭС с помощью россиян или строительство гидроэлектростанций и соглашение об электрификации железнодорожных дорог в Иране.
Между двумя сторонами есть также некоторые соглашения об оружии и военном деле, экономические аспекты которых значительны.
Вопрос: А как насчет политических связей Тегерана и Москвы?
Ответ: Политические отношения между Ираном и Россией в последние годы были свидетелями взлетов и падений, в частности, после Исламской революции в Иране или распада Советского Союза. Но можно сказать, что после того, как президент Путин занял свой пост во второй раз, у сторон наметилась тенденция к улучшению двусторонних отношений. Однако, несмотря на рост связей, мы все же не можем сказать, что общие отношения вышли на стратегический уровень.
Вопрос: Как вы оцениваете сотрудничество двух сторон в региональных вопросах?
Ответ: Тегеран и Москва начали свое региональное сотрудничество с поездки в Москву мученика генерал-лейтенанта Сулеймани. В 2014-2016 годах он провел встречи и переговоры с президентом Путиным, когда убедил президента России в военном присутствии в Сирии. Можно сказать, что командующий КСИР заложил основу связей Тегеран-Москва в регионе. После состоявшихся встреч стороны также начали новый этап общих отношений. Например, Россия впоследствии возобновила поставки Ирану ракетного комплекса С-300. Можно сказать, что после этого Иран и Россия начали беспрецедентное региональное сотрудничество, которое продолжилось ослаблением террористов ИГИЛ в Сирии. Они также могли бы наладить сотрудничество для разрешения кризиса в Сирии, не отдавая при этом роль западным странам.
Ключевая роль командующего КСИР генерал-лейтенанта Сулеймани в развитии отношений между Ираном и Россией и их сотрудничества в Сирии неоспорима.
Вопрос: Можно ли считать Россию и Иран соперниками в Сирии?
Ответ: Конечно, у сторон есть некоторые разногласия по сирийскому вопросу, что естественно, но мы не можем назвать их конкурентами. Стоит отметить, что все ролевые игроки, участвующие в разрешении сирийского кризиса, и все сформированные коалиции между такими странами, как Турция, Катар, Египет, Эмираты, Саудовская Аравия и США, не только потеряли свое предыдущее сотрудничество, но и нашли некоторые разногласия, споры и враждебность по поводу своих позиций по этому вопросу. При этом, Тегеран и Москва смогли успешно наладить сотрудничество в Сирии, несмотря на все различия в их интересах. У двух партнеров также есть некоторые планы на будущее сотрудничества в Сирии.
Вопрос: Учитывая, что и Иран, и Россия являются крупными экспортерами энергии, можем ли мы сказать, что они могут столкнуться с некоторыми конфликтами в их общих интересах в долгосрочной перспективе?
Ответ: Кто-то может сказать «да», учитывая тенденцию обеих стран экспортировать нефть и газ в Европу или другие рынки.
Но мы должны помнить, что быть крупными экспортерами нефти и газа не обязательно значит быть конкурентами. Возможно даже обратное; две страны могут достичь взаимных интересов, если будут идти рука об руку.
Иран и Россия могут играть большую роль на международном энергетическом рынке, устанавливая цены, контролируя поставки и т. д. Например, идея создания Форума стран-экспортеров газа была первоначально выдвинута Ираном, а затем поддержана Россией. То же самое и с ОПЕК +.
Фактически, Тегеран и Москва могут больше выиграть, если будут партнерами, а не соперниками.
Кроме того, следует отметить, что по некоторым причинам Россия не следует своей прежней политике эксклюзивного экспорта энергии в Европу. Теперь у них есть хорошие покупатели на востоке, то есть в Китае. Россияне обнаружили, что их усилия стать единственным экспортером газа в Европу не принесли результатов, в частности, за последнее десятилетие Россия потеряла около 20 процентов своей доли на европейском газовом рынке, поскольку европейцы были склонны диверсифицировать своих поставщиков энергии.
Другой вопрос касается Ирана, который применяет жесткие санкции. Санкции США против Ирана помешали стране развивать свои энергетические связи с Европой. Кроме того, если Иран выйдет из-под санкций и разрешит все споры с европейцами, стране потребуется около 10 лет, чтобы подготовить инфраструктуру и взносы для начала экспорта энергии в Европу.
Поэтому нельзя рассматривать Иран и Россию как соперников в этом секторе.
Вопрос: Чем вы объясняете позицию России в отношении экспорта иранского газа в Турцию?
Ответ: Не следует винить Россию в этом. Сложности с экспортом иранского газа в Турцию следует объяснить спорами Тегеран-Анкара. Именно турки решили перенести своего поставщика газа из Ирана в Россию. Турция сейчас делает огромные инвестиции в средиземноморские газовые и нефтяные ресурсы, что избавит страну от потребности в иранских энергоресурсах. Страна планирует превратиться в крупнейший энергетический узел региона.
Вопрос: Может ли сотрудничество Тегерана и Москвы противостоять гегемонии США, то есть их политическому, экономическому или военному превосходству?
Ответ: Мы не должны забывать, что время формирования блоков, восточных или западных, прошло, но дело в том, что сотрудничество Тегерана и Москвы может иметь большое влияние на гегемонию и одностороннюю политику США. Такое сотрудничество, в том числе и с Китаем, может нейтрализовать антииранские санкции. Это также может негативно повлиять на США в долгосрочной перспективе.
Гегемония США в долгосрочной перспективе может принести Америке нежелательные результаты. Но все это не означает формирование антиамериканского или восточного блока.
Вопрос: Как Россию можно считать значимым партнером для Ирана?
Ответ: По сравнению с западными странами, Россия никогда не пыталась оказать давление на Иран и не нанести вред государственности. Страна выступает за расширение связей с Ираном в различных сферах. Это делает Китай и Россию важными партнерами для Ирана.
Следует отметить, что, несмотря на пропаганду врагов, Россия - хороший партнер, а враги всегда стремились представить ее, как ненадежного.
Западные СМИ сравнили план 25-летнего сотрудничества Ирана и Китая с Туркманчайским договором, чтобы показать иранскому народу, что ни одна из этих стран не является надежным партнером для Ирана.
Западные СМИ начинают различные кампании против любого сотрудничества между Ираном и другими странами, кроме западных. То же самое и с 25-летней "дорожной картой" Иран-Китай. Ожидается, что то же самое произойдет с неизбежным долгосрочным соглашением о всеобъемлющем стратегическом сотрудничестве между Ираном и Россией.
Запад никогда не был заинтересован в налаживании какого-либо сотрудничества между Тегераном и Москвой по нескольким причинам.
Прежде всего, это геополитическая причина. Объединившись, Иран и Россия могут создать уникальный географический путь, который простирается от Персидского залива до Восточной Европы и к западу от Китая.
Второй - коэффициент энергии. Тегеран и Москва могут иметь огромное влияние на международный энергетический рынок.
Третий фактор - независимая внешняя политика, которую проводят обе страны. Они обе выступают бок о бок против гегемонии США, хотя сами по себе являются крупными державами в регионе.
Мы не должны забывать, что после распада Советского Союза, США всегда считали сдерживание региональных держав одним из своих главных приоритетов. Поэтому американцы не хотят, чтобы Иран или Россия выступали в качестве региональных держав, и они также не хотят, чтобы Тегеран и Москва были партнерами.
Как мы стали свидетелями, западные СМИ сравнили план 25-летнего сотрудничества между Ираном и Китаем с Туркманчайским договором, который был заключен между Персией и Российской империей еще в 1828 году. Это сравнение должно было показать иранцам, что ни Китай, ни Россия не являются надежными партнерами для их страны.
Несомненно, враги развернут кампании против любого возможного долгосрочного сотрудничества между Ираном и Россией и в будущем.
Интервью взял: Хания Садат Джафария
*ИГИЛ признано террористической организацией решением Верховного суда РФ и ее деятельность на территории России запрещена.
Комментарии
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий